37 минут на размышление

Геннадий Котов
     Нилт взял протянутый ему гибким манипулятором конусообразный предмет. Правильной формы, с изумрудным отливом и гладкой поверхностью, он совершенно не походил на обломки тех скал, которые в изобилии окружали капсулу.
     Кто бы мог предположить, что такая находка произойдет именно здесь, на крохотном спутнике большой планеты - спутника обыкновенного красного гиганта. Не успел Нилт осознать торжественности момента - быть может, он стал свидетелем редчайшего события в истории человечества! - как вдруг в наушниках раздался встревоженный голос. Вызывали с главного корабля, нашедшего временное пристанище на первой планете, открытой в этой звёздной системе.
     - Я - <<Спектр>>, слышу вас хорошо, - в голосе Нилта ещё слышались нотки радостного волнения от сделанного им открытия.
     - Командир срочно отзывает всех косморазведчиков. Тебе приказано вернуться на базу.
     - Но у меня есть веские причины, чтобы задержаться на планете на двое-трое  суток.
     - На всем радиодиапазоне отмечено лавинообразное возрастание излучения красного гиганта. Ну, все, я тебя предупредил - отключаюсь.
     Вернувшись на борт ракетоплана,  Нилт отдал киберпилоту приказ о пяти минутной готовности перед стартом. Прозрачный контейнер с драгоценной находкой он прикрепил к металлической стенке, за  которой располагалась фотонная начинка мозга корабля.
     Заканчивался счёт предстартового времени. <<Три, два, один, ноль, пуск!>> - считал про себя Нилт, глядя на табло монитора, но мощные двигатели ракетоплана молчали.
     Почему не взлетаем? - встревожился он.
     - Прежде чем мы стартуем, - ответил ему киберпилот, - Вы должны составить без моего участия алгоритм.
     - Какой алгоритм? - удивился Нилт. - Что ты Коми? - таким ласковым именем он называл фотонный мозг корабля.
     - Мне необходимо убедиться, что передо мной существо, способное логически размышлять, а, значит, имеющее полное право распоряжаться моими блоками, - металлическим голосом отчеканил киберпилот.
     Машина отказывалась подчиняться человеку! Что-то случилось, блокирована память на восприимчивость человеческого голоса.
     - Какой алгоритм ты хочешь от меня услышать?
     - Алгоритм возведения любого двухзначного числа в квадрат.
     В памяти космонавта неожиданно всплыл метод, которым он иногда пользовался, не прибегая к помощи ЭВМ. Правда, он применим только к числам, оканчивающимся на цифру “5”.
     - Слушай свой алгоритм, - начал Нилт. - Первую цифру возводимого двухзначного числа, обозначим её через “А”, умножаем на “А плюс один”. К полученному результату прибавляем концовку в виде возведенной в квадрат второй цифры.
     - Ответ неполный.
     - Фотонный болван... - взорвался Нилт. Малейшее промедление грозит нам обоим неминуемой гибелью...
     - Алгоритм, назовите алгоритм, - требовал киберпилот.
     - Я сотру твою память, - не унимался Нилт.
     - Тогда вы, несомненно, погибните.
     В душе Нилт проклинал тот день, когда компьютерам полностью доверили управление космическими кораблями. Если бы на борту оказалась кнопка <<Запуск>>, тогда бы...
     Размышления косморазведчика были прерваны - с экрана связи на него смотрел командир <<Эльбруса>>.
     - Я вас вижу и слышу, командир, - откликнулся Нилт.
     - Почему не отвечаете? <<Спектр>>, ответьте мне, - повторил свой вызов командир. - Мы вас не видим и не слышим. Приказываю: немедленно взлетайте. Звезда перешла в стадию <<максимального спектра>>! Курс держите куб - пространство Д - двести пять...
     Космические помехи окончательно задавили сигнал, пропали изображение и звук. Переключившись на канал внешней телекамеры, космонавт впился глазами в экран, стремясь увидеть невидимый план: ракетоплан находился на ночной стороне пустынной планеты.
     - Послушай, Коми, - наконец сдался он, - сколько времени в моем распоряжении?
     - Тридцать семь минут. Дальше старт будет бессмысленным.
     - Могу ли я воспользоваться дисплеем?
     - Да. Все операции, за исключением простейших арифметических действий, блокированы.
     - Хоть за это спасибо, - пробормотал Нилт, склоняясь над пультом. Для начала он решил взглянуть одновременно на все возведенные в квадрат двухзначные числа. С монитора на него смотрели ни о чем не говорящие столбцы трехзначных и четырехзначных чисел. Трудно было уловить в этом хаосе что-то общее, связывающее их в стройный алгоритм. Лишь те двухзначные числа, которые кончались на цифру пять, подчинялись одной незамысловатой закономерности. Остальные же...
     - Сколько осталось времени? - резко спросил космонавт.
     - Тридцать две минуты.
     - Только без паники, - решил Нилт. - Спокойствие и только спокойствие!
     Еле заметным движением человек дотронулся до кнопки на ручке овального кресла, и к ногам устремился поток инфракрасных лучей, а из прикрепленной к высокой спинке подушечки для головы в мозг пролились невидимые микроволны.
     - А если предположить, что все числа, заканчивающиеся на пять, являются лишь одним звеном в той закономерности, которую я знаю? - продолжал вслух размышлять Нилт.
     Минут через пять он быстро набрал цифры на клавиатуре пульта. На экране высветились десять столбцов, в каждом из которых содержалось по девяти равенств. Первые их возводимые числа заканчивались на одинаковую цифру.
     Космонавт был уверен в выбранном пути: искомый алгоритм заключался именно в таком расположении чисел. И всё бы выглядело превосходно, если бы не маленькая неувязочка с рядом цифр от нуля до четырех, включительно, и от пяти до девяти...
     - Коми, проверяй, - Нилт быстро вывел на экране закономерность.
     - Правильно, - последовал ответ киберпилота, - можете приказывать мне.
     - Сколько осталось времени?
     - Четыре минуты.
     - Приказываю немедленно стартовать. Курс - куб - пространство Д двести пять.
     - Измените свое решение, Вам ничего не угрожает, - неожиданно услышал он вместо привычного подтверждения: <<приказ понял, приступаю к исполнению>>.
     - Что?! Опять! Мы же договорились, Коми!..
     - Вся мыслительная система вашего корабля была временно блокирована. <<Фотонный болван>> - как Вы его назвали, отключил внешнюю связь, синтезировал речь командира <<Эльбруса>>  и провел с Вами небольшой эксперимент. Успокойтесь, звезда не взрывалась, и Вам не грозит опасность.
     - Кто вы?! - едва вымолвил Нилт.
                *     *     *
     - Испытуемый выполнил минимум условия на разумность и может отвечать за свои поступки, - донесся голос из гиперпространства. - Считаю целесообразным вступить с представителем земной цивилизации в контакт.
 
Геннадий Котов, студент группы 14-501.
   
<<Пропеллер>>, 16 сентября, 1986 г.