Пахло медом и дождем

Римма Костенич
Пахло медом. Что такое мед Алиса знала. Ей нравился его вкус и какой-то густой, почти летний, запах полевых цветов. А еще пахло дождем, морем и травой. Алиса жила в мире ощущений, вкусов, запахов и звуков. Она очень любила ветер. Ветер был для нее особым миром, наполненным этими запахами и звуками. Глаза Алисы не видели и красками ее жизни были чувства. И если она не могла видеть этот мир, то очень хорошо его чувствовала. Мама говорила ей, что иногда глазам нельзя доверять, а чувствам всегда можно довериться. Мама была ее глазами. Она рассказывала Алисе обо всем, что видела сама, так подбирая слова, что Алиса имела представления обо всех предметах, что окружают ее. А когда Алиса не могла понять чего-то, то она просила: «Мама, сыграй мне», - и мама играла на фортепиано. Звуки музыки складывались в образы. Это был какой-то поток энергии, который управлял ее чувствами, эмоциями, разумом и настроением, и Алиса говорила: «Да, я вижу это». Так она могла понять, что такое шторм на море или грозовые тучи с молнией. Музыка создавала особый мир чувственности. Если у людей зрячих единый мир делился с помощью человеческой фантазии на разные миры: мир снов, мир науки, мир природы, мир красок и многие, многие другие, то для Алисы он, при помощи музыки, сливался в мир единый. Это был ее собственный – мир ощущений. Она слушала музыку, высоко подняв голову, словно боялась расплескать этот мир. Музыка заполняла пустоту внутри, наполняя ее чувствами. Мама не всегда была рядом, и Алисе очень не хватало общения. Она, конечно, грустила и умела грустить, не допуская, чтобы ее грусть сузилась до размера единого взгляда внутри себя. Она все-таки с оптимизмом смотрела в будущее и верила, что когда-нибудь увидит этот мир сама, своими глазами, а не глазами мамы. Слепая она была не от рождения, но ослепла тогда, когда еще не научилась чувствовать и различать краски мира, а врачи обещали ей, что зрение к ней вернется. Она знала, чувствовала, что так и будет, и уверенность ее день ото дня укреплялась еще и тем, что она начала видеть сны. Нет, это не были определенные картинки с образами. Что это было, она и сама не бралась объяснить, но если раньше она свои сны слышала, то есть точно определяла по голосу, что говорит тот или иной человек, то теперь это были неясные картинки из смеси цветов. Она не различала цвета, и не могла определить желтый цвет это или, например, зеленый, но она чувствовала, что от каждого цвета идет неодинаковое тепло. С приходом этих снов в ней поселилась надежда, а еще жажда жизни, жажда узнать мир другой. В страданиях человек познает цену жизни, а Алиса ее ценила. Теперь она просто ждала. Ждала, что обязательно наступит время, и она сможет не только почувствовать мир, но и увидеть его. Она думала о том, что все то, что случилось с ней – это испытание. Для чего-то она должна его пройти, и она обязательно его пройдет. Эта вера крепла в ней. Ей было совсем не страшно, потому что она была уверена, что все закончится, и краски жизни когда-нибудь сольются со звуками, которые она слышит.
Сейчас она сидела на скамейке в парке и ждала маму. Было начало осени, тот период безвременья, когда лето уже кончилось, а осень с листопадом, сырым, от частых дождей, воздухом, легким морозцем по утрам, еще не наступила. В этот период время словно останавливается, давая возможность немного подумать. Осенняя пауза – время размышлений. На скамейку, где сидела Алиса, кто-то присел. Она не могла видеть кто это, но грусть и печаль, которые исходили от этого человека, она чувствовала.
 - Отчего вы так грустны? - спросила Алиса…
 - Откуда ты знаешь, что мне грустно? - по голосу, что услышала Алиса, она поняла, что человек был не молод.
 - Я это чувствую, - просто сказала она.
 - Но ведь ты даже не видишь меня. Я часто встречаю тебя здесь, в парке, и знаю, что ты не можешь видеть.
 - Слепыми могут быть глаза, но сердце и ощущения не могут быть слепыми, они должны видеть, всегда видеть.
 - Тогда, может быть, ты поможешь мне. Научи, как видеть сердцем.
 - Я не знаю. Разве можно этому научить?
 - Тогда расскажи, просто расскажи, что ты чувствуешь, когда идет, например, дождь. Когда ты держишь в руках цветок. Когда жужжит шмель. И как ты поняла, что мне грустно?
 - Я постараюсь объяснить. Не знаю, получится ли, потому что этого никогда не делала. Я очень люблю слушать звуки, которые меня окружают. Люблю слушать, как шуршат волны, как поют птицы или шумит ветер. Ветер вообще особенное явление, помимо того, что я слышу его, он еще приносит с собой множество запахов. Только так я могу получать информацию о предметах и явлениях, конечно, кроме того, что рассказывает мне мама. Зрячий человек тоже может слепнуть, правда делает он это, когда захочет сам, например, просто закрывает глаза. Я же лишена такой возможности, я всегда не вижу и поэтому вместе со звуками и запахами, ко мне приходят ощущения. Это трудно объяснить. Я не могу, например, видеть, как собираются тучи, обещая дождь, но я ощущаю какую-то необъяснимую тревогу, мне почему-то сразу неуютно и даже страшно. Может быть оттого, что становится очень тихо, птицы не поют, все звуки приглушаются, все словно наэлектризовано, и я почти физически ощущаю этот накал, это напряжение вокруг меня, словно время остановилось. Это, как маленькая смерть. Но стоит упасть ко мне на ладонь первой капле, как сразу же напряжение спадает. Капли капают и капают, покрывая лицо, руки, одежду. Я трогаю капли губами и чувство такое, что время сдвинулось с точки отсчета, все зашумело, зашевелилось, появились нежные, пьянящие запахи. Мне кажется, что я захлебнусь сейчас от счастья и ощущения того, что все это осталось со мной, что тревога ушла и что я опять живу. Дождь, это маленькая грусть природы. Человек тоже часто грустит. Может быть, это видно по его лицу, я не могу видеть это, но когда человек грустный, его окутывает та же тишина, что и перед дождем. Поэтому, когда вы сели на скамеечку, я почувствовала эту тишину. Все просто…
 - Да, все просто. Но почему же я не могу это чувствовать?
 - Я не знаю, что вам ответить на это. Может быть, надо научиться, не только видеть глазами, но и уметь слушать сердцем.
 - Кажется, я понял твою мысль. Ты хочешь сказать, что, умея видеть глазами, т.е. внешнюю сторону предмета, мы забываем о внутренней красоте.
 - Да, внутренняя красота всегда скрыта. Она является обманом в глазах постороннего человека, но обязательно откроется тому, кто захочет ее увидеть. Я слепа не от рождения, и очень надеюсь, что когда-нибудь я буду видеть, но уже сейчас я научилась видеть то, что часто не замечают люди зрячие.
 - Хорошо, что ты заговорила со мной. Я подумаю теперь, что могу исправить в своей жизни, хотя, если брать во внимание разницу в нашем возрасте, то этому я тебя должен учить, а не ты меня. Как зовут тебя?
 - Алиса…
 - Алиса, - повторил он. - Имя девочки из волшебной сказки. Спасибо тебе, Алиса, я верю, что ты будешь видеть, и то богатство, что сейчас в себе хранишь, ты никогда не потеряешь.
 Он ушел. Алиса сидела на скамеечке и улыбалась. Улыбалась теплым лучам солнца, ветру, что трепал её волосы, первым шагам осени... Подошла мама, она положила на колени Алисе букет ромашек. Это были, наверное, последние ромашки ушедшего лета. Алиса осторожно прижала их к лицу, вдыхая мягкий аромат. Они пахли медом, дождем, морем и травой…