Секундная стрелка

Елена Зейферт
Бывать в доме дедушки Гриши Никитка очень любил. Двухэтажный деревянный дом с широкими перилами лестниц был для мальчика одновременно комнатой сокровищ, сказочным замком и Диснейлендом.
В дедушкиных шкафах таились неисчислимые богатства – солдатики, в которых играл ещё Никиткин папа, настоящий морской компас, командирские часы, офицерская фуражка… В серванте рядом с посудой «стояли на приколе» крохотные судёнышки с натянутыми прямыми парусами. А машинки самых разных старинных моделек в коробочках-гаражах ждали своего выезда в нижнем ящике высокой этажерки…
 Но главное – сокровища в дом словно прибывали! Каждый раз Никитка находил что-то новое.
В дедушкином доме, наверное, жили добрые волшебники. Только они замаскировались под предметы.
Вот, например, огромный глобус в дедушкиной спальне… Не он ли словно случайно положил как-то в кухонный шкаф книжку о путешествии Гулливера? Да ещё и нарисовал в ней такие чудо-картинки! Сам Никитка читать ещё не умел, но принёс дедушке очки и устроился слушать. А дедушка так охотно взялся за чтение, как будто только и ждал приглашения внука. Ну не молодец ли глобус – и с дедушкой заранее договорился!
Или откуда ни возьмись вдруг появился игрушечный робот! Ни мама, ни папа, ни дедушка его не покупали… Он появился сам! И теперь ходит по комнатам, как маленький человечек. Откуда это чудо? Никитка считал, что из магазина, но кто его тогда купил? Мальчик подумал, что, может быть, взрослые купили, но не признаются, потому что он как-то в порыве обиды кидал игрушки и кричал, что ему больше никаких подарков не нужно! Но разве взрослые не знают, что это было не всерьёз?
А ещё старинные часы в гостиной. Вот уж кто всегда волшебник так волшебник, так это они! Никитка был убеждён, что они – Царь всех часов на свете. Часы отсчитывают время, а если время не будет идти вперёд, то Никитка никогда не станет большим! Дедушкины Царь-часы, конечно, повелевали временем, и четырёхлетний мальчик смотрел на них с уважением и восторгом.
(А часы действительно были, как волшебные. Они жили в своём собственном богатом деревянном доме, со стеклянной дверью, и звонко и гулко отбивали «круглое» время. Циферблат был украшен диковинными узорами, похожими на пёрышки жар-птицы. А маятник напоминал меч из старинной легенды, с богатой рукояткой внизу, только края у него, конечно, не были острыми.)
Никитка уже знал, что если открыть дверцу, то можно, собравшись с духом, тронуть рукой холодный, но живой маятник, а, встав на табуретку, даже и циферблат с тремя стрелками. Одна из них всегда дрожала, и шажки её были быстрые, нервные, а две других словно бы стояли на месте, но на самом деле шли вперёд разным шагом.
Когда мальчик попадал в дом к дедушке, он первым делом бежал к старинным часам, любовался циферблатом и маятником и шёпотом разговаривал с ними. Потом скатывался разочек-другой с лакированных лестничных перил (это он делал украдкой, а то дедушка будет переживать, что внучек упадёт). А затем, наигравшись самыми разными вещами и вещицами из дедушкиных шкафов и столов, начинал посматривать в окно, выходящее во двор.
Ведь была ещё одна веская причина, по которой мальчик любил бывать у дедушки! Но в этом он не признался бы никому… Соседка тетя Люда, узнав, что к Григорию Васильевичу приехал погостить внук, всегда вечерком приводила к ним в гости свою дочку Аллочку, забрав её из детского сада.
И на этот раз Никита дождался гостью! Трёхлетняя девочка с льняными волосами, в платьице с оборочками и с куклой с такими же волосами и оборочками, зажатой под мышкой, вбежала впереди своей мамы в дом, но, увидев Никитку, смущённо остановилась и сказала: «Здрасте!». На низеньком круглом столике появились из сумки тёти Люды пирожные. Взрослые ушли на кухню заваривать чай, а Никитка начал показывать Аллочке новые сокровища.
Он нажал кнопку на спине робота, и тот зашагал в сторону девочки.
– Ой, – всплеснула ручками малышка. – Он ходит! Он живой?
Такого вопроса Никитка не ожидал и поэтому неожиданно для себя ответил:
– Да!
– А-а-а, – разочарованно протянула Аллочка и померила ладошкой рост робота. – Он как мой братишка…
Никитка положил перед Аллочкой книгу о Гулливере и уже начал было взахлёб рассказывать о стране лилипутов, как дедушка и тетя Люда внесли в гостиную ароматный чай для детей в разноцветных чашечках. И девочка оказалась на коленях у своей мамы. А когда чаепитие закончилось и взрослые ушли, Аллочка вдруг вспомнила, что у неё новая кукла:
– Никита, смотри – её зовут Герда! Я по утрам расчёсываю ей волосы. Смотри, какие длинные!
Рассматривать куклу у Никитки желания не было.
– Дедушка подарил мне компас!
– А мне мама – кроватку для Герды!
– А мой папа летом был в Париже!
– А у меня вчера живот болел!
– А мы с дедушкой нашли на улице дохлую собаку!
Аллочка вдруг замолчала и вспомнила:
– Никита, Никита… А я слышала, как мама вчера сказала папе: «Наш Дружок старый, он скоро умрёт». 
Никитка задумался. Смерть была для него непонятна. Он считал, что сам будет жить вечно! А баба Нина, которая умерла в прошлом году, ещё вернётся. Ведь он так скучает по ней, а она по своему Никитушке. 
Аллочка вдруг, как настоящая маленькая леди, доверительно положила руку на «мужское» плечо и попросила: «Дружка надо спасти! Так сделай что-нибудь! Ники-и-ита…». Девочка была готова вот-вот расплакаться. Её личико было таким просящим, а светло-зелёные глаза стали влажными.
Никита открыл дверцу часов, с трудом принёс табуретку, приставил к часам, взобрался и замер у циферблата. Секундная стрелка отсчитывала время. Она была тоненькая-тоненькая! Никита взялся за неё рукой, зажмурился и… сломал. В руке осталась длинная металлическая шпажка. Время остановилось.   

……………………………………………………………………………………
– Никитка, ты молодец, что сам признался и всё рассказал мне как на духу.
Дедушка ещё раз внимательно посмотрел на внука.
– Не переживай, мужичок! Мы отдадим часы в ремонт, и мастер поставит новую секундную стрелку. Ты хотел утешить Аллочку и не знал, что время  остановить нельзя, тем более сломав стрелку на часах или даже часы полностью… Но больше никогда не ломай вещи. Они служат человеку, и человек должен беречь их и ухаживать за ними.
– Дедушка, но без секундной стрелки часы всё равно ведь идут. Зачем же она нужна?
Григорий Васильевич опустился перед внуком, взял его за плечи и заглянул глаза.
– Никита, надо дорожить каждой секундочкой! Порой несколько мгновений могут перевернуть жизнь человека или дать ему возможность помочь другим. Можно не успеть на поезд на несколько секунд, двери заблокируются электронным устройством, и не состоится важная встреча. Можно, проявив быструю реакцию, поддержать споткнувшегося человека, и он не упадёт, не ушибётся. 
Секунды очень значимы. Ты любишь фотографироваться, а фотоснимки – это остановленные мгновения. А помнишь, когда до Нового года остаётся меньше минуты, как мы отчётливо слышим тиканье секунд?.. И ещё, малыш: ценность секунд понимаешь с годами. С возрастом кажется, что время бежит быстрее.
Мальчик слушал, боясь проронить хоть слово. Дедушка сел на диван и посадил рядом с собой внука.

– Я расскажу тебе, Никитка, притчу. Она, как сказка, учит мудрости. Жила была в старину королевская семья – отец, мать, старший сын Час, средняя дочь Минутка и младшая дочурка Секундочка. Король и королева были очень мудрыми правителями и заботились о жителях королевства. Добрые дела этих правителей славились и в соседних землях.
Однажды король и королева позвали своих детей к себе и сказали им: «Милые Час, Минутка и Секундочка! Вы уже повзрослели и можете приносить людям большую пользу. Подумайте, что доброго и важного вы можете совершить уже сегодня! Пусть деяния сегодняшнего дня останутся в памяти у наших подданных навсегда… А завтра у нас с вами будет простор для новых добрых дел».
Дети задумались, какую пользу они могут принести людям.
Принц Час позвал своих преданных офицеров и солдат, и они по его приказу зарядили пушки и начали стрелять из них каждый час вверх в воздух, чтобы жители королевства знали точную меру времени.
Принцесса Минутка созвала крестьянских девушек и по её велению они каждую минуту начали выпускать в небо по одному голубю. Птицы теряли по пёрышку, и дорога к королевству начала устилаться мягким, гостеприимным покровом.
А принцесса Секундочка кликнула себе в помощь лесных зверюшек, взяла  несколько серебряных флейт и заиграла на одной из них. Когда она уставала, ей помогали белочки, зайчата и бурундучки. Серебряная мелодия звучала каждую секундочку. Звуки на волнах мелодии поднимались к небу и наконец вылились на землю серебряным дождём. Дождь был таким благодатным, он так волшебно полил землю, что необыкновенный урожай начал зреть прямо на глазах – злаки набрали золотую силу, а яблоки раскраснелись налитыми боками…
Как маленькая, но мудрая Секундочка, все жители этого королевства знают цену каждой секунде, Никитка. Они труженики и творят много добрых дел.
   
Никита крепко обнял дедушку. Он побоялся признаться ему, что сначала хотел спрятать сломанную секундную стрелку под большую кровать в дедушкиной спальне, но вдруг нашёл там коробку с изображением робота, а в коробке набор батареек. И застыдился. Значит, в этой коробке дедушка принёс робота из магазина домой!      
Так вот кто волшебник в этом доме? Это дедушка.
Хорошо, когда их три. Три стрелки – часовая, минутная и секундная. И три близких человека, добрых волшебника – мама, папа и дедушка.