Этюды из жизни

Александра Мазманиди
               
               Большинство молодых людей быстро знакомятся в транспорте, на танцах и в других общественных местах, общаются без проблем. Вот и наши герои познакомились самым прозаическим образом - в парикмахерской. Он зашёл подстричься, но девушка, делавшая ему стрижку так понравилась, что он не сдержался и пригласил её вечером в кино, на последний сеанс. Тем более, что Артак отдыхал в отпуске на море уже третий день и не с кем было даже сходить куда-нибудь. Лина (на удивление) не отказалась, но предупредила, что  надо будет зайти домой, предупредить маму, что вернётся поздно. Они договорились, что он купит билеты и зайдёт за Линой  на работу, а потом на весь вечер она свободна. Лина с мамой Стефанией жила  на берегу моря в ветхом  бараке  для  рыбацких семей.

        Лина зашла в дом и  долго не возвращалась.  Артак решил, что она передумала идти с ним в кино. Оказалось, что Стефания обварила ноги кипятком (оторвалась ручка у кастрюли, когда она снимала её с плиты).  Артак побежал к телефону автомату, чтобы вызвать скорую помощь, потом они поехали в больницу,чтобы узнать, что скажут врачи. Лина ходила из угла в угол,  не находя себе места. Стефанию оставили в больнице, а молодых отправили домой, ничего  толком не объяснив.

         В кино они опоздали, да и настроение было не то, поэтому они решили погулять немного, Лина рассказала, что мама её - полячка, дед был моряком, в конце тридцатых годов двадцатого века, его, нуждающегося в срочной операции, сняли с корабля в  СССР, а его возлюбленная  Стефания, узнав об этом, приехала к нему, преодолевая массу сложностей. Они поженились и остались жить в Союзе. Дед ходил в море на сейнере, а  бабушка на берегу разделывала рыбу в рыболовецкой артели. Потом, во время войны родилась моя мама, её назвали тоже Стефанией, а дед вскоре погиб в море, говорили, что их сейнер попал под бомбёжку.

         Обе Стефы нахлебались горя по полной, голодали страшно (часто, кроме рыбы не было ничего), но выжили. Мама моя пошла работать сразу после школы в ту же артель, где трудилась до последнего дня бабушка. Светлых дней в её жизни почти не было: тяжёлый труд (всё время в сырости и рыбьей вони, которой пропахло абсолютно всё), нищета, болезни, отсутствие близких и родственников. Потом в её жизни всё-таки появился светлый молодой  человек - мой будущий папа - рыбак.

          Стефания расцвела, похорошела, жить стало веселей. Счастье красит жизнь совсем в другие, яркие краски. Когда мне - Эвелине, Эве, Лине( как только меня не называют) было семь или  восемь лет, папу забрало море, так печально и горестно говорила мама.  Что-то я заморочила голову тебе грустной историей моей семьи, просто маму очень жалко, вот и вспомнилась её трудная судьба, извини.

      Артак утешал её, говорил, что всё будет хорошо и с мамой, и жизнь их  станет лучше и светлее. Всегда плохо не может быть, придут другие времена, всё будет хорошо и вы с мамой ещё будете счастливы. Потом внезапно, неожиданно для себя разоткровенничался, рассказал Лине о себе и своей семье. У него большая армянская семья, в которой росло четверо детей - две девочки и два мальчика. Когда Артаку было семь лет папа с мамой разошёлся, всех детей забрал  и воспитывал папа, потому что у мамы было какое-то нервное заболевание, её положили в  психдиспансер и долго лечили. Маму  он увидел, когда уже учился в лётном училище. Сейчас, после окончания училища, приехал посмотреть на море и отдохнуть перед сложной службой на Северах, в военно-морской авиации.

      -Вот встретил тебя и расставаться не хочется, уж очень ты понравилась мне, Линочка, - выпалил он, набравшись храбрости. Лина не удивилась ничуть, согласно закивала.
 
      -Ты, Артак, мне тоже нравишься,- ответила, застеснявшись своих слов Лина. Они гуляли молча (каждый думал о своём) по ночному приморскому городку, как будто знакомы были всю жизнь. И разговаривать, и молчать им вместе было одинаково комфортно. Не сговариваясь, утром они пришли к больнице, чтобы узнать о самочувствии Лининой мамы и ходили к ней, проведывали каждый день вместе.

            Через три недели, когда Стефанию выписали из больницы, Лина с Артаком поставили её в известность, что они хотят пожениться и вместе поедут к месту службы Артака. Стефа не удивилась скорополительности выбора дочери, но в душе было сметение, ведь дочь рано упорхнёт из дому навсегда, а будет ли счастлива, ведь  недолго встречались детки, плохо знают друг друга. Да и профессия у Артака суровая, опасная. Сможет ли прижиться на севере её южная девочка, привыкшая к почти круглогодичному теплу. Но более, чем скромная свадьба состоялась через три дня, за два дня до отъезда их к месту назначения Артака. Собрали чемодан, прикупив теплые вещи для Лины  и Стефания почти неожиданно осталась совсем одна, а счастливые молодожёны улетели в чужие, далёкие края.

          Северный край неприветливо встретил молодожёнов сильным пронизывающим ветром и белыми ночами, есть такой феномен на Севере. Эти ночи ничем не отличаются от дня, время можно определить только по часам. Так же светло и светит солнце, только оно низко-низко над самым горизонтом. Артака в военном городке ждали одного ( в анкете не было никакой жены) и поэтому поселили их временно в красном уголке общежития. Там стоял большой черный кожаный диван, на котором им предстояло спать, тумбочка с бюстом В.И.Ленина, множество лозунгов-плакатов (на красном фоне белыми буквами, написанными зубным порошком). На  голову Ленину Эва напялила свою шапку, ей было неловко раздеваться перед ним.

         Жена замполита Валентина Ивановна сразу же взяла над ней шефство, рассказала про хитрости привыкания к полярному дню, а затем уже скоро и к полярной ночи. Все привыкают, не пугайтесь. Познакомила с бытом,  немногочисленными женщинами, принесла электроплитку, побещала найти занятие для Лины в ближайшее время. Мужчины часто группами улетали в командировки, а женщинам оставалось очень неблагодарное занятие - только ждать. Томительно, мучительно, страшно. Это в первое время, а потом женщины привыкают, находят в себе силы и занимаются обычными делами, детьми, скрывая тревогу, не показывая эмоций. Одним словом - закаляются.

        Закончился полярный день и началась такая же долгая полярная ночь, когда круглые сутки темно. Это ещё более  неприятно для организма, тьма гнетёт, хотя повсюду постоянно горит электричество. Но время идёт независимо от природы, погоды, настроения и других премудростей, у него свой срок.
 
        Пришёл срок и Лина родила сына-первенца. Для этого пришлось ехать на Большую землю.Теперь вся жизнь  Эвы была подчинена этому маленькому существу. А у Артака по-прежнему были командировки, полёты, всё важно и значимо. Он любил сына на расстоянии, почти не беря его на руки, даже когда приезжал домой. Эвелина страдала от большой нагрузки, свалившейся на неё одну и не могла понять, чем сынок Артёмчик не угодил папе, почему он равнодушен к чудесному ребёнку.
 
        Бывало так, что у неё не оставалось денег, чтобы купить ребёнку молока, она шла на рынок продать консервы-тушёнку из сухого пайка, который исправно получал муж и приносил домой. Но из командировок явно не торопился, иногда только звонил, чтобы узнать про неё и сына, а сам развлекался, выпивая с друзьями и появившимися подружками. Эве было очень обидно, что муж отдаляется от неё и сына, живёт какой-то отдельной,своей жизнью.

        Вскоре Артак получает перевод в другой конец страны и они переезжают в другой городок. Там Лина решает отдать Артёма в детский сад и идти на работу, чтобы не сидеть, заглядывая в окна и ждать, когда же придёт домой муж. Артаку эта мысль не очень понравилась, но Лина проявила настойчивость и сделала по- своему.

         Жизнь стала интересней, среди людей Лина чувствовала себя нужным человеком, появились подружки. Теперь она не страдала, если муж долго не появлялся дома или проходил на " бровях", старалась только, чтобы этого не видел и не слышал сын. Она сменила причёску, купила обновки и муж, увидев Эвелину, когда она шла с работы, удивился: " А ты изменилась, похорошела. У тебя появился любовник?"

        " Да," - сказала она, -" У меня есть мужчина-сын и он должен знать, что у него красивая, ухоженная мать, которой он не будет стыдиться". 
         С тех пор Артак стал внимательней и уважительней относиться к Лине, и предложил предстоящий отпуск провести у родственников, чтобы показать внука маме Элины, а потом  съездить к папе Артака - Акопу.

          Отец  Акоп  женился во второй раз уже будучи пенсионером на  ровеснице старшей дочери, может поэтому все дети недружелюбно отнеслись к этой женитьбе. Но надо отдать должное, он не женился до тех пор, пока все его дети не получили образование и вышли, как говорится, в люди.  Чтобы не было двусмысленности, квартиру свою сразу завещал любимому внуку Артюше. А для молодой жены приобрёл-подарил однокомнатную квартиру, где, видимо, и собирался коротать старость с  женой Ниночкой.

         У них всё было хорошо, жили, что называется душа в душу. Но у Ниночки было очень много родственников и она всех их привечала, приглашала к себе, что сначала  Акоп принимал с доброй душой, но потом стало надоедать: никакого покоя, всё время приемы, застолья в течение дня - голова кругом. Скандалить он не хотел и решил пригласить своих детей в гости.
 
         Сначала приехала старшая дочь Рузанна с семьёй на два дня на своей машине, потом сын Григорий (он рисует иконы) заглянул на денёк,(дочь Лала ушла в монастырь и Акоп посещает её сам) потом в отпуск приехал Артак со своей  семьёй. Ниночка принимала всех радушно, но потом сказала, что очень устала от гостей. Акоп решил, что урок не прошёл даром и зажили они по-прежнему. Но через время опять зачастили её родственники.

         Прошло лет шесть, Артака обещали опять перевести на другое место службы, а  Артёму пора в школу и решили они, что Эва и Артём  приедут пожить у дедушки Акопа. Так и сделали.  Лина с Ниной делили хозяйство пополам, всё было хорошо, тихо и мирно. Акоп наслаждался, что семья увеличилась (он помнил какая у его родителей была большая семья), женщины ладят и стал уговаривать сына просить назначение поближе к себе, тем более, что внук Артём учился хорошо, посещал кружки различные. Хотелось со своими детьми и внуками быть поближе. На летние каникулы Лина взяла Тёму и уехала к своей маме, туда же в отпуск приехал и Артак. Потом вместе же они отправились к месту новой службы.


        Прошло ещё несколько лет.Но страна наша развалилась, вдруг не стали нужны защитники границ, их стали увольнять в запас, обещая дать квартиры там, где захотят увольняемые. Лина теперь с двумя детьми - Артёмом и грудным Костиком приехала к свёкру. Артак остался ждать квартиру. Поначалу всё было хорошо, но Лина всё внимание отдавала маленькому Костику, всё остальное ложилось на плечи ещё работающей Нины.Она довольно долго (два года) терпела такое положение вещей, потом женщинам на одной кухне стало тесно. Лина не желала ничего делать для Акопа, а Нина ей в пику не желала помогать с детьми. А тут ещё приехал Артак и не поддержал  ни Лину, ни тем более Нину.

         У Нины заболела мама, девяносто шестидесятилетняя старушка и Нина ушла к ней жить, (благо, дома рядом) собрав свои скромные вещички. Акоп её не задерживал. А мама Эвелины в небольшом приморском городке, мучаясь сахарным диабетом, давно мечтала, чтобы дочь вернулась к ней. Они созвонились и Эва приняла решение ехать с маленьким Костиком к своей маме, помочь хоть немного. Предлог был найден, а обиды, нанесённые Артаком за всю совместную жизнь Лина лелеяла всё время, вот и задержалась на юге у мамы так, что Костик уже учится в третьем классе, сама она работает в той же парикмахерской.

        Правда, в позапрошлом году они приезжали на зимних каникулах проведать папу и дедушку. Артём ездит к ним на лето, иногда с папой Артаком.  Артём уже учится в институте, сочиняет музыку и хорошо поёт под аккомпанемент своей гитары. Артак работает в Москве, раза  два в месяц приезжает к отцу и сыну. Все постоянно перезваниваются.

        Но все семьи оказались разбитыми, растерзанными, хотя внешние причины звучат вполне оправданно: дочери помогают матерям-старушкам. Кто прав, кто виноват - не разберёшь. Время наше или сами люди. Вот такие этюды жизни.