Снова Маркони

Юрий Басин
      Друг прислал мне ссылку на статью в радиолюбительском сайте, где в очередной раз обмусоливается давно уже потерявший актуальность вопрос - кто "изобрёл радио". Я намеренно беру эти слова в кавычки, чтобы подчеркнуть их полную бессмысленность.
      Дело в том, что я ещё не встречал человека, который объяснил бы мне, что такое "радио". Расскажу курьёзную историю. Как-то раз уже очень давно я был в гостях у одной пожилой пары. В то время в домах ещё были "радиоточки", небольшие репродукторы, подключённые к городской радиотрансляционной сети. У многих, в том числе и у моих собеседников, был радиоприёмник и телевизор, но они не отказывались и от "радиоточки". Зачем отказываться? Абонентская плата - копейки, а эта штука что-то целый день привычно бормочет себе в уголке. Глядишь - по ней что-нибудь полезное скажут.
      Как всегда, зашёл разговор о болячках и лекарствах. Они мне говорят: "Ну как же ты не знаешь этого лекарства? О нём каждый день рассказывают по радио!" Оставим в стороне тот факт, что я жил за тысячи километров от них, где совсем другая радиотрансляционная сеть, и что у меня вообще никогда не было "радиоточки". Я спрашиваю: "По какому радио?" Показывают на репродуктор в углу. Я заинтересовался: "А радиоприёмник - это не радио?" Отвечают: "Нет, приёмник - это приёмник!" "А телевизор - это не радио?" "Бог с тобой! Телевизор - это телевизор!"
      Я сомневаюсь, чтобы у большинства людей было более определённое представление о том, что такое "радио". В моём вузовском дипломе написано, что я "радиоинженер", и моя специальность "радиотехника". Но если вы меня спросите, что такое "радио", я затруднюсь ответить коротко и всем понятно. Я скажу, что это "теоретическая и техническая электродинамика, преимущественно высоких частот". Короче и понятнее не могу. То есть это обширная область науки и техники, содержащая такое большое количество научных и технических направлений, что их трудно перечислить. И что, всё это изобрёл один человек?
      Знающие историю "изобретения радио" скажут мне, что под этим термином понимается беспроволочный телеграф. Но и его изобрёл не один человек. От опытов Герца до действующих образцов беспроволочного телеграфа Попова и Маркони прошло десятилетие, в течение которого десятки учёных и инженеров работали над реализацией идеи беспроволочной передачи информации. Приписать всю честь этой работы какому-то одному человеку - верх невежества и глупости.
      Однако статья, о которой я говорил в начале, посвящена в основном личности Маркони. Снова вытаскиваются на свет противоречивые факты о его сомнительных успехах в передаче радиосигналов через Атлантический океан в декабре 1901 года. Но ведь не в том дело, смошенничал он тогда или нет. Что бы о нём ни говорили, но именно Маркони, и никто другой, положил начало массовому выпуску радиотехнической аппаратуры, т.е. создал новую отрасль промышленности. Знающие историю могут перебрать в уме всех активных участников работы над созданием и распространением беспроволочного телеграфа, и я уверен - не найдут никого, кто подходил бы на эту роль лучше, чем Маркони. Как это всегда бывает, он оказался нужным человеком в нужное время на нужном месте. На его стороне были молодость, деньги и изрядное нахальство, тогда ещё относительно редкое качество среди учёных, и потому обладающее большой пробивной силой в благовоспитанном научном мире XIX века. А научные регалии в виде Нобелевской премии и почётных званий разных университетов нужны были Маркони для успешного проталкивания своих в общем-то чисто коммерческих начинаний. Так что он вполне заслуженно носит мифический титул "изобретателя радио" у большинства обывателей мира. Воздадим кесарю кесарево, и успокоимся.