Горшки не в счет

Жанна Налетова
Когда я по заданию редакции газеты работала над сбором информации для своих будущих материалов о способах бескровного отъема денег у доверчивых граждан, мне довелось услышать от людей много грустных историй на эту тему. Но одна из них, что называется, зацепила меня за живое. Ею со мною поделилась Надежда, которая попросила в случае публикации фамилию не указывать. В статьи тогда эта чрезвычайно горькая и поучительная история о дружбе и преданности, о подлости и обмане не вошла. Впрочем, я решила, что ее непременно надо поведать вам, уважаемые читатели. Возможно, кому-то из вас пригодятся чужие уроки и помогут избежать ненужных разочарований и жизненных ошибок. Надежда, от имени которой и ведется рассказ, за приобретенный опыт дорого заплатила. 

МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
Я тут на днях случайно встретила свою бывшую одноклассницу, некогда самую близкую подругу. Мы не виделись с ней лет двадцать пять, но ничто не екнуло в сердце. Только кошки на душе так паскудно заскребли.
Верусик улыбалась как ни в чем не бывало, с наигранным интересом расспрашивала о моих делах и всю дорогу заглядывала в глаза, как будто что-то в них искала. Я отводила взгляд в сторону, путано отвечала на ее никчемные вопросы, и желание как можно быстрее покончить с этим фарсом все больше овладевало мною. Если бы мне четверть века назад кто-нибудь сказал, что я не буду рада встрече с Верусиком, наверное, бы в глаза плюнула тому человеку. Что вы! Понятие «дружба» для меня тогда было если не аксиомой, то клиникой уж точно. Но потом я переболела. За излечение пришлось отдать слишком много. И дело даже не в деньгах. Я избавилась от розовых иллюзий, как бы ни было горько последовавшее затем разочарование.
Вообще-то, нас было три подружки – Вера, Надежда (это я) и Любовь. Очень символичное сочетание имен, не правда ли? Впрочем, никому из нашей троицы счастье оно не принесло. Хотя я слукавила. В детском саду, где мы рядом сидели на горшках, в школе, где провели десять прекрасных лет, вместе нам было здорово. Друг за дружку мы стояли горой, давая отпор обидчикам, пытавшимся отобрать у нас игрушки, устраивали «темную» дворовым забиякам, сообща строили из полыни шалаши, а повзрослев, делились своими девичьими переживаниями, читали с замиранием сердца записки от влюбленных в нас мальчиков и сочиняли под всеобщее одобрение ответы на них.
Потом была пора студенчества. Мы разъехались по другим городам, но продолжали поддерживать теплые отношения, обменивались письмами (тогда сотовой связи и в помине не было) с подробными отчетами, на несколько страниц, написанных на одном дыхании. Виделись редко, на каникулах. Но что это были за встречи! Мы могли часами болтать без умолку обо всем на свете, засиживаясь до глубокой ночи, и печалились, когда нужно было отправляться домой. Еще так много не высказано, не обсуждено, не выслушано!
Любовь слыла букой, Вера была рубаха-парень, я – половинка на серединку, а вместе мы отлично дополняли друг друга. С Верусиком, как мы любовно называли подругу за ее легкий и веселый характер, меня связывали более тесные отношения, чем с Любочкой. Меня всегда тянуло к этой шаловливой девчонке с острым язычком, которая за словом в карман не полезет и так при всех отбреет задиру, что тому еще долго придется краснеть перед народом и проглатывать колкости от «добряков».

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
После окончания институтов разбросало нас по необъятным просторам матушки-России. Жизнь есть жизнь. Меня занесло в глухую деревню, где я благополучно обзавелась семьей. Мой избранник Василек – простой паренек из провинции, но сердечный, надежный, работящий, с крестьянской жилкой. Так случилось, что нам пришлось покинуть этот богом забытый уголок и вернуться на мою малую родину. Я бродила по с детства знакомым улочкам, перебирали в памяти события из дней веселой юности и мечтала найти своих подруг, которые затерялись в прошлом. По старым адресам они уже давно не проживали. В домоуправлении мне заявили, что они выписались и где сейчас обитают, неизвестно. Я смирилась с потерей, с головой окунулась в рутинные дела. Надо было налаживать семейный быт, трудоустраиваться. С последним мне повезло: почти сразу я нашла работу. С моим красным дипломом мединститута меня с радостью взяли в одну фармацевтическую компанию. Платили не супер, но на скромную жизнь хватало.

НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА
Однажды возвращалась вечером домой, усталая, поблекшая, будто новогодняя елка в апреле, которую хозяева забыли разобрать. Тяжеленные сумки больно били по ногам, мешковатый длинный плащ стреноживал меня, словно лошадку. Путешествие становилось обременительным. Тут совсем некстати потекла хваленая польская тушь (подозреваю, обычная подделка под известную фирму, сварганенная где-нибудь в степи шустрыми цыганами). Я притормозила возле бутика (в дни нашей юности мы о таком слыхом не слыхивали), чтобы добыть из недр своего плаща носовой платок и стереть со щек черные ручейки. Боковым зрением заметила, что к дверям модного магазинчика подкатила «навороченная» иномарка, оттуда выпорхнула очаровательная дамочка в наряде от кутюр и устремилась к бутику. У самого входа мы сталкиваемся с ней. Дамочка, по всей видимости, приготовилась отчитать меня. Она уже было открыла рот, но наши взгляды пересеклись, и «штучка» застыла на полуслове. Судорожно глотнув воздух, дамочка выдохнула:
- Надюшка! Ты ли это? Как же так? Столько лет, сколько зим!
Я ошалело смотрела на нее. Маска холеной, респектабельной дамы вдруг начала сползать с ее лица, и, О Боже!, я узнала свою Веруську. Радость захлестнула меня и готова была выплеснуться на мокрую мостовую.
- Неужели это ты, Верочка? – причитала я. - Не могу поверить своим глазам. Я так счастлива!
Верочка схватила меня за руку:
- Ну вот что, к черту этот бутик. Поехали в кафешку, оттопыримся, как в старые добрые времена.
Я была только «за». Мне казалось, что эта встреча после стольких лет разлуки – подарок судьбы.
За долгим разговором мы выпили не одну чашку кофе. Верусик внимательно слушала мои жалобы на нищету беспросветную, на тусклую, безынтересную жизнь и где-то на втором часу стенаний стукнула ладонью по столику:
- Ясно. Нужно срочно все менять.
Она задумалась. Затем лицо ее просветлело, и  Верка выпалила:
- Придумала, как поправить дело. Я тебя познакомлю с важными людьми. Если пройдешь собеседование, сумеешь понравиться, показать свои деловые качества, то будешь работать в той же компании, что я и Любашка. Да, мы с ней вместе дела прокручиваем. Работа – не бей лежачего. Переговоры там провести для привлечения новых партнеров, обаять их и очаровать. А у тебя язык хорошо подвешен, да и внешностью бог не обидел. Но хочу предупредить заранее, что отбор кандидатов жесткий. Ты не дрейфь, где надо помогу и словечко за тебя замолвлю. Не сомневайся. Ты ж моя лучшая подруга. Я тебя не брошу. Завтра договорюсь с куратором о встрече и позвоню тебе. Будь наготове.
На том и порешили.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Домой я летела, как на крыльях. Еще бы! И подругу вновь обрела, и, возможно, в ближайшее время сменю скучную работу, а там, чем черт не шутит, в судьбе моей случится новый поворот.
Вечером, весело гремя посудой, я взахлеб рассказывала супругу о нечаянной встрече с подругой детства Верусиком, о ее прозрачных намеках на перемены к лучшему. Василь молча поглощал борщ, медленно отправляя в рот ложку за ложкой, время от времени задумчиво вертел в руках кусочек хлеба и хмурил брови. По всему было видно, что ему что-то во всей этой истории с предложением Верусика не по душе. Василек закончил ужин, отставил в сторонку опустошенную тарелку, подергал себя за ус (он так всегда делает, когда хочет сказать мне неприятную вещь, но облечь ее в более мягкую форму):
- Благодарю за ужин. А насчет предложения Веры…Она толком хоть объяснила, в чем суть, что надо делать? Нет? Извини, но что-то я сомневаюсь, что из этой затеи что-нибудь стоящее выйдет. Тумана много. Впрочем, посмотрим.
Ночью мне снилось, что я то несусь куда-то на роскошной машине и меня везде принимают как королевишну, то сижу у разбитого корыта, что бабка из сказки Пушкина про золотую рыбку. Сновидения вмиг улетучились, когда зазвонил сотовый. В трубке послышался голос Верусика:
- Соня, хватит дрыхнуть. Быстрее приводи себя в порядок, через час жду тебя в холле гостиницы «Райские кущи» на собеседование.
Я стремглав выскочила из-под одеяла, метнулась в ванную, умылась, накрасилась, наскоро, давясь, позавтракала бутербродом. Выбрать из гардероба что-то подобающее предстоящему деловому свиданию оказалось задачей не из простых. Мой взгляд остановился на вполне приличном брючном костюме. Ну и что, что я его приобрела лет десять назад! Он отлично сохранился и, самое главное, был мне в пору. Прихватив деньги на такси, я вырвалась из душной квартиры на улицу.
В холле гостиницы томились соискатели на место в компании «Крипс», где служили Вера и Люба. При виде такого количества соперников я «сдулась». Подруга подбадривала, мол, не робей, прорвемся.
Настала моя очередь. На ватных ногах я зашла в комнату переговоров. В висках стучало, руки холодели. Приветливый молодой человек усадил меня за стол напротив и вполголоса, чтобы не мешать общаться другой паре, начал меня мягко расспрашивать о том, кто я и что: где работала прежде, чем увлекаюсь, коммуникабельна ли, готова ли отстаивать корпоративные интересы. Признаюсь, наше общение было больше похоже на допрос в завуалированной форме, нежели на собеседование. Напоследок юноша вкрадчиво спросил, на какое вознаграждение за работу я рассчитываю (замечу, о первостепенном предмете разговора не было сказано ни слова). Взяв мои данные, молодой человек пообещал сообщить о решении руководства компании на счет меня.
Через несколько дней мучительного ожидания мне и в самом деле позвонили из фирмы и сразу успокоили – подхожу по всем параметрам. Мы с Верусиком праздновали победу. Василек тоже радовался за меня, как маленький. Он наконец-то поверил, что мы поймали удачу за хвост.
В первые же выходные наша дружная компания отправилась на обучающий семинар. Мы были приглашены уже в другую, более представительного класса, гостиницу. Солидный мужчина объяснял новичкам правила бизнеса, которым им, то есть нам, предстояло заниматься. В перерывах между занятиями мы выходили в просторное фойе, где сновали официанты, ненавязчиво предлагавшие прохладительные напитки. В выправке гарсонов, в вечерних нарядах дам и их спутников, в тяжелых золоченых люстрах и шелковых портьерах просторного помещения, где проходил сбор «семинаристов», чувствовались роскошь и достаток. Единственное, что меня смутило с самого начала, это странный ритуал: при звуках определенной мелодии нужно было вставать с кресел и аплодировать всем присутствующим. Я даже забеспокоилась – не в секту ли мы попали? Все сомнения развеяла сопровождавшая меня повсюду Верусик:
- Таким способом мы как бы заряжаем друг друга положительной энергией, даем новичкам возможность почувствовать себя полноправным членом нашей большой дружной семьи.
После нескольких часов мастер-класса организаторы семинара предложили новичкам подписать договоры об оказании компании «Крипс» безвозмездной помощи на энную сумму в американских купюрах. Я не знаю, что на нас с Васильком тогда нашло! То ли в провинции мозги совсем усохли и вера в дружбу без примеси коммерции была жива в нас, то ли околдовало окружавшее нас великолепие и желание быть частью этого манящего мира  финансового благополучия взяло верх над здравомыслием, а, может, в напитки было что-то подмешано… Не знаю до сих пор, но мы подписали тот контракт. Дело оставалось за малым - внести деньги. Скажу честно, такой солидной суммой наша семья не располагала. Мы приуныли, а Верусик всю дорогу в уши «дула», чуть ли не ежеминутно названивая по телефону:
- Все будет хоккей. Главное, сделать взнос – и вы становитесь полноправными партнерами компании. А деньги… Можно занять у кого-нибудь. Все окупится сторицей в самое ближайшее время. Заработаете кучу «бабок». Или вы мне не верите? Надюха, ты ж меня столько лет знаешь!
Как тут усомниться в порядочности давней близкой подруги? Если честно, очень надеялась, что благодаря новой работе заживем как люди, не считая копейки от зарплаты до зарплаты. Мы вытрясли весь семейный бюджет, а основную, недостающую часть денег взяли в банке, оформив кредит, потом обменяли рубли на «баксы». В общем, вложились.

ПРОЗРЕНИЕ
Лишь когда мы начали ходить на так называемые семинары, до нас с Васильком наконец-то дошло, что требуется делать. Все оказалось банально. Мы попали в «пирамиду» и должны были «подтягивать» других клиентов, чтобы вернуть хотя бы свои деньги. Одурачивать знакомых было выше наших сил. Как потом смотреть им в глаза? Что говорить в оправдание? Господи! Как мы могли так купиться? На семейном совете решили: черт с вложенными деньгами, пусть пропадают, но заниматься оболваниванием друзей-приятелей не станем. Из долговой ямы мы кое-как выбрались, но чего это нам стоило! Даже вспоминать без слез не могу то время. Это бессонные ночи, разлад в семье, хождение по родственникам с протянутой рукой и тягостное ощущение опустошенности, как будто вынули из тебя душу. Казалось, что попала в холодный омут, ноги свело судорогой, что тону, несмотря на все попытки вынырнуть из смертельно опасной пучины, и нет никакой надежды на помощь. Я замкнулась. А Верусик … Она поначалу названивала, осторожно выспрашивая, почему мы забросили семинары, но я была с ней очень сдержанной, отвечала односложно, потом и вовсе перестала подходить к трубке. Нет больше твоей Надюхи, она для тебя умерла!
Друзья советовали обратиться с заявлением в правоохранительные органы: мол, Верусик и ее компания испугаются уголовного преследования и быстренько вернут вам деньги. Мысль о походах в милицию приводила меня в ужас. Нет, в том момент я не была готова заново пережить эту нервную встряску. И встречаться с Верой тоже не хотела.
Со временем тупая боль в сердце затихла, все постепенно наладилось. Одного только до сих пор ни понять, ни принять не могу. Как смогла меня предать та, которой я верила как самой себе, та, с которой мы были как сестры? Оказалось, детсадовские горшки не в счет, и многолетняя дружба тоже. Люди с годами меняются. Жаль не всегда в лучшую сторону. Горькая истина.

РАСПЛАТА
Говорят, не делай зла другим – оно тебе вернется. С лихвой. Жизнь нас учит, учит, а мы все надеемся проскочить. И Верусик получила свой урок. Я встретила ее на улице и не узнала. Куда делись красота и былая холеность? Передо мной стояла женщина с потухшими глазами, в линялой косынке и потрепанном пальтеце. Оказывается, у нее все было плохо: «бизнесмены» уехали, муж ушел к другой женщине, работы нет. Мне стало ее жаль. И тут она неожиданно схватила меня за рукав:
- Ты прости меня, ладно? Извини за все.
Я только и нашлась, что выдавить два слова: «Бог простит».