Осенний отдых в городе N

Александра Мазманиди
        В районном городе N. у нас есть родовое гнездо, где жили дедушка и бабушка, выросла моя мама, да, пожалуй, и я. Мама закончила школу и поехала учиться в областной центр на врача, закончив институт,вышла замуж.Потом появилась я. Росла я на два дома: то с родителями, то со стариками. Там у меня появилось много друзей и подруг, потому что летние каникулы проходили неизменно у бабушки, как, впрочем, и все остальные. После успешного окончания школы,  я закончила пединститут, работаю в школе много лет.Не стало бабушки и дедушки, а родовое гнездо продавать жалко, там же на погосте лежат все наши предки.

           Родители мои теперь постарели, я - взрослая тётя присматриваю за домиком и могилками дорогих сердцу родственников. Летом  там бываю чаще (езжу как на дачу- поработать и отдохнуть). Сейчас начались осенние каникулы у детей, нас же, учителей, на это время загружают ещё больше,чем в урочное время, наверное, чтобы жизнь мёдом не казалась. Шучу. Но первая четверть заканчивалась в пятницу ( в субботу у меня выходной) , и я решила съездить в Н.  Сразу после уроков - на электропоезд и вот я дышу свежим воздухом маленького городка, где всё близко и знакомо с детских лет.
 
         Деревья почти сплошь сбросили листву, приготовились к зимней спячке. Пахнет прелью, пожухлый ковёр из раздавленных и измельчённых  ногами прохожих, некогда пёстрых листьев. Тротуары в центре города чисто выметены и только кое-где в чёрных и серых полиэтиленовых мешках стоят собранные и забытые кем-то листья, свидетели жаркого лета.

         Но ещё относительно тепло и солнечно, пользуясь этим, мамаши с колясками и детьми постарше гуляют в скверике вдоль набережной речки, пересекающей городок на две части. Мне остаётся перейти мост через речку и рукой подать до нашего домика возле старинной, большой церкви, построенной ещё при Петре 1.Это по его указу здесь поселили  работный народ, именно здесь учились и строили российские корабли, так как сосновый лес в этих местах очень подходил для постройки кораблей.

      При советской власти церковь превратили в музей, (хорошо, хоть не в зернохранилище)  что случалось, а ещё хуже - их взрывали по приказу особо рьяных начальников-атеистов.Сколько загублено по всей стране исторических шедевров - церквей, храмов, церквушек со всем неповторимым их ценным содержимым! Но это  наша российская беда: " Что имеем - не храним, потерявши - плачем".

     В размышлениях я незаметно для себя  подошла к дому, но замок входной двери открыть никак  не получалось, сколько я не билась. Тогда я разбила стекло окошка на веранде и влезла в дом с грехом пополам(уже не такая ловкая и прыткая стала).

      В доме у нас центральное отопление, а на улице напротив нашего домика - злополучный люк канализации,который периодически затапливает всё вокруг и наш домик с садом-огородом в придачу. Сколько не жалуются жители, всё без толку. Это ещё одна причина моих частых приездов в отчий дом. Я немного похозяйничала и улеглась спать. Утром я тщательно измерила  то , что беспощадно разбила вчера, и пошла заказывать стекло нужного размера. Потом принесла его и вставила вполне благополучно, не забыв укрепить штапиками. Всё-таки сноровка, приобретенная с детства, пригождается потом всю жизнь.

        Удовлетворившись своим трудом, я налила себе в большую кружку травяного чая из термоса и и стала пить, наслаждаясь ароматом, с шоколадным пряником.

        Потом позвонила  подружке-учительнице Тамаре, у которой недавно умер отец и она очень переживала потерю. Перед отъездом  я приглашала её поехать со мной, но она отказалась, сославшись на неотложные дела. Тома ответила сразу, будто ждала моего звонка. Она сказала, что ничего не может делать, слоняясь по квартире в растрепанных чувствах." То хоть в школе отвлекалась, а дома всё напоминает  о папе, тяжело",- вздохнула-всхлипнула Томчик.

         Я предложила ей приехать все-таки ко мне, отвлечься от дум, поменяв обстановку, прямо сегодня, вечерним автобусом. " Как купишь билет, звони, я тебя встречу на автовокзале", - сказала я.Тамара согласилась.

          Пошла я на кухню готовить обедо-ужин, хотя не очень люблю это занятие, по мне так  лучше устроить генеральную уборку, а потом наслаждаться свежестью и блеском, чистотой и уютом. Но здесь мамы нет, придётся самой стряпать.

          Позвонила Томчик, сказала,что уже едет ко мне. На минуту забежала соседка-подружка Галюня, напомнила, что вечером, как обычно, истопит баню.Я сказала, что обязательно приду с приезжающей подружкой и Галя убежала по своим делам.

         Осенью незаметно быстро смеркается, я зажгла свет и продолжала колдовать на кухне.Вдруг неожиданно погас свет, я подумала, что это не надолго и вышла подышать в сад, а заодно и сорвать петрушки ( только она ещё ярким пятном зеленела на грядке).

         Быстро стемнело, а света на столбах вдоль дороги, в окнах домов, магазинов, почты - не было, везде был сумрак. Пора идти на автовокзал, встречать Тамару. Проходя мимо соседа, стоящего у соседней калитки, я спросила, не знает ли он почему и надолго ли не будет электричества. Он ничего не знал и молча пожал плечами.

         Когда я встретила Томочку, совсем стемнело, мы шли почти наощупь.  Тамарочка рассказывала по дороге, что купила билет и позвонила мужу предупредить, что уезжает. Саша обрадовался, потому что  ему именно сюда, в этот город надо было передать срочно какие-то документы. "Через какое время отправляется автобус?"- спросил он." Через сорок минут,"- ответила Тамара. Тогда Саша попросил задержать автобус, если он  не будет успевать.

        Время шло, Саша не появлялся.  Пришлось Тамаре просить шофера подождать минут пять:  муж в "пробке" застрял.К её удивлению шофёр согласился сразу. И вот прикатил  Саша, вручил пакет и просил сразу же по приезду отнести  его в милицию.

      Хорошо, что от моего дома  до отделения милиции квартал ходу. Светя  мобильником, (Томин мобильник с фонариком) мы пришли в райотдел, а там всё закрыто и тоже темно.

      Мы стали стучать.Через время, не открывая двери, нас спросил  мужской сонный голос:" Чего надо?" Тома  почему-то тоненьким голоском пропищала: "Я вам от мужа пакет привезла, возьмите, пожалуйста".  Голос спросил:"От какого ещё мужа?" Но дверь не открыл. Так через закрытую дверь они и переговаривались, пока я не вмешалась и не сказала грубо: "Откройте дверь, мужик вы или нет?" Дверь сразу открылась, в проёме появился мОлодец, чуть старше наших учеников. Тамара отдала ему пакет и мы ретировались с чувством исполненного долга.

      У калитки нас поджидала Галюня: " Где по темноте-то бродите? Баня и ужин стынут."  " Света  же нет!" - в унисон воскликнули  мы с Томой. "Ну и что же, его до завтра не будет. Не смешите мои подковы ( это любимая присказка Гали). При свечах попаримся, поедим и даже самогоночки выпьем," -резюмировала  невозмутимая Галка. " Ой, а у меня винцо хорошее,  "Саперави" припасено,- вспомнила я. Мы зашли ко мне,взяли всё необходимое для бани, вино и гуськом по тропинке двинулись к Галиной бане.

        Вы когда-нибудь  мылись в бане при свечах?  Незабываемо. Необычно. Это произошло неожиданно, случайно. Случайности бывают очень даже приятные. И запоминаются надолго.Мы наговорились, насмеялись до колик в животе. Оторвались, как теперь говорят.

       Утром за завтраком я предложила Тамаре отдыхать дома, пока я сбегаю на кладбище, быстренько уберусь, ведь за два месяца наросла поди трава. Томка наотрез отказалась сидеть дома и мы пошли  вместе, зашли по пути в церковь, поставили свечи " за упокой".

       На кладбище быстро расправились с сорняками и вернулись, как будто сами почистились. Дома пообедали и скорее на вокзал, ведь завтра понедельник, рабочий день. Мы возвращались в электричке с положительными эмоциями и новыми  впечатлениями, так нужными  нам всегда." Как будто  целый отпуск провели, спасибо тебе,Олюшка",- сказала довольная Тома.

  На снимке тот городок с рекой Гжать.