НА ИГЛЕ

Юрий Короткевич
НА ИГЛЕ


                Ностальгические   жужжалки
   
        В  разэдаком государстве великие тамошние  фанатики-математики придумали для свох  поднадзорных       формулу светлого  будущего. Дескать, если к родной всем советской власти да прибавить электрификацию всей страны, то тотчас и наступит победа коммунизма.

    С советской властью всё в то время было хорошо, и все , кто был  рядом с ней или внутри, уже были близки к  идеалам светлого будущего. И квартирки были отдельные, и пайки с икоркой  и бразильским кофе. Пайки,правда, у всех были разной категории. Квартирки тоже разные , но лучше, чем ничего, как у тех, у подопечных. При коммунизме мыслилось, что всё будет хорошо абсолютно у всех, даже квартирки. И сроки уже были определены....

   С электрификацией тоже становилось неплохо. Свет стал освещатъ  внутренность больших коммунальных квартир  и столетних изб не только в Подмосковье. Однако всеобщего удовольствия не наступало, и требовалось как-то формулу улучшить, чтобы яснее было, как идеала достигнуть. Мыслители поглядели по сторонам. Ну, всё у нас, как у людей там, за бугром. И  автомобили есть, и телевизоры, да и картошки столько бывало вырастет, что собрать академики с кандидатами с полей не успевают. Поэтому гниет и мерзнет... Ну, нехватает чего-то...

   И придумал самый умный из последователей самого верного учения, что нехватает БОЛЬШОЙ ХИМИИ! Во как. Ни больше, ни меньше...

     Стал народ строить самую что ни есть Большую Химию. Да вот беда, вреда от неё много, а продукция получается паршивая. Хуже даже, чем у  братьев наших меньших. У разных там поляков или словаков. А про Италию и говорить нечего.

    И тут все загомонили - КАЧЕСТВО давай, к-а-ч-е-с-т-в-о!  А как его давать, качество-то это, когда Химия  не только сильно пахучая, но и здорово сложная. То температуру ей меряй с точностью до десятой  доли, как у важного больного в разэтаком медицинском Управлении. То давление скачет,как у гипертоника в реанимации.  А уж какие ей  чистые продукты с полупродуктами надо в котёл совать, ни приведи Г-поди. Да и как  их проверить, хороши они или нет, на вкус что-ли? Там ведь сплошная отрава. Загнуться можно запросто. Даже у болгар на такую химию только  зэков из тюрем работать водят.

  И осенило тут всех, кто сверху. Надо делать приборы, побольше и подешевле,но такие же,как там, за этим самым бугром, откуда во время войны посылали  нам в качестве помощи Студебеккеры и тушенку. А валюту мы , то есть они, то есть вожди наши, сэкономят, оторвут от себя и купят  для этих, ну, как их там, разработчиков своих, образцов закордонных наилучших, чтоб те знали, как и что надо делать, передирать то есть. А то они с голодухи не скумекают.

       И тут же домишко не слабый сварганили в центре первопрестольной, и тьму народа из своих, проверенных,  людей собрали с зарплатами высокими, и вывеску у входа повесили, что отсюда будут управлять всем процессом улучшения качества. А на глухих окраинах, там, куда если и доедешь, то наверняка в тот же день не выедешь, на просторах пахучей Химии выделили подвалы в домах для рабочих, и  стали нанимать всех подряд инженеров. То есть тех , кто много учился, чтобы получать очень маленькую зарплату и быть прослойкой. Таких было почему-то много...

     А у меня аккурат в это самое время зуд начался, охота к перемене мест. Очень интересно свои силы попробовать в новом деле.

   Нашёл себе местечко и, главное, в черте города. Сам я с семьей жил у северозападной черты, а мое новое место было  у  юговосточной. Туда и обратно аккурат сто километров. Называлась моя контора очень звучно и таинственно - Бюро ГХ. Не подумайте чего-нибудь непристойного. Должны мы были подымать Газовую Хроматографию, чтобы она была совсем как за рубежом, но чуток повыше. Так и было сказано в очередной Программе ихней партии и отражено в технических заданиях, сразу спущенных нам  сверху, из Главка. Доверили, понимаешь.

     Для непосвященных объясню, что хроматограф -  это прибор, внешне похожий на маленький настольный холодильник, или на сейф для ценных бумаг, или для  спирта-ректификата. У кого что есть. И работает он очень просто. Если кому-то приспичит узнать точный состав какой-нибудь адской химической жидкой смеси, да хоть бы водки, надо  набрать ну очень маленькую капельку в шприц и кольнуть  в нужное место у прибора. И если прибор хороший и включен в электросеть, можно от него отойти, а он уж сам всё сделает, испарит водку при нужной температуре внутри себя и через определенное время вам доложит, что водка у вас паршивая и имеет жуткое количество примесей. Лучше на экспорт её не посылать. Только для внутреннего применения.

     Иезуиты из Главка, чтоб было не скучно жить разработчикам, добавили  одно пожелание. Пусть всё будет как у этих, за бугром, но из наших материалов и наших комплектующих. От винтика до шпунтика.
   
  И это справедливо. Так же будет дешевле. Да и кто-же даст нам валюту, чтобы что-то  купить. Сами всё сделаем, то есть они сделают, разработчики. Куда же им деться? Ведь там, за кордоном,  не умнее нас. Да,кстати, надо это всё  сделать поскорее, лучше бы ко вчерашнему дню. Народ страдает очень. Измучился без отечественной болоньи и линолеума...

      Нельзя сказать, что нас бросили на произвол судьбы. Немедленно из Главка стали ездить за  бугор свои люди, а для нас  организовывать  в Москве всякие Международные Химические выставки. Дружно  мы на них пошли, в рабочее время же...

   Первым делом, разинули рты .Еще не доходя до  хроматографов, увидели мы калькуляторы. Нет, не логарифмические линейки и даже не  ультрасовременные бухгалтерские счеты с пластмассовыми костяшками на проволочках. Маленькие такие коробочки с кнопочками. Ну  очень простенькие на вид. Правда отечественных я так и не увидел  ни тогда, ни в последствии. Может быть, не туда смотрел.

   Дошли, наконец, до хроматографов. Стоят молодые ребята-стендисты и запросто по-русски отвечают на все ваши вопросы. Ну, почти на все. Для начала кто-то задал самый важный для многих из нас  вопрос.

"А  есть ли у тебя, любезный  мистер, свой автомобиль?"

 Разозлился тут мистер и говорит нам:

  "Вы что,сговорились, что-ли? Я же не спрашиваю, есть ли у вас, к примеру, трусы. Да - говорит - есть машина.  И не одна. Одна для меня, а другая для жены. Чтоб по магазинам с детьми мотаться".

       Ну как у такого можно спрашивать о серьезном, о работе, ведь обманет, фантазёр. Надо доходить до всего своим умом.

  Решился всё-же я поделиться своим, сокровенным. К тому времени я занимался раскрытием секрета микрошприца ихней специальной конструкции. Ведь Химия не зря называется тонкой. Вы, конечно, можете себе представить один кубический миллиметр воды. Это элементарно. Так поделите этот кубик ещё на сто частей, да так, чтобы все части были почти абсолютно одинаковы. Возмите все  части сразу или порциями, как скажет начальство, и введите в прибор. Всего-то. Надо только точно, без обмана. С этого всё плохое начинается.

  И сказал я мистеру, что занимаюсь  этим, дозированием, и что получается почти как у вас, уважаемый, правда, пока не каждый раз. Разозлился тот и говорит, что это, понимаешь, их  чистой воды KNOW HOW. То есть  очень большой секрет. И едва-ли что путное из этого выйдет у меня. А если вдруг выйдет,то ты, говорит, заслуженно будешь на Мерседесе вскорости ездить. Но не здесь, в России, тут пока нельзя на них ездить простому человеку.
Время пока не пришло.

    Конструкция микродозатора простая, на первый взгляд. На второй взгляд - дикость какая - то.  У обычного медицинского шприца  есть игла, цилиндр и поршень.  Если иглу опустить в жидкость, оттянуть поршень, то можно  набрать в цилиндр чего-нибудь  жидкого...   А потом кольнуть кого-нибудь иглой и ввести жидкость в тело.   И если не смотреть при этом на шкалу на цилиндре, то может произойти ПЕРЕДОЗИРОВКА, иногда с летальным исходом.

  Теперь считайте, что  игла - это цилиндр, в который поршень в виде тонкой проволоки, набирает жидкость. А поршень должен плотно ходить внутри цилиндра - иглы, чтобы не растерять  жидкость, не много ведь её. И диаметр поршня всего  полторы толщины бумажного доллара. Причём любого номинала.  То есть это тонюсенькая проволочка. Она должна быть прочной, не гнуться, не ломаться и не ржаветь в течение пяти лет работы. Конечно, до НАНОМЕТРОВ далеко.

  Игла с проволокой и жидкостью вводят в разогретое пространство прибора. Там жидкость испаряется,  и... далее я не буду морочить голову, так как ясно, что во всём этом деле самое сложное  понять, как всё это   сначала самому сделать. А потом продумать  технологию  массового  изготовления этой мелочёвки  недрожащими руками  наших пролетариев. 

    После некоторого времени  заказчики наши захотели посмотреть на нашего  первенца, на макет хроматографа. Утерли мы нос  фирмам HEWLETT PAСKARD  и HITACHI, или нет. Полгода ведь трудились.

  А первенец очень дико выглядел. Если, как предписывали вожди, грубо, в лоб,  воспроизвести " образцового иностранца"  из наших родных деталей  и узлов, даже очень маленьких, то получится монстр. Самый главный наш разработчик, как увидел это, так и сказал, перекрестясь:

 "Чур, меня.  Да это же аэродровни!"

  Это, значит, КАК-БЫ на крестьянские сани, которые готовят летом, чтобы зимой транспортировать дрова  из леса, КАК-БЫ поставить авиационный двигатель позабористее.. 

   Но не зря мы так долго учились. Мы всегда могли доказать любимому начальству, которое делало вид, что нам платит  зарплату, что не зря проедаем  громадные народные деньги. В день  назначенный подключили монстра как НАМ надо,на пару с красавцем Хьюлетом. Стоял он, правда в другой комнате, чтобы не отвлекал комиссию. Кольнули нашего доходягу что было сил моим шприцем...

  После этого нам дали деньги на продолжение работ и на зарплату.

      Был у нас в то время консультант научный, из дружественной конторы. Подрабатывал он  по совместительству, ПАРТ-ТАЙМ, потому-что часто ездил за рубеж по нашей тематике,многих там знал, да и к нему некоторые  из них приезжали.

   "Ю.Н. - говорит он мне. Ты уверен, что на верном пути и  разгадал секрет буржуинов?  Тут ко мне ОТТУДА заехал по дружбе один спец по иглоукалыванию. Хорошо знает, почему у него всё так хорошо получается. Кормится он этим. И живет неплохо. Придумай такой вопрос для него, чтобы он не заподозрил ничего ЭДАКОГО, а ты бы всё понял из его ответа".

 "Ладно," - говорю.

  Я в то время  мультфильм по сказке Лескова про блоху с подковами смотрел. Задам - ко я  вопрос, последний в той истории, мне только ЭТО знать надо.

   Приехали мы с боссом на моей машине к гостинице МЕТРОПОЛЬ, идём в ресторан,где ждет нас бизнесмен за столом с обедом. Водится у них странный такой обычай. Дела за едой делать. Аппетит портить. Не знают, наверное, что везде, даже под столом, в ресторанах уши развешаны. Ну, ладно. Босс по не нашему трендит со спецом. Я ни бум-бум. В институте по-немецки только "тысячи" слов технических со словарём переводили, а в разговорном жанре не сильны мы. И правильно это, язык до добра не доведёт...

   Дошла до меня очередь, прямо перед десертом.

  "Не сумлевайся - говорит босс - я тебя переведу без ошибки. Ответ тоже."

   Помните, что когда ЛЕВША был в Англии с визитом со своей блохой, он случайно  увидел, что басурмане НЕ чистят внутри стволы своих  ружей кирпичом, как в России в то время.  И поэтому ружья английские стреляли метко. И захотел Левша донести этот промышленный секрет до властей. Патриот он был. Но не успел, немного приболел и умер.

       А я, наоборот,хотел знать, что спец  ДЕЛАЕТ и  спросил в лоб:

   "Вы, конечно-же, обрабатываете дырочку внутри иголочки?"

    И хлебнул кофе.

    "Натюрлих ,Шур, а то как-же"- cказал вежливо фирмач и тоже хлебнул кофе.

  Дескать, глупо задавать такой наивный вопрос, как-же без этого...
   
  Обернулся я назад и поймал  взгляд КАК-БЫ официанта, который наяривал свою рыбную солянку за отдельным столиком у стены, но очень близко от нас...

  Дальше мне стало спокойно на душе. Как дырочку почистить я и сам знаю. Не дурак всё же, пробовал уже, и не один раз...Трудно,но можно. Только осторожно.

     Прошло некоторое время, и получил я авторское свидетельство на свой вариант шприца. А так как  в число соавторов из-за гордыни не было включено всё политбюро из министерства и своего родного КБ, то на гонорар можно было купить ВОЛГУ,но только игрушечную.

 Правда, всё познается в сравнении. В те времена литр бензина на заправках стоил 7( СЕМЬ) !!! копеек. У меня даже талон остался от этой мистики. Но для нас, автомобилистов, наезжающих по Москве более 100 км в день  и получающих КАК-БЫ зарплату,  даже  это было дороговато.

   В глухих, но всем известных местах, стояли самосвалы с добрыми гегемонами. Они делились с интеллигентами сэкономленным народным добром и заполняли нам 20-литровые канистры из своих баков. Получали  за две банки заветный целый РУБЛЬ , тут-же объединялись в ТРОЙКИ и говорили нам СПАСИБО! Главное, надо было проследить, чтобы сливаемый бензин был не очень густой от примесей. Ведь чудеса БОЛЬШОЙ ХИМИИ  ещё не успели проникнуть на нефтеперегонные заводы, и их первач за полгода  делал из карбюратора комок грязи. Опять же не беда. Любивший кататься снимал с мотора карбюратор, опускал целиком в ведро с ацетоном и промывал его добела.

     И если тот бензин, что я купил у пролетариев на  авторский гонорар, пересчитать на цену галлона в долларах по  расценкам в США, то выходит, что  тогда получил я за свой труд очень даже не мало.

  К тому же секретов, которые надо было  тогда  разгадывать, обнаружилось хоть отбавляй! Чего мелочиться...

              Боже, храни нанотехнологию!