Галопом по Европам 3

Людмила Волкова
                3
                20 августа. Выехали  в 7 утра. Едем мимо  симпатичных селений, которые я едва успеваю записывать. Осипаны, Заречье, Нарбуты, Журпаны, Ошмяны….Вижу прелестный костел. Дорогу окаймляют  старые-старые сосны и березы с елями – вперемежку. До чего красиво! Красотой  мы уже устали восхищаться – объелись ею! Живут же люди среди таких шикарных пейзажей!
                После Ошмян – изрядный кусок пашни, вдоль нее – прекрасная трасса с односторонним движением.   Так что нет смысла останавливаться.
                Так и мчимся до самой Литвы.  Стрелка показывает на Вильнюс  – 32 километра. Теперь на указателях названия литовские, и я  не всегда могу их на лету прочитать.  Деревни сменились хуторами, и тут уже  везде приметы старины. Вон  развалины древней крепости  и повсюду костелы, костелы – неописуемой прелести.
                – Как много костлов, –   замечает Денис, но знает, что я его сейчас поправлю.
                Мы даже притихли, разглядывая  строения, так не похожие на нашу   архитектуру. Заграница!
                Особенно радуется всему Денис, для него это – открытие. А мы с Витей уже побывали в Прибалтике, в молодости. Я ездила с подругой по туристической путевке,  жила в Пярну. Позднее нас с Витей приглашали в Таллинн, где мы гостили  у Ирины Ивановны –  сестры Натальи Ивановны Рейнвальд, с которой я работала на кафедре педагогики ДГУ.
                Там мы прожили несколько дней в двухкомнатной  хрущевке на окраине эстонской столицы, и наш добровольный гид, Ирина Ивановна,    исходила весь город своими немолодыми ногами,  демонстрируя красоты родного города. Она же устроила нам экскурсию на  легковой машине    по окрестностям. Впечатления остались на всю жизнь, спасибо ей! Там я впервые увидела вблизи останки разрушенных крепостей.   
                Так что мы с Витей приблизительно  знали, ЧТО увидим в Литве.  А я не просто ждала, а волновалась, как перед первым свиданием.
                Есть у меня такая черта в характере: я люблю с КЕМ-ТО делиться своими чувствами,  если они вызваны встречей с красотой. Мне важно  СОпереживание.  Неразделенная радость  снижает градус восхищения. Если я чем-то потрясена, а рядом нет никого, то сожаление об этом  портит настроение.  Разве потом можно передать словами увиденное?  Нет таких слов!
                В 11.45 мы въехали в Вильнюс. Оставили на платной стоянке свой  Боливарчик (рядом с приличными машинами смотрелся он, бедненький, жалко, хотя мы его и помыли!) и потопали пешком по городу.
                Конечно, мы  направились в старый Вильнюс – с его узкими улочками, выложенными плоскими каменными плитами.  Решили не приставать ни к каким экскурсиям, а передвигаться свободно. Все равно за один день всю Литовскую столицу не  увидишь.
                В центре набрели на два храма – православный и католический –  костел святой Анны, который просто ошеломил нас своей готической красотой!     «Ворота зари»  в центре Вильнюса – это целый  монастырь, где обе церкви мирно уживаются.               
                Как жаль, что я не знаю  названий всех этих «архитектурных излишеств», из которых он и состоит!  Знаю только, что это готика… Ничего  величественнее и  сложнее я не видела в своей жизни!  Задираем головы вверх, чтобы  полюбоваться  строгими и одновременно причудливыми линиями,  которые  словно сливаются с тремя колоннами, и все это упирается в самое небо.
                – Надо пристать к какой-нибудь экскурсии, там все  объяснят, –просит Ната.
                – Еще чего, – сопротивляется Витя. –  Терпеть не могу ходить хвостом за толпой.      
                – Зайдем сначала в православную, – говорю я.
                – Что я там не видел? – вопрошает   мой атеист, который  никогда в церковь не заглядывает.
                – Ничего ты там не видел. Пойдем.  Там хор поет.
                Вошли, притулились  в сторонке.  Злобные  старушки, каких полно в православной церкви,  отсутствовали. Зато меня порадовали молодые служки, которые носили за священником хоругви: все они были с модной стрижкой! 
                Послушали хор. Хорошо пели, но где-то наверху,  лиц не видела.  Тихонечко убрались восвояси  - торопились в  костел святой Анны.
                Перед входом  мы с Натой  скромно перекрестились, как прочие туристы, в общей струе, так сказать. Хоть и атеисты (кроме сестры, скрывающей от нас  веру в Бога).
                Я уже не первый раз бывала в католическом храме,  и меня всегда  радовала демократичность обстановки – в сравнении с православной церковью. В нашей – тебя с неприязнью оглянут с ног до головы старушенции, сразу же определившие твой  случайный залет в их обитель, потом еще  толкнут, проходя, что-то прошипят…
                А здесь каждый – и сам по себе, и в коллективе одновременно. И сидят на скамейке, как в театре!  В руках молитвенники, и  все дружно повторяют за священником молитву,  или так же дружно поют и крестятся. И как они знают, когда что делать?
                Сам ритуал службы такой таинственный! Правда,  статуя Христа, которой обносят прихожан,  смешная – словно детскими руками изготовленная. Нигде  «портретов» Господа Бога (а кто знает, каков он внешне?).
                Я все ждала, когда же заиграет орган, ради которого сюда мы и пришли. Но сначала все проходило в тишине.
                – Смотри, –  косится Витя на пацана лет десяти. Тот   опускается на одно колено, предварительно подстелив  носовой платок. –Интересно, он пионер? Что шепчет? Клятву Ильичу?
                – Тише. Он молится.
                А сама  пялюсь  на стайку вошедших молодых девушек и парней  (студентов?), модно одетых.  Вот они сначала преклоняют колено, потом  усаживаются на длинную скамью с краю,  вынимают книжечки из сумок! Вот это здорово! Вот это демократия! Не надо зубрить молитвы! Читай себе – и все!
                И тут грянули первые звуки органа, я даже вздрогнула. Звуки его заполнили все пространство храма, полетели в небеса. Да, под такую музыку    можно стать верующим   после десяти минут службы!  Это же самый настоящий музыкальный гипноз! Для таких меломанов, как мы все (Денис, правда, битломан),  органная музыка – мощный удар по  сердечной системе, где прячется душа. Это внутренний восторг неимоверной силы! Знали древние церковники, чем завлечь слабого человека! Да под эту музыку можно и на костер взойти – за Христа!
                Но кто я  здесь? Наблюдатель? Незваный гость? Ведь выйду  за ворота храма, и постепенно власть его надо мной ослабеет – под градом вопросов, которые  сами по себе   возникнут  в обыденной жизни, далекой от этого праздничного,   зрелищного действа.
                …   Через много лет после этого путешествия мы с мужем будем лечиться в Друскининкае, и я  снова пойду в католический собор. Только никакой демократии там не почувствую, а напротив  – испытаю на своей спине нежелание видеть меня, чужую, в их храме.  Вычислили меня сразу же (не так крестилась), и стала толпа  прихожан меня тихо выдавливать. Так тихо, что я не сразу сообразила, что произошло, когда оказалась вне собора. Женщины просто наступали на меня одним незаметным шагом, но со всех сторон и в одном направлении – не вперед.  А я отступала. Они же в это время молились, глазом на меня не косили. В общем – молодцы! Я пятилась, пятилась – и выпятилась за ворота.
               Витя ждал меня на скамеечке в сквере.
               – Что, –  спросил ехидно, – уже отмолила грехи?
               – Все при мне остались, – сказала я, почти восхищенная этим маневром выталкивания чужака!
               – Еще нужно побывать  в  Университете, – говорит Ната, изучившая по книжечке  все достопримечательности Вильнюса.
               Это не просто  университет – это целый городок  из множества зданий. Ходим между ними, потрясенные величием  этого храма науки.  У каждого здания – свое лицо – древнее,  основан университет   в 1579 году! 
               Здесь бродят толпы туристов  из разных стран.  Отовсюду слышна иностранная речь.  Делаем попытку пристроиться все-таки к туристам, у которых гид русскоязычный, но тут же отступаем, ведь времени у нас осталось совсем мало.  К сентябрю мы должны нашего школяра   доставить  в школу. И получается – галопом по Европам!
              Странное чувство  охватило меня, пока мы ходили по брусчатке университетского двора. Словно время материализовалось, перестало быть метафизическим понятием,  стало заползать внутрь тебя, возвращая в средние века. Может, это были сигналы из прошлого, и я уже бывала здесь? Но  как гость. Город был прекрасным, но чужим.
              У нас еще были силы заглянуть в картинную галерею в бывшем кафедральном соборе.  Именно заглянуть.  Так что в памяти не осталось ни одной картины современных литовских художников. Может, потому, что я не любитель современной живописи? Я ведь была во власти древностей.
              Последнее, что мы  посмотрели,  и что нас окончательно добило,
была Замковая гора с башней Гедимина на верхушке холма. Склоны у него крутые, топали мы туда пешочком  по бесконечным ступенькам. Так что сил на осмотр самой башни уже не осталось. Там ведь три этажа, и говорят,  что  вид на город  со смотровой площадки  потрясающий. Верим, верим!
              История башни  так и осталась в закромах  Музея Истории  Литвы, в экспозиции , на верхнем этаже башни.
 …. «Надо будет почитать потом», – думала я, карабкаясь по ступенькам и подавляя в себе низменное желание встать на четвереньки …
             Никаких магазинов мы так и не посетили.

             19.45. Выезжаем  из Вильнюса.
             Ночевка в сосновом лесу  оказалась самой удачной изо всех предыдущих. Рядом – ручей!  Мы наносили воды,  подогрели  ее, и все искупались! Даже головы помыли. И очень вовремя, так как сломался примус, и пришлось нам  с Наточкой сначала ждать, когда мужчины починят  сей необходимый предмет,  чтобы нормально поужинать. Как хорошо, что на свете есть еще мужчины! Не будь их, пришлось бы что-то жевать всухомятку.
              В 23.30 , наконец-то легли спать.И тут обнаружилось,  что рядом  проходит железная дорога!   Но мы уже привыкли к самолетам,  а также к орудийным залпам военных учений, так что под музыку колес спали все равно! Еще как!


ПРодолжение   http://www.proza.ru/2014/02/22/93