Настенька

Александра Мазманиди
                Из цикла РАЗНЫЕ СУДЬБЫ.
          Муж позвонил мне и сказал, чтобы я собиралась и выходила из дома, он подъедет через    несколько минут, и мы поедем по магазинам подбирать родственникам и друзьям подарки. Я быстро оделась и спустилась вниз раньше времени, зная, что он не любит ждать.

     День весенний, солнечный, птички щебечут. Старушки на лавочке сидят, переговариваются, загорают. Я стою поодаль, жду, а машины всё нет, хотя прошло уже десять минут. Звоню супругу, оказывается, он попал в пробку, он решение не меняется, всё равно поедем.

     От скуки стала слушать разговоры старушек (обычно говорят, что они занимаются пересудами), тем более что к ним подсела круглолицая толстушка с четвёртого этажа, громкоголосая украинка. Со словами: «Что, разомлели, девки, на солнышке»?  - она села на противоположную скамейку. « Григорьевна », - обратилась к ней сухонькая, совсем седая, но ещё проворная старушка: « Может, продолжишь вчерашнюю чреду воспоминаний? Уж очень интересно послушать продолжение». « Ты рассказывала нам про Настёну», - услужливо подсказала бабуля в кокетливой шляпке с вуалью. «А як же!», - быстро согласилась хохлушка,- « Слухайте»!

        И начала нараспев своё повествование.               
    -  Настенька…Дальнейшая жизнь у неё сложилась трагически. Как вы помните, муж её Тиша, Тимофей Шевцов работал инкассатором в Воронеже, а потом, почти перед войной, года за два его перевели в Прибалтику. Настя сидела дома уже с двумя маленькими детками, с сыночками. Так что война началась там, у них - сразу. Тиша только успел уговорить шофера полуторки увезти Настеньку с сыновьями погодками трех и четырёх лет в ближайший лес. А сам поспешил к солдатам-пограничникам на подмогу.

      Никто же не знал, что это настоящая война началась. Думали, что это недоразумение, и весь ужас быстро закончится. По дороге к лесу за машиной гнался фашистский самолёт и стрелял в них прицельно. Тогда шофер остановил машину и велел Насте забежать глубже в лес и поглядеть, нет ли там немцев, а потом вернуться и забрать детей и вещички. Настя так и сделала, но в лесу сразу же напоролась на немцев и попала в плен. Людей всех гнали по дороге через посёлки и город, где местное население смотрело с ненавистью и относилось к ним брезгливо. Потом пленных стали сортировать. Её, молодую красивую женщину увезли в какой-то город прислугой в богатую латышскую семью, потом, когда узнали, что она хорошо шьёт, заставили обшивать большую семью и всю их родню. Настенька ничего не знала о судьбе детей и мужа, и не у кого было спросить. Сердце разрывалось на части, однако это никого не волновало, запрещали даже плакать.

       Потом при переезде в другой город, то ли село ей чудом удалось сбежать из кабалы, но никого не зная, не зная языка, она опять попала в работные люди. И прожила там до конца войны, все четыре года.

      Радость, что кончилась война, омрачалась для неё неизвестностью о судьбе детей и мужа. Настя вернулась в прибалтийский город, где жила счастливо со своим любимым Тимошей и ребятишками хорошей советской семьей, однако и там ничего утешительного не нашла. Не осталось ни дома, в котором они жили, ни знакомых.

      В управе сказали, что нет никаких сведений - все документы сгорели, короче, ничего не добившись, она уехала в Черноземье, в родной город к родственникам, старшему брату и двум сестрам.

      Родичи старались не оставлять Настёну одну, боялись, как бы чего ни сделала с собой, а она двенадцать лет писала во все инстанции, искала Тишу и детей, ждала, надеялась, безуспешно. Потом всё-таки вышла замуж, за дальнего родственника моего – Сашку, родила белокурую девочку – Леночку - чистый ангел получился. Жили они не сказать плохо, но Сашка любил закладывать за воротник.

      Девочку-дочку любили и баловали, как могли, Настенька шила ей красивые одежды, что ещё больше выделяло девочку среди остальных.
   
      Лена сразу после успешного окончания школы поступила в Воронежское музыкальное училище, потом по окончании учёбы вышла замуж, сыграли славную свадьбу. Затем Леночка с мужем уехала жить в Минск.

      А Настенька заболела, тяжело заболела, раком, долго и мучительно. Под конец не могла даже самостоятельно повернуться на бок, боли были адские, они её и извели. Всё звала, ждала Леночку напоследок, но не дождалась, сгорела, как свеча сгорела, бедная Настёна. Лена узнала о судьбе матери, о том, что у неё, Лены, было два брата только после смерти Настеньки, так уж получилось.

     Она тоже писала во все инстанции, пыталась хоть что-нибудь узнать о судьбе братьев, но тщетно. Никаких положительных вестей так и не получила ни разу.

     Неожиданно зазвонил мой мобильник, (все как по команде посмотрели в мою сторону) это муж извещал, что выбрался, наконец, из пробки и скоро заберёт меня.

     Бабульки потеряли ко мне интерес, а Григорна продолжила повествование. 
    - Сашка - муж после смерти Настеньки стал пить ещё больше, можно сказать не просыхал до конца жизни своей. Да почитай, любой мужик, потерявший жёнку, теряется в жизни, не может себя обслужить, как следует, и совсем не приспособлен жить бобылём. Сначала всё ходил на могилку почти каждый день, потом всё реже. Судьба. Вот как сложилась судьба Настеньки, хотя, так красиво всё начиналось.

     Она помолчала, задумавшись. Ленка-то хорошо живёт, богато, на поминки Насти привезла кур, гуся и всякой всячины. Жила она у меня на девять дней и на сороковины приезжала не с пустыми руками, всё-всё привозила к столу, ведь тогда почти все продукты были в дефиците.

        Да и на Сашку надежды никакой, всё сама организовывала дочка. Работает Леночка в минском театре, её уважают. Мне оставила адрес и телефон свой в Минске, в гости приглашала, да я так и не собралась. А теперь вот в разных государствах живём, разорвали по живому « великие» мира сего. Она помолчала, тяжело вздохнув.
 
        -  Эх, сейчас бы Маша Шукшина, да Мишка Ефремов по интернету быстро нашли бы всех и детей, и мужа,– бойко изрекла сухонькая старушка, - если они, конечно, живы остались.

       - Охо, хо, лет пять назад мы знать не знали, что такое интернет, а сейчас по энтой паутине балакаем  со всем миром,- сказала Григорна. Пошли по домам, вон уже и солнце прячется, холодает, не лето, чай, расселись, барыни.
- Завтрева твой черёд Семёновна, баить, - распорядилась, она – готовь интересную историю.

       - А твой колчаногий дед ещё на курортах, аль вернулся? – пропела Семёновна в ответ таким же тоном.

        Наконец-то подъехал мой благоверный, и я не услышала больше ничего, хотя наверняка и в наш адрес было что-то сказано колоритными старушенциями. Может и не очень лестное. Вот вам и современные старушки. 


                ДЕЛО В ШЛЯПЕ.

      Через несколько дней я потеряла, посеяла, как говорила моя тётка, ключи от квартиры и магнит от двери подъезда. Я сидела горемычная на скамейке, ожидая приезда мужниного шофёра, который должен привезти мне другие ключи.

     - Ключи потеряла, да?- участливо спросила старушка, уже сидевшая под «зонтиком».
   - Да вот, теперь час как минимум просижу с поклажей. Если с пустыми руками, так ещё сходила бы куда, а так таскать не хочется, - раздосадовано ответила я.

      Эту древнюю старушку я часто вижу на лавочке в нашем дворе, с большой деревянной палкой( видно вырезанной неумелым  человеком) в руке она самостоятельно семенит от своего подъезда. Чаще сидит одна, опиревшись на клюку, думая свою невесёлую думу.

     - Посиди со мной, отдохни, да и мне не скучно будет, а то мои товарки припозднились что-то. Знаешь, я сегодня не спала почти ночью. Так напугались мы, думали, что как в Челябинской  области, в Чебаркуле метеорит прилетел. Я удивлённо глянула на старушку.

     - Не бойся, я не спятила. Хочешь – расскажу? Я кивнула, соглашаясь. Всё равно сидеть, ждать.
      - У нас, как, пожалуй, у всех теперь, межкомнатные двери модные стеклянные, прозрачные. Я привыкла двери в кухню держать закрытыми всегда – меньше копоти и запахов в другие комнаты идёт, так ведь?
 
        - Так, так. 
      - Ну, так вот, у моего зятя вчера был банкет, то ли фуршет, а по-нашему, по простому – пьянка. Улеглись мы вечером спать, как вскоре услышали звон стекла и грохот чего-то.

        Вскочили мы напуганные с постелей, ринулись на шум, смотрим, а зять (ну что с него взять?) стоит у двери в кухню весь израненный дверными стёклами, кровь везде, стёкла впились в тело его. Что случилось?

        Ему захотелось пить, теперь говорят, кажется так: « сушняк замучил» после выпивона, так он спросонья прошёл сквозь дверь.

        Вызвали мы скорую помощь, его увезли в больницу, так как надо вытаскивать стекла, ставить скобки, зашивать. Вот такое неприятное событие приключилось. Как думаешь, попадёт мне от зятя на орехи за дверь?

      - Ну что вы, ничего не будет, он же сам виноват,- участливо откликнулась я.
    
       Подошла ещё одна женщина с внучкой, поздоровалась с нами и присела, уставшая, рядом. Девочка побежала на качели. А женщина стала сразу рассказывать, что ходила получать пенсию, да платить за услуги квартирные в сбербанк, а там ремонт шикарный сделали за наш счёт-то, народный. Деньгами нашими распоряжаются, а проценты мизерные платят, жульё.

       Входишь туда, а там стоит панель стеклянная, пальцем ткнёшь в неё, какую хочешь услугу и выскакивает сбоку листок с кодом,  берёшь его, садишься на диванчик бежевый и ждёшь, когда по селектору тебе скажут, в какой стойке вас ждёт милая, улыбчивая девушка. Сервис на грани фантастики, оборудование всё новое красивое, блестящее.

       А мы забираем свои жалкие копейки, половину почти оставляем там же, оплачивая услуги. На остальные пытаемся достойно жить, да ещё хочется вот им помочь (и она показала на играющих неподалёку детей),  хотя если нужно купить что-нибудь существенное, то нам тут же предложат кабальный кредит.

       С легкостью предлагает реклама брать кредиты, но никто не объясняет, что отдавать придётся вам и не под маленький процент. Кстати, куда смотрит правительство, ведь можно было бы банкиров приструнить, заставить уменьшить проценты кредитования, а на вклады – увеличить проценты. Всё простым людям жить стало бы легче, свободнее. Или я не права? Не дождавшись ни от кого ответа, она продолжала.
       Многие не думая, набирают уйму кредитов, попадают в такую кабалу, что потом даже лишаются единственного - жилья. Трагедии получаются довольно часто. А у банков и банкиров дело в шляпе. «Так ведь?- обернувшись ко мне, воскликнула взволнованная женщина.
 
      Отвечать мне не пришлось, (однако в душе я с ней согласна) так как подъехал Сергей - мой спаситель, умница, быстро обернулся - и часа не прошло (ехал за запчастями в наш район). Я радостная взяла ключи и, попрощавшись со старушкой и женщиной, пошла домой.