Медным тазом

Татьяна Блантер
   Моя мама обладала удивительным редким качеством – она умела внимательно слушать собеседника и никогда не умела отказывать в просьбах.
Этим пользовались наши соседки, забегавшие попросить  соли, спичек или занять десятку до получки. Получив своё, они надолго задерживались у порога, хотя на вежливое предложение пройти, только что  уверяли, что забежали на минутку.
   Начинались консультации на различные темы: кулинарные, касающиеся семейных проблем, просьбы что-нибудь сшить к празднику или испечь торт «Наполеон» на свадьбу. От слишком затянувшихся бесед мы испытывали неловкость. Папа, закрывшись в кабинете, курил и терпеливо ждал обеда, мама начинала нервничать. Закончить такую беседу мог лишь кто-нибудь вновь пришедший, и гостья тут же спохватывалась, что ей пора…
   Мне всегда было непонятно, почему нельзя было просто сказать тете Лиде, например, уйдите,  пожалуйста.  Однажды я всё-таки решилась прийти мама не помощь.
   Пришла знакомая мамы из соседнего дома. За каким-то пустяком. Кажется, в руках у нее был стакан подсолнечного масла. Долго прождав, когда же можно будет выйти в кухню и, отчаявшись, я пошла в наступление, решительно заявив
   - Мама, ну скажи ей, чтобы она ушла!
Тетя Мария потеряла дар речи, но, придя в себя,  ответила:
   - Какая у Вас невоспитанная девочка! В её возрасте  ( четыре года) пора знать, что можно говорить вслух, а что нет.
   Я невоспитанная девочка? Было обидно это слышать.
   И тут я вспомнила, как пару дней назад, соседка тётя Ида приходила просить у мамы медный таз для варки варенья. Уж такое оно вкусное получается в этом волшебном тазу и не пригорает, на что мама ответила, что таз давно уже у Марии, и ей неловко попросить его назад. Далее они перешли на идиш, значит,  дело было совсем плохо, и я не должна была это  слышать.
- А вы… вы  верните,  пожалуйста,  наш медный таз!
Что чужое воспитанные люди должны возвращать, это я знала. Поиграл, отдай.
Это был нокаут.
  В тот вечер мне попало, но я была собой довольна.
На следующий день таз перекочевал к тете Иде, где и остался навеки.
А я до сих пор сомневаюсь, правильно  ли поступила.
Какая разница, у кого остался навсегда наш медный таз,  доставшийся маме от бабушки Хаи.