Последний урок

Инна Мурашова
Людмила Петровна с тревогой взглянула на часы, висящие в учительской над дверью.
До начала урока оставалось всего пять минут. Ее коллеги стали собираться на урок. Доставали из шкафа классные журналы, перебирали тетрадки и делали последние пометки в блокнотах.
Обычная обстановка в учительской. Но Людмила Петровна волновалась, как в первый раз, когда пришла в школу, вести свой первый урок. А было это 25 лет назад…
Она до мелочей помнила этот день.
Пожилой директор, который сам когда то был ее учителей, повел знакомить ее с классом. Он волновался за нее так, как будто бы сам собирался на первый урок. По дороге, они несколько раз останавливались, чтобы услышать последние напутствия директора. Однако, она от волнении их почти уже не слышала.
Они вошли в класс, где сидела пятиклассники. Двадцать восемь пытливых глаз оглядели новую учительницу. От их взора не ускользнули  ее  новое, выутюженное синее платье. Ее чистые каштановые волосы гладко были прибраны в пучок. Вид строгий и решительный. Только маленький край белого, кружевного  платочка выглядывал из нагрудного карманчика.
Когда директор ушел, дети немного пошумели, но потом успокоились. Урок к которому она готовилась, репетируя его перед зеркалом несколько часов, прошел удачно. За ним пролетела целая вереница лет.  Менялись, взрослея ребята, приходили  и уходили новые коллеги.
В школе было всегда интересно. Людмила Петровна любила и знала свой предмет. А был он для кого очень сложным. Математика требовала точности и усидчивости. Нужно было приложить усилия, чтобы дети поняли и полюбили  математику всесторонне.
По своей инициативе она бесплатно преподавала факультатив, на котором не только решили задачи повышенной сложности, но и изучали биографии известных математиков, разгадывали кроссворды по математическим терминам и записывали пословицы и поговорки про числа.
Стрелка часов неминуемо двигалась к назначенной отметке.
В голове проигрывались разные ситуации и варианты выхода из сложившейся ситуации.
Людмиле Петровне так хотелось, чтобы этот урок запомнился не только ей, но и все ребятам класса.
Прозвенел звонок и в коридорах стихли звуки. Учительская опустела. Осталась только ее приятельница, учительница начальных классов, с которой они начинали когда то работать в школе. Они дружили и работали вместе.
Та подошла и положила Людмиле Петровне руку на плечо.
Этот  ободряющий  жест помог собрать силы и встать, взять вещи со стола.  Мимо прошла завуч старших классов. Она поздоровалась с ними, но не поглядела в их сторону, торопливо пробежав до лестницы. Торопливо прошмыгнули молоденькие учительницы, насмешливо и с любопытством взглянув на Людмилу Петровну.
Стало неловко, как будто она в чем-то была виновата. Похоже, вся школа знала о тех неприятностях, которые были у нее в последнее время.
Людмила Петровна подошла к кабинету математики и прислушалась, не решаясь зайти. В классе было шумно, как и всегда. Когда она вошла в комнату, шум немного утих, но потом загудел снова. Как ни в чем не бывало, она поздоровалась и стала объяснять новую тему.
Дети рассеянно ее слушали. Кто-то, со скучающим видом глядел в окно. Мальчик на третьей парте что-то увлеченно рисовал, а его сосед пытался отобрать листочек с рисунком. Две девочки на среднем ряду перешептывались. Девочка-отличница пыталась одновременно списывать с доски и играть в тетрис на мобильном телефоне. На последней парте мирно посапывал, привалившись к стене, второгодник Витя.
Людмила Петровна поглядела на часы. До конца урока оставалось всего несколько минут.
Она записала на доске домашнее задание.
-Как много задали! - раздались недовольные голоса.
-Ненавижу эту матисратику!-со злостью сказал мальчик, который вырезал на парте железкой  : «Совков и 5 «в»- лохи».
Учительница устало опустилась на стул.
-А Вы знаете, ведь я проработала в этой школе двадцать пять лет.
Класс продолжал шуметь и ее никто не слушал.
-Вы победили. Это мой последний урок,- продолжала Людмила Петровна.
Класс поутих. Даже второгодник Витя проснулся.
- Это правда? – спросил он.
- Да. Я с детства всегда хотела стать учителем. Сначала решала с соседскими ребятами сложные задачки, потом училась в институте. Школа была моим вторым домом, а школьники – моими детьми. Каждого ученика я знаю по имени. В школу часто приходят мои бывшие ученики.
Трое из моих учениц стали учителями математики.
Борис Иванович Наумов - директор завода тоже мой ученик. Станислав Васильевич Черняев - известный в стране хирург. Я горжусь моими учениками!
Целый год мы с Вами работали, но хороших результатов так и не достигли. Это моя вина. Пора мне на пенсию. Ваши родители написали на меня жалобу. Они конечно правы. В классе плохая дисциплина, оценки многих из вас оставляют желать лучшего.
Она замолчала и поглядела в глаза каждому из своих учеников.
-В одном не правы ваши родители. Несмотря на то, что у меня нет своих детей, но я люблю каждого из вас. Все вы останетесь в моей памяти.
Людмила Петровна опустила голову, чтобы не видно было блестевших на глазах слез.
В первый раз класс молчал.
-Простите нас, - тихо сказала Ира.
- Мы не знали, что Вам будет так больно из-за нас,- сказала ее подружка Олечка.
- Нет. Я ничего уже не могу изменить. Решение принято, - ответила грустно Людмила Петровна.
За эти несколько минут все изменилось. Лица ребят были оживленными и смущенными. Раздался звонок. Урок закончился, но ребята не уходили из класса. Они обступили Людмилу Петровну, уговаривая ее остаться.
У нее брали автографы, обменивались телефонами. Второгодник Витя попросил позаниматься с ним на каникулах. Каждому из школьников этого класса Людмила Петровна сказала что-то хорошее и пожелала что-то особенное.
Прозвенел звонок на следующий урок.
-До свидания! - дружно закричали на прощание ребята, которые еще совсем недавно хотели, чтобы она ушла.