Ч. 3 Махина Ростислава потопила маленькую Камбалу

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/02/16/1232


Кроме немецких, на Черноморском флоте имелись две американские подлодки, доставленные из Петербурга по железной дороге. Эти суда назывались «Судак» и «Лосось».

«Камбала» до первой мировой войны не дожила. В ночь на 30 мая 1909 года шли учения в дивизионе подводных лодок, которым тогда командовал капитан 2 ранга Николай Михайлович Белкин. Подводная лодка «Камбала», на свою беду, на ней тогда находился и комдив, выполняла ночную учебную атаку на броненосец «Ростислав», возвращавшийся в составе эскадры из Евпатории. Действия происходили у входа в Южную бухту.

В рубке подводной лодки находился временно исполнявший обязанности командира лейтенант Михаил Михайлович Аквилонов. Но, то ли у лейтенанта была замедленная реакция, то ли он мечтал о чём-то, глядя на звёзды, как бы там не было, команда отвернуть в сторону от броненосца поступила от него слишком поздно. Случилось то, о чём предупреждают граждан, торопящихся на электричку: «Поезд мгновенно остановить нельзя».

 Как выяснилось, мгновенно остановить броненосец тоже невозможно. Махина «Ростислава» потопила угодившую под его форштевень маленькую «Камбалу».

 Спасся только один счастливчик, и он же виновник трагедии, Михаил Аквилонов, лишь потому, что находился наверху. Лейтенанта, понятное дело, судили, приговорили к заключению в крепости на полгода, а заодно и к церковному покаянию.

Тела тех подводников, которые удалось поднять, похоронили в Севастополе. Остальные так и покоятся на дне бухты. Командира дивизиона Белкина похоронили на родине, в Ярославской губернии, в родовом имении, а помощника командира лодки, мичмана Дмитрия Александровича Тучкова - на Новодевичьем кладбище в Москве.

Что касается памятника в Севастополе на могиле рядовых подводников из экипажа «Камбалы», то это отдельная, и как вы без труда догадываетесь, очень грустная история. Одно радует, что есть  благородные люди, которых такие вещи волнуют, и они стараются делать всё от них возможное, чтобы сохранить память о прошлом и наших предках. К сожалению, вандалы и негодяи всегда действуют более эффективно потому, что они разрушают, а не создают. Создавать, как все знают, несравненно труднее, чем разрушать.

После гибели «Камбалы» в дивизионе остались четыре подлодки, с которыми Черноморский флот и вступил в первую мировую войну. В 1914 году эти корабли никакого участия в боевых действиях не принимали, а позднее их вывели из строя и сдали в порт.

В течение 1915 года в состав дивизиона вошли новые подводные лодки: «Нерпа», «Морж», «Тюлень». Позже к ним добавились подводный минный заградитель «Краб», «Нарвал», «Кит» и «Кашалот». На этих лодках уже можно было выходить в море. Летом 1917 года ввели в строй «Гагару» и «Утку».

Кстати, подлодка «Краб» во всех наших изданиях и художественной литературе фигурирует, как первый в мире минный заградитель. Это вызвало у меня недоумение, и вовсе не потому, что хочется принизить роль выдающегося конструктора Михаила Петровича Налётова. Просто во флотах держав, участвовавших в Первой мировой войне, подводные минные заградители уже имелись, и не в единственном числе, как в России. Но если нам так хочется быть первыми, пусть так оно и будет.
Что от этого меняется?

Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/20/222


На фотографии: подводная лодка "Тюлень".