В гостях у бабушки Яги

Комиссар Катар
Скольких персонажей славянской истории оболгал западный мир и пересчитать не каждому математику дано. Практически нет такого реального или сказочного героя., по которому бы не прошелся злой язык европейских «ценителей» славянского культурного наследия.
Мы нередко воспринимаем наши исторические корни со слов людей, писавших русскую историю и судивших о славянской культуре, не знавших даже русского языка. Так та история которую мы изучаем, писана немцами Миллером и Шлёцером, которых не раз побивал русский мужик Ломоносов Михайло, заявлявший, что все написанное этими академиками, не что иное, как несусветная ложь.. За что последние просили у императрицы не много не мало, а смертной казни для великого ученого.
Скажем прямо – до Михайлы свет- Васильевича русской науки просто не существовало. Была в ней сплошная мифология во всех ее сферах. Начиная от естествознания и заканчивая культурой. Конечно, были  среди заезжих проходимцев  настоящие ученые. Они то и оставили след в мировой науке, лишь благодаря своему таланту и тому, что присматривались к русской самобытной культуре, слушали и понимали язык великого народа, а главное внимали нашим преданиям, сказкам, пословицам.
Ни один народ мира не может похвастаться таким количеством мудрости, оставленной нашими предками в самобытном народном творчестве. А русский не только может, но и охотно делится с другими народами своей мудростью. Братья Гримм не стеснялись говорить, что все «придуманные» ими сказки, они написали, обработав славянские сказки и дав персонажам новые имена. Ведь если присмотреться к любой европейской сказке, то с уверенностью можно найти прототип в русском наследии, вот только наше много богаче, чем представленное в Европе. А причина тому очень веская. Для того, что бы создать образ, автору нужно понимать его, думать как он и жить его жизнью. А автором то целый народ является !!! Так может ли немец написать правду о домовом или скажем о Кощее Бессмертном? Однозначно нет !!! Для этого нужно вырасти в русской среде и с раннего детства, после катания на санках, слушать на теплой печке сказителя – ветхого деда, который обязательно приврет от себя, но никогда не нарушит поучительную сторону рассказа. Сказка хоть и ложь, да в ней намек, доброму молодцу урок !!!  А уж про девиц и говорить нечего, для них в культуре сказа Руси прописан целый катехизис, до которого библейским сказаниям Ветхого Завета еще дорасти нужно.
Обрати внимание , читатель, как описаны отрицательные персонажи русских сказок. Кощей просто явный представитель баронского западного рода. Колченогий, желчный, тощий… Посмотри на спецпредставителя Евросоюза баронессу Кетрин Эштон. Явно не Наташа Ростова или Анна Каренина. А прочие обитатели этого паноптикума? Смотри на образы и рисуй в своем воображении новых сказочных героев. Негде взгляду остановиться на скопище  тамошних лиц. И не сомневайся, что новые сказки пишутся и сегодня. Благо типажа предостаточно.
Русский народ именовал Запад Ливонией, что, кстати, тоже звучит не самым благозвучным образом.
Многое украдено из быта русского народа инородцами, но есть  персонажи, которые тамошнему населению не понять никогда. Один их них нам знаком с детства, и хотя мы его опасаемся немного, но все равно, к нему у русского народа достаточно доброе отношение, даже немного ироническо-веселое.
Речь пойдет о Бабе Яге.
Как не пытался западный обыватель создать у себя такой образ, у него кроме злой феи ничего не вышло. А знаете почему? Да он просто не понимал, кто это такая? Не чувствовал ее душой.
А между тем персонаж очень интересный и мы его понимаем подсознательно, от того то у нас к ней и такое отношение.
Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.
В волшебных сказках она действует в трех воплощениях. Яга-богатырша обладает мечом-Кладенцом и на равных бьется с богатырями. Яга-похитительница крадет детей, иногда бросая их, уже мертвых, на крышу родного дома, но чаще всего унося в свою избушку на курьих ножках, или в чистое поле, или под землю. Из этой диковинной избы дети, да и взрослые, спасаются, перехитрив Ягибишну. И, наконец, Яга-дарительница приветливо встречает героя или героиню, вкусно угощает, парит в баньке, дает полезные советы, вручает коня или богатые дары, например, волшебный клубок, ведущий к чудесной цели, и т.д.
Эта старая колдунья не ходит пешком, а разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть самокатной колеснице), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железной же палицей или пестом. А чтобы, для известных ей причин, не видно было следов, заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость..
Обратите внимание на персонаж, кота Баюна. Он  присутствует не во всех сказках про Бабу Ягу, а появляется лишь в одной из них про Василису Прекрасную. И там он ее защитник.
Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдёт спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей
Так кто же ты такая Бабушка Яга, живущая в таком окружении?
Все гораздо проще, чем, кажется в начале. А на Руси говорят « если кажется, то крестись».
 Баба Яга это тотем предков. Хранительница рода, извечная мать лесных славян.
Именно потому она и наделена такими качествами, на первый взгляд противоречивыми.
Древние славяне проживавшие в лесных дебрях, своих умерших хоронили в лесных избушках на курьих ножках. Даже сейчас, можно увидеть такие в тайге. Строились они на высоких пнях , на опушках лесов, обязательно дверями к лесу. Если путник заглядывал в середину, то видел мертвеца лежавшего ногами к  дверям.То есть видел он костяные ноги. Отсюда и выражение вынести «вперед ногами», означавшее покойника в доме.
Учитывая, что у славян был культ матери, да и вообще матриархат, женщин хоронили в избушках, а мужчин оставляли в берестяных колодах на земле рядом с ними.
А теперь вспомните, ранее написанное мной, о месте обитания Яги и питании ее человечиной. Тотем поедает свой род и такое положение дел напоминает, что рано или поздно мы все будем у предков, то есть мы смертны.
Яга воительница, знающая где лежит, или имеющая меч Кладенец, а значит готова всегда его предложить богатырю или встать на защиту своего рода сама.
Она же и воспитательница малых детей, которым говорит быть послушными и не ходить далеко в лес – иначе смерть. А  если дети и попадаются в ее избушку, то она не особо за ними присматривает и позволяет ее, мудрую старуху, перехитрить.
Что до ее подарков и мудрых советов, то все это говорит, что она заботливый тотем, который печется о своем роде. Яга обязательно поможет тому, кто честен по жизни и идет  на риск ради правого дела. Будут тебе и клубок, что укажет дорогу, и гусли-самогуды, и меч Кладенец и даже пирожки в дорогу. Главное попроси ее  по доброму и поговори по душам.
Не так ли мы обращаемся к Деве Марии в более позднем христианстве?
Вот этого и не понять пришлому немцу, для которого, чем страшнее сказка тем лучше.
Русская сказка существует веками и не меняет своего доброго содержания. Потому как, Бабу Ягу не возможно «опокемонить», а вот злую лесную фею сколько угодно. Европейский вор укравший русскую сказку, так и не сумел понять, какое же огромное сокровище и наследие ему досталось! Он смеется над русским дураком, совершенно не понимая, что наш Дурак, это древнеславянское имя, четвертого из братьев после Первака, Второка и Третьяка, самого маленького и несмышленого, которому то и наследства не будет, потому как традиция отдает все первым трем. А значит рассчитывать он может только на свои силы и от того он оказывается в конце концов самым умным,(да еще и с красавицей женой, которая из Василисы Премудрой станет Василисой Дурак, не мало про это не жалея) потому как ему кроме как на себя надеяться не на кого. Разве на тотем своего рода – славянскую Бабушку Ягу.
Вот и окончен сказ про эту старушку. Хотя я забыл главное!!! А где же живет Баба Яга? Должен, же быть у нее точный адрес в наш век  коммуникаций и технического прогресса?
Конечно, есть и у нее место  постоянного жительства, над которым в регулярные рейды по охране нашего славянского народа, она вылетает на своей ступе, правя помелом. И горе тому, кто обидит ее народ.
Кукобой это село в Ярославской области, на границе с Вологодской областью, для ориентира - рядом г. Пошехонье.
В 2004 Кукобой был объявлен «родиной Бабы-Яги» — её «день рождения» здесь празднуется 26 июля. Был также создан музей Бабы-Яги («избушка на курьих ножках»).
"В новогодние праздники детские письма стекаются не только в Великий Устюг к Деду Морозу, но и в едва заметное даже на карте области село Кукобой. Нет, здесь прописался вовсе не младший брат бородатого волшебника, а… Баба-Яга. Если обращения к сказочному деду полны меркантильных пожеланий, сказочной бабусе дети пишут просто так, от души.
"Здравствуй, дорогая Баба-Яга. Я много читала и слышала о тебе сказок. Я тебя уважаю, хотя немного побаиваюсь. Пусть ты не приносишь подарков, как Дед Мороз, но я просто хочу с тобой дружить".(из письма 6-летней девочки в село Кукобой, Ярославской области. Бабе Яге).
Слушай, дорогой читатель, то, что говорят дети. Они знают гораздо больше нас, своих взрослых соплеменников и понимают язык русской сказки лучше нас.

Баба Яга

Помню с детства много книжек.
Мне дружны были они.
Для девчонок и мальчишек
Сказки, что во тьме огни.

Сколько добрых изумлений
И загадочных начал,
Сколько страшных приключений
В сказках русских я читал?

Печка едет как машина,
На колдобинах трясет,.
На печи сидит детина,
Ложкой кушает компот.

Змей Горыныч над горами
Совершает свой полет
А в болоте меж холмами
Царь-лягушка счастья ждет

Добрый молодец сразился
И Кощея одолел,
А Иван воды напился –
Чуть козлом не околел!!!

Как смешно и интересно
И счастливый в них конец
Ну, сынок, скажи-ка честно,
Понял смысл? – спросил отец

В каждой сказке есть задачка
И она нам дорога
Вот сестра твоя казачка
Что ни есть – баба Яга !!!

Я на рыжую сестренку
Изумленно посмотрел
Две косы сидит в сторонке,
Явно в сказке не удел!!!

А где ступа? Нет избушки
И пропало помело.
Прямо скажем до старушки
Вредину не донесло!!!

Ну,  старушкой еще будет!
Она годам не указ!
Время с нами не то чудит!-
Начал мой отец рассказ.

Нам Яга рубахи ближе.
Из славянских древних тем
Она вряд ли кого ниже.
Бабка  у славян тотем!!!

Есть она хранитель рода,
Кладезь знаний и ума
И для русского народа
Обязательно нужна.

Дух великих предков наших,
Бабушка лесных славян,
Нет ее на свете краше,
Чем в сказаниях древлян.

И скажу я по секрету
Молвит древняя молва
Когда Род лепил планету,
Она девочкой была!

Помни, сын, что старость нужно
Сердцем добрым уважать
С дедом, бабой жить нам дружно
Старикам всем помогать.

Ну а если темным лесом
Ты Ягу застал в пути
Миг пришел тебе чудесный!
Ты судьбу свою спроси.

Помоги дрова старушке
До избушки донести
Пирожки тебе и плюшки
Вынет бабка из печи.

И дорогу верно скажет
Даст по жизни огонек.
Сказку добрую расскажет…
Поклонись ты ей, сынок.

Старость, в общем, не красива
И безжалостен к нам рок
Будь же бабушка счастливой
И спасибо за урок!!!