Совесть

Лара Козиорова
Совесть.
                Со-весть (весть, проникающая в сознание). Слово «Совесть  указывает на тесную связь, в которой сочетается сознание с мудростью. Совесть – это всегда глас Бога, проникающий в сознание человека. 
              В жизни человека совесть является его строгим внутренним прокурором, нравственным регулятором поведения, голосом, который всегда правдив, ибо не работает на человеческий эгоизм. Совесть, как внутренний голос, пробуждается с ростом осознанности. У некоторых людей этот «внутренний прокурор» часто задавлен «внутренним адвокатом» (голос, внутреннего диалога, оправдывающий любое злостное, разрушительное, или просто эгоистическое поведение личности). К тому же, уже известно, что в сознание человека могут проникать и другие тонкие структуры (фактор внедрения), сбивающие его  на неверный шаг и поступки, и которые  мозг этого человека может распознавать как свои собственные мысли, однако это иногда не соответствует действительности, а потому в писаниях сказано:
"Испытывайте духов, от Бога ли они" Иоанн (1 Посл. 4, 1). Это предупреждение применимо как раз к нашей теме совести, ибо  совесть с древнейших времен понималась скорее как божественное вмешательство, вовремя приходящее на помощь человеку в поворотных пунктах его судьбы.
              Такие чувства как эмпатия, сострадание, сопереживание итд, могут проснуться в личности человека лишь через наличие совести. Можно сказать, что совесть – это великий психологический феномен, и в какой-то степени совесть близка к стыдливости (хоть эти два чувства не являются одним и тем же), когда человеку становится стыдно за себя, за свое поведение, за свой характер; или даже может быть стыдно  за  поведение другой  личности  перед, например, близким человеком, или даже перед обществом. Иногда бывает стыдно и за все человеческое общество в целом перед матерью-Землей, перед Богом…
             Феномен совести способствует развитию самонаблюдения и самоанализа. Сократ отмечал, что совесть есть источник нравственных суждений личности о самом себе, или о ближнем. В словаре В. Даля совесть обозначается как "нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее от лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда в различной степени развития".
              Совесть не имеет устремлений, или идеалов, но она есть показатель гармоничного взаимодействия с системой ««я»-мир». Совесть сигнализирует личности о выраженных перекосах при взаимоотношениях, и о том, что их необходимо исправить. Совесть – это духовное качество личности человека, заставляющее его задуматься над происходящим и почувствовать ту боль, которую может прочувствовать только душа; совесть являет собой маяк, сигнализирующий о взрослении личности; через совесть происходит раскрытие и дальнейшее взращивание духовного потенциала человека.
«В совести человека заключается сила, стоящая выше человека, следовательно, указывающая на вышечеловеческий принцип».
Олесницкий, «История нравственности и нравственных учений».
«Совесть представляется нам как бы отражением объективного порядка природы, присущего нравственной жизни, как он проявился в нравах и праве… и народ, который совершенно утратил бы то, что мы называем совесть, не прожил бы ни одного дня».
Паульсен, «Основы этики».
              Когда у человека молчит совесть, это далеко не значит, что он пребывает в  гармонии и взаимодействует с миром относительно духовных законов, к сожалению, у многих людей часто молчит совесть, но лишь потому, что ей прочно наступили на горло… Многие предпочитают не слышать свою совесть, многие  и вовсе забивают тихий голос совести своим бесконечным внутренним диалогом, оправдывающим все разрушительные по отношению к другому «я» поступки.
Совесть - это карма для человека. Карма в виде предупреждающего тихого, но настойчивого внутреннего голоса, побуждающаяя человека сделать шаги к исправлению каких-то искажений в его поведении, и всвязи с этим, что-то переосмыслить в своей жизни. Во многих случаях, совесть – путь к раскаянию. Через раскаяние душа очищается, и только по-настоящему сильный духом человек способен признать свою неправоту , извиниться и покаяться. Если уж случается такая ошибка в его жизни. Потому что он не зациклен на своем "я" и видит, и чувствует  боль другого. Но люди, слабые духом никогда не покаются, и они всегда "правы" в их сознании, потому что давно заглушили голос своей совести, и очень прочно - чтобы и впредь молчала. Они чутки лишь к себе, и только затронь их эгоизм - их самость тут же поднимет свою агрессивную голову. Такие огрызаются, нападают, но не раскаиваются.
          В  идеале надо стараться жить так, чтобы не за что было извиняться. Возможно ли это в этом мире, где море хамства, агрессии и разных эмоциональных провокаций, каждый ответит себе сам.
          Влияет ли ближайшее окружение человека на развитие такого качества, как совесть? Воспитание, безусловно, влияет на развитие этого чувства, но все же, с течением жизни, человек сам взращивает свою совесть, либо предпочитает отказаться от нее вовсе. У людей с тонкой и чувствительной к чужому несчастью психикой, совесть хорошо развита с детского возраста. Это уже качество души и сознания человека. Может ли совесть мешать «жить»? Ответ не может быть однозначным: каждое сознание само для себя определяет, является ли для него совесть помощником в этой жизни, маяком, не позволяющим стать черствым, или же фактором, назойливо мешающим сделать так, как хотелось бы эгоистической натуре. Однако, если человек слышит свою  совесть (хоть и старается отвернуться от нее), это уже хорошо.
Качества личности, сопряженные с совестью: ответственность, честность, справедливость, самоконтроль, самооценка и самоанализ, порядочность и духовность, честь,  эмпатия/сострадание/сопереживание, уважение, доброта, объективность суждений, а также   стремление к повышению уровня понимания. Умение вовремя извиниться и признать свои ошибки – важный этап становления личности.  К сожалению, в современном мире, людям свойственно обидеть ближнего и даже этого не заметить… И  как часто люди, даже понимания, что были грубы, или неправы, все равно продолжают стоять на своих позициях, отстаивая свои интересы любой ценой, либо потому что так выгодно их эгоизму, либо просто амбиции не позволяют «опуститься» до извинений и признаний своей неправоты.    
          К.Юнг считает, что «далеко не всегда основанием совести является субъективная моральная оценка - голос совести часто звучит в момент архетипической констелляции. А именно встречаются случаи, когда переживаются острые муки совести, хотя для них нет видимых оснований».  И во множестве случаев этот факт можно объяснить  не  самообманом, а включением зоны подсознательного,  в момент, когда память, при воздействии какого-либо катализатора, неявно сигнализирует о каком-то забытом, или вытесненном событии и происходит перенос  волны прошлого в настоящее, и будничное сознание ловит эту волну, пока еще без попытки к ее анализу.
           Есть ли совесть у животных? Конечно такого переживания и осознавания своей совести, как у человека, у животных нет, да и эволюционно это пререгатива человека, однако, ученые, наблюдающие за сознанием высших животных, сходятся во мнении, что высшее животные, способные испытывать эмоции и чувства, вполне осознанно переживют и чувство обиды, счастья, радости, а также совсем зачаточные состояния эмоций стыда и вины, где последние перечисленные есть проекции к развитию совести.
           Совесть – это проекция в Высшее Я человека. В свое время еще З.Фрейд выдвинул концепцию о "Сверх-Я" человека. И это  "Сверх-Я" выступает  не как, например, наследуемая психическая, структура, но скорее как приобретенное сознанием личное достояние, через осознанность, нравственность и через личный моральный кодекс.   Через совесть происходит расширение  сознания, это один из этапов умирания низшего манаса, животного начала в человеке. Когда человек сродняется со своей совестью, он начинает жить в Духе. И это есть этап постижения что такое любовь к людям: живущий в Духе никогда не поступит со своим ближним разрушительно, агрессивно или деструктивно, напротив, живущий в Духе и действующий от Духа уважая себя, будет уважать и других; понимая себя, будет понимать и других; и не поступит с ближним так, как не поступил бы с самим собой. Живущий в Духе и действующий от Духа, будет искать способы помочь, направить, или настроить своего ближнего на мышление созидания, на принятие ответственности за свою жизнь и поступки, на обретение духовной силы, на путь, который поможет человеку осознать свое величие Человека в этом мире. И тогда голос совести естественным образом будет звучать все реже и реже, ведь  в нем почти уже не будет нужды.