Дерево справедливости и долголетия...

Лариса Вер
В одной стране жил очень необычный султан. Всем дарам он предпочитал саженцы плодовых деревьев. Мечтал султан посадить такой сад, чтобы росли в нем деревья со всего белого света.
Однажды пришел к нему странный человек. Корабль его разбился о скалы, весь свой товар он потерял в морской пучине, но спас и  принес в дар маленький саженец дерева уйва. Бледно-зеленая веточка была заботливо укутана во влажную ткань и спрятана от яркого южного солнца в плетеную трубочку.

- Как же ты спас саженец, если сам чуть не погиб в шторм? – спросил его султан.
- Я старался для тебя, государь. Ты затеял великое дело, но чтобы создать такой сад, как задумал, понадобится много сил. Это дерево – уйва – может помочь в этом. На родине этого удивительного растения его называют деревом благодарности.
- Почему так? – удивился султан, закидывая очередную виноградинку в рот.
Странный даритель поправил складки своей обветшавшей одежды, тихонько улыбнулся и произнес:
- Плоды у уйвы – нежные и сочные, хорошо утоляют голод и жажду. Но, самое главное, уважаемый султан: только тому человеку, кто за ним ухаживает, плоды даруют силу и молодость, несмотря на возраст. У тебя много садовников. Тот, кто будет оберегать от гусениц листья, а от червей корни этого дерева - не станет стариться. И через 10 лет будет также полон энергии, как и сегодня.
- Чего ты хочешь в качестве награды за удивительное дерево? – спросил султан.
- Немного…. Я уже немолод, великий султан, позволь мне остаться в твоем краю жить. Разреши построить дом на берегу моря и зарабатывать на жизнь тем, что я найду в его водах.

Очень удивил такой ответ султана. Всегда просили коня, золото или жемчуг – все, чем славилась его земля.
- Живи. Но неужели это твое единственное желание?
- Все, чего я хочу - чтобы мне никто не завидовал. Жить спокойно и в гармонии с собой, - загадочно ответил странник. Поклонился и пошел к выходу. Но у самой двери оглянулся.
- Что-то еще?
- Уйва не терпит несправедливости…

Султан хотел отдать распоряжение посадить юное деревце, но вспомнил, что силу и молодость обретет лишь тот, кто за ним ухаживает. Он взял лопату и пошел сажать сам.
Каждый вечер на закате и первые лучи солнца на рассвете султан встречал в своем саду. Два высоких холма были засажены инжирами, грушами, яблонями, рамбутанами, лимонами…. Как необычен и прекрасен был сад, в котором за каждым деревом ухаживали как за любимой дочкой! Триста садовников трудились день и ночь, чтобы не допустить в сад опасных гусениц, уберечь от редкого холодного ветерка, поливать только теплой водой и в нужное время. За уйвой султан ухаживал сам. Через год он впервые попробовал нежную мякоть плода, и почувствовал, как мышцы стали сильнее, а суставы перестали болеть… Каждый день он ухаживал за деревцем, и креп – то ли от физической работы, то ли от необычного свойства уйвы…
Странный даритель поселился на берегу моря. Сначала он жил просто под открытым небом, потому что дома у него не было. Постепенно он построил дом, к султану больше никогда не приходил….

Прошло десять лет….

Как-то султан объезжал свои владения и обратил внимание на очень красивый замок.
- Какой невежда построил такую роскошь, достойную султана? Почему я ничего не знаю? – разгневался султан.
- Здесь живет тот странник, что подарил тебе дерево уйвы, - с поклоном ответил слуга.
- Я желаю его видеть!
Вечером к правителю привели роскошно одетого красавца-мужчину. На бывшего бездомного и бедного странника он нисколько не походил.
- Рад видеть тебя, о султан! Как поживает мой подарок?
- Уйва великолепна! Я весьма благодарен тебе за подарок. Но…. как ты превратился из бедняка в богача? Ты воруешь у меня из казны?
Султан действительно был в замешательстве. Богатая одежда бывшего странника могла соперничать с его нарядами, а замок не давал покоя нехорошему чувству зависти….
- Ты позволил мне жить на берегу твоего моря. Все, что я имею, я достал из его вод голыми руками…
Не поверил султан таким словам и велел проследить за необычным богачом. Через несколько дней ему доложили, что на рассвете это чудак по часу плавает в море. И всегда выходит из моря с горстью жемчуга! Он собирал жемчужины в море как простые камни – легко и просто!
- Какой нахал! – воскликнул султан, - он ворует из моего моря мой жемчуг!
В тот же вечер султан выгнал из своего государства дарителя уйвы. Трое слуг отвезли связанного человека в пустыню и бросили на горячий песок.

Султан не был злым и коварным, но терпеть рядом с собой человека, который был равен ему по богатству - было ему не по сердцу.

На следующее утро султана разбудили встревоженные голоса садовников. На его чудесный сад ночью напали странные мошки. Они облепили уйву так плотно, что листьев не стало видно. Остальные деревья тоже постепенно укутывались в облака мошкары. Мелкие мошки очень быстро залепляли какой-то липкой жидкостью все листики деревьев. Весь сад стал задыхаться: деревья ведь дышат листьями….
- Скорее, скорее, мой государь, - чуть не плача, кричал главный садовник, - надо что-то делать. Через несколько дней весь ваш чудесный сад умрет!
Но дожди были редкостью в этих местах. А пресная вода ценилась на вес золота. Мыть деревья не было возможности. К полудню сад было не узнать: под роскошной уйвой лежали все опавшие недозрелые плоды, другие деревья стали вянуть с каждой минутой. Тут султан вспомнил, что сказал чужестранец, когда дарил: «Уйва не терпит несправедливости!»
- Найдите мне того человека, что подарил мне саженец уйвы! Иначе я казню всех!!!

По пустыне всю ночь ходили с факелами слуги султана. Но нигде не могли его найти. Через три дня весь сад сбросил листья. Уйва высохла окончательно…. А султан стал стремительно стареть… Через неделю то ли от горя, то ли от немощи тела он не смог встать утром с кровати.

Вот тут-то чужестранец сам пришел в его спальню. Но не успел он подойти к постели султана, как тот сам остановил его властным движением руки:
- Спасибо тебе за урок, чужестранец! Я пустил в свое сердце зависть. И выгнал тебя….
- Ты прав, мудрый султан! Я всю жизнь скитаюсь по миру в поисках места, где никто не будет завидовать моему умению жить дарами моря. Да, я могу плавать как рыба, видеть под водой, нахожу жемчуг и тем живу…. Почему люди всегда завидуют другим, не ценя того, что имеют сами?
- Я не трону тебя больше. Но мой сад?! Неужели он умер? Я столько лет старался вырастить необычный фруктовый рай!
- Надо попробовать все исправить!
К уйве султана принесли на руках слуги. Он обнял ствол дерева:
- Не умирай! Я понял свою ошибку…

Неожиданно к нему на колени упал почти созревший плод дерева, которое дарует справедливым и трудолюбивым людям долголетие….Дерево подарило опять семена и надежду на уважение к труду, справедливость и долголетие...

Аудиоверсию сказки можно послушать здесь:
https://t.me/lverbarhat/3