Гл. 2. Убила словом родную мать

Александр Бойко 2
Гл. 2. Убила словом родную мать.

        Следующая история произошла в одном из сел Красноармейского района Донецкой области где-то в начале 1930-х годов, в разгар коллективизации и борьбы с «опиумом для народа» – верой в Бога. Моя собеседница слышала ее от своей матери, жившей в том же селе. 
В тот день Мария М. наварила вареников с картошкой и усадила за стол детей.
Трапеза была в самом разгаре, когда хозяйка вдруг увидела в окно свою мать, спешащую к их дому. Бабушка сильно любила внуков и часто забегала в гости проведать детвору.
– Ховайтэ, диты, варэныкы! – крикнула мать детям. – Чорты бабу нэсуть!…
Время, конечно, было голодное. Но дело тут, разумеется, не только в этом и даже не в характере хозяйки, который весьма зримо просматривается в вышеприведенной фразе. Уши лукавого духа зла, искусившего молодую мамашу, видны здесь почти невооруженным глазом. Видна и его коварная ухмылка. Но…
Я не знаю, были ли мать с дочерью верующими людьми, но то, что в данном случае они умудрились не заметить происков дьявола, так любящего провоцировать людей на конфликты, несомненно.
        Иначе бы дело до трагедии не дошло.
        Впрочем, абсолютное большинство верующих не умеют распознавать 99 из 100 провокаций лукавого. Но об этом позже…
Бабушка была искренне рада встрече с внуками, перецеловала их, расспросила о делах-заботах.
Когда остались они вдвоем с самым младшим из них, он неожиданно спросил:
– А как это тебя, бабушка, чорты нэслы к нам?      
– Какие еще чорты?… – не поняла и сильно удивилась женщина.
Внук с наивной доверчивостью пересказал ей то, что услышал от матери около часа назад.
Бедная женщина так сильно расстроилась, что потеряла всякий интерес  жизни, начала чахнуть и буквально через месяц-другой умерла…
Предвижу знакомую реакцию читателя, возмущение по поводу той дочкиной реплики. Суть такой реакции я вынес в заголовок этой главы: «Убила словом родную мать…»
И это правда, потому что сила зла и осуждения воистину убийственна.
        Но проще всего критиковать и осуждать грубую и жадную дочь, отправившую преждевременно в могилу родную мать. Однако, мне кажется, в данной ситуации нужны не критика или осуждение, а искреннее сострадание к этой заблудшей душе, искушенной духом зла.
Помните, в Евангелии от Иоанна рассказывается о женщине, взятой в прелюбодеянии, которую привели к Христу. По закону Моисееву она должна была подвергнуться казни через побивание камнями.
       Но пришел Спаситель рода человеческого, отменивший злобное и жестокое библейское законодательство.
       «Кто из вас без греха, первыми бросьте в нее камень», – сказал Он книжникам и фарисеям. И каждый из осуждающих блудницу вдруг увидел свою смертельно ядовитую греховную бездну, и опустилась его рука.
        Жаждущие расправы судьи уходили по одному.
        А когда остались они вдвоем – женщина и Христос – Спаситель сказал ей: «Где твои обвинители, женщина? Никто не осудил тебя?… И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». 
Беря на себя смелость критиковать или осуждать другого человека, в чем-либо провинившегося, мы подвергаем его в духовном плане смертельному избиению камнями. Мы творим самосуд, на который не имеем никакого права. Ведь истинным судьей грешника может быть только Бог и собственная совесть человека.
В заключение этой грустной истории мне бы хотелось сказать еще несколько слов.
Причиной смерти матери стала не только грубость и жадность ее дочери, но и гордость, обидчивость, излишняя жалость к себе со стороны самой пострадавшей. То есть трагедия, как мне кажется, произошла из-за катастрофического недостатка любви к ближнему между двумя самыми близкими людьми. А также недостатка истинного сострадания, истинного долготерпения, истинной доброты. А может быть, им не хватало истинной веры?
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о том, что дьявол атакует нас через ближних? Добавлю от себя: особенно болезненно и коварно он атакует и наносит нам удары и раны через наших самых близких, самых любимых нами людей.
При наличии истинной веры, истинной доброты и любви мать именно так бы и восприняла оскорбительную реплику своей вовсе не злобной, но заблудшей дочери. И вместо смертельной обиды молилась бы за несчастную дочь, искушаемую коварнейшим духом зла.
Впрочем, умению прощать окружающих надо учиться каждому из нас. Только тогда мы не погибнем от смертельных обид, нанесенных нам ближними или окружающими по слепоте и неведению. И обидчиков наших сумеем спасти своими терпением и добротой. Не только своими силами, разумеется, но с Божьей помощью и Божьей любовью.