Наболевшее

Сария Мамадова
Наболевшее…
Краткие мысли автора:   Общество, Мораль
• Мораль – главный критерий общества
• В цивилизованном и высоко-нравном обществе должны проявляться и воспитываться такие главные качества, присущее человеку, как порядочность, высокая нравственность
• Общество сторониться и не принимает чужаков
• Некоторые теперешние нравы оставляют желать большего и лучшего
• Дорожите своей репутацией и статусом порядочного человека
• Не следует калечить подрастающее поколение – будущих достойных членов общества бездуховными, безнравственными и аморальными программами, передачами и фильмами
• Антиморальное должно быть осуждаемо, недопустимо и порицаемо
• Средства массовой информации и телевидение – плохие воспитатели высоко моральных и этических норм поведения
• Вообще, чем выше положение женщины в обществе, тем ответственнее её нравственная задача
• В ряде случаев модной похвалой одаривают тех, вид и поведение которых оставляет желать лучшего во всех их проявлениях.
• Только вдумайтесь, куда может привести вседозволенность чувств, без морали и любви
• Вседозволенность - показатель только низкой бездуховности, бескультурия, моральных, нравственных и этических норм поведения человека в обществе
• Когда создается культ нездоровому образу жизни, свободным отношениям, моделям, сексу ни о каком разрешении проблемы демографического роста не может быть и речи.
• Даже при решении демографической проблемы общества надо четко и продумано думать не только об увеличении «поголовья», а о том, что с ним делать? и как воспитать достойных членов общества.
• Если вы выглядите «очень сексуально», то значит очень вульгарно, вызывающее и неподобающе порядочному обществу.


Начну с наболевшего уже давно  и написанное мною в отдельных главах отдельных книг, но последнее «радостное»  и «радужное» сообщение в Новостях – просто доконало! В прямом смысле!
На чалось на оптимистичной ноте, а услышав название Престижного театра – Мариинского, на сцене которого состоялась новая постановка да ещё моей одной из любимейшей оперы Великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», полностью обратилась вслух.
 Раньше появление этой оперы на сцене был большим праздником для меломанов оперного искусства. Её ставили везде и разумеется на сцене Бакинского театра Оперы и Балета имени  Узеира Гаджибекова. Это было в мои школьные годы. Очень даже  была  неплохая постановка. С  большим количеством солистов, массовых сцен.  Как и полагается, соответствующими той  эпохе и духу времени декорациями, костюмами  и сценами балов и отдельные мезансцены.
 Позже, на сцене Большого театра прошла пьемьера этой замечательной оперы, а к радости Бакинцев в роли Татьяны выспупала Народная артистка СССР, народная артистка Азербайджана, примадонна и красивейшая женщина   – Фидан Касимова.  И  тогда было все как положено и малиновый берет, и соответствующая светская обстановка и Высший свет со своими принципами нравственности  и морали.  Потом стали реже включать в репертуары театров и не только нашего города. Даже порой, на конкурсах вокалистов, редко можно было услышать арии и ариозо из этой прекрасной оперы.
 В Баку, проводятся, ставшие уже традиционными фестивали класической музыки, посвящённые Великим композиторам Современности: Кара Караеву, М.Л.Ростроповичу, Д.Шостаковичу, а также Ежегодный Габалинский фестиваль, где любители классики могут слушать лучшие  Мировые оркестры  и  исполнителей, а также конкурс вокальной музыки, посвященный Великому Бюль Бюлю (Бюль БюльМамедов).    
Конкурсантов всегда бывает много из разных стран и стран бывшего советского союза.
 Так, вот своим пребыванием в Генуе на фестивале оперной музыкы в 2012 году (изложение ниже), я обязана Судьбе, с того самого момента,  когда    в мою жизнь вошла и уже надолго хрупкая, полная женственности и очарования , студентка третьего курса Тбилиской консерватории. 
Она  в составе  делегации из Грузии участвовала на III –ем Международном конкурсе вышесказанного конкурса. Свои первые шаги на поприще международных конкурсов, она сделала именно в Баку, получив престижную третью премию. Публике сразу понравился её чарующий голос и артистизм.Во время финала зрители дважды вызывали её на бис, после замечательного исполнения каватины Норипы из «Дона Паскуале».
 «Баку подарил мне такие сильные эмоции, что я их никогда не забуду, как и не забуду той любви публики, которую они демонстрировали при каждом моём выходе на сцену».
Атмосфера во время прослушивания была особенной и непринуждённой. Все узнавали друг друга, дружелюбно обменивались впечатлениями и болели, каждый   за своих любимцев. Однажды после очередного вечернего прослушивания, я ушла не дождавшись решения жюри, а на утреннем прослушивании следующего меня огорчили словами: «Ваш Онегин не прощёл в третий тур». Я болела за молдованина, да и странным казалось то, уже тогда я отметила про себя, что мало кто обращался к этой замечательной опере П.Чайковского «Евгений Онегин». Короче, в ложе я всегда сидела с грузинской делегаций и конечно же с очаровательной Софи Горделадзе, для которой музыка была смыслом всей жизни. По её словам, она согревает её изнутри и дарит сильные эмоции и переживания, делает жизнь полноценной и разнообразной, а ещё музыка помогает ей переносить трудности и способствует постоянному совершенствованию.  А в её понимании «Оперный театр – это волшебный мир, в котором она мечтала оказаться и жить очень долго. Это очень прадивый мир, мир искренних чувств и ощущений, начисто лишенный какой-либо лжи».
В моей жизни  есть события, которые надолго оставляют неизгладимые впечатления и вызывают бурю восторга, кажется, что только ради такого проявления чувств, восхищения, эмоций стоит жить.  Тебя это захлёстывает, завораживает и ты  словно возвышаешься над самим собой.  Кажется, что душа твоя парит и поёт, а весь восторг поднимается где-то из глубины души и ты становишься одухотворённее, значимее и в какой-то степени недосягаемой для тех людей, которые никогда не испытывали этих сильнейших чувств благоговения, радости и, повторюсь, восторга. Ты ощущаешь себя таким счастливым человеком  и бесконечно благодаришь судьбу за то, что тебе представилась возможность прочувствовать такой всплеск чувств и за возможность присутствовать в духовном храме искусства, которым всегда был и является театр.
                *****               
              Мне посчастлилось получить очередной сюрприз по жизни и пару лет назад побывать на фестивале оперного искусства, проходившем в итальянском городе Генуя. Только тогда , выйдя из огромного зала оперного  театра,  с превосходной акустикой и с непередаваемым чувством  восторга, восхищения, счастья,  я  поняла, что значить слушать пение  итальянских певцов на итальянском языке, и почему талантливых людей, имеющих хороший голос отправляют на стажировку, именно в эту страну. Такое исполнительское мастерство,  звучание и постановку голосов и  такое профессиональное исполнение большого количества певцов на одной сцене,  я никогда не слышала.  Слушать великих певцов в отдельности по средствам массовой информации, дисках, трансляциях – это счастье, но я всегда говорю, как можно слушать например концерт симфонической музыки, слушать пение великих трех теноров современности, ежегодный концерт из красивейшего зала Венской филармонии, пение Марии Каллас и др.  сидя дома и смотря на экран? 
И другое дело, когда  сидишь в зале с прекрасной акустикой, и слушаешь пение огромной профессиональной труппы, где задействованы столько исполнителей и каждый исполняет свою даже маленькую партию безукоризненно, с большим профессионализмом и мастерством – тогда трудно передать словами ощущения и восторг. Я имела счастье послушать оперу В.А. Моцарта «Волшебная флейта» - это было волшебство в прямом смысле этого слова. Я еще поняла, почему так редко обращаются к постановке этой оперы, а ней много персонажей, требующих большое количество исполнителей. А здесь чарующие голоса один лучше другого и каждый по своему прекрасен. А главное – долгожданная встреча с Софи Горделадзе, имеющий уже большой послужной список исполненных ролей, Премий на Международных конкурсах  и мои невероятные и неповторимые эмоции.  Она прекрасно справилась со своей ролью Папагены в опере , не раз срывая аплодисменты из зала.  Я пробыла там полных три дня, но воспоминания от старинного города, чарующего, захватывающего душу исполнительского мастерства,  бульвара не изгладятся из памяти никогда. 
          В такие моменты понимаешь насколько велика роль духовности для развития человека, что она необходима как воздух, и, если перекрыть его доступ к душе  человека, к получению духовной «пищи», являющейся главным источником и смыслом жизни культурного, интеллигентного человека – он погибнет, или будет в числе приземлённых, бездуховных, малообразованных людей.
         Потому ходите в театры, смотрите  театральные и балетные постановки,  слушайте оперы, ходите в музеи, читайте книги, написанные великими классиками каждой эпохи, развивайтесь духовно и вы поймете наконец, в чём смысл  человеческой  жизни.
«Театр – это обязательно счастье людей если плохо играют, там пусто, если играют хорошо, то это счастье и для тех, кто играет, и для тех, кто в зале. Середины быть не может»  (Алексей Баталов)
           И это действительно - Счастье,  когда выходишь после просмотра содержательной киноленты; или из зала филармонии; после спектакля; из музея, потрясённая увиденным, услышанным и ничем не хочешь нарушить восторженное, благоговейное состояние души, или находишься под впечатлением прочитанной, очень содержательной книги.
        И поверьте, что только это  формирует у людей свой особый внутренний мир, который так глубок, проникновенен и чист, что его никогда не опошлить той негатовной и просто невежественной информацией, которой так изобилует ТV и некоторые средства массовой информации.

Нетерпеливый читатель задаст про себя вопрос, ну – где же наболевшее?
Дело с том, что это было объявлено в новостях, поэтому просто показали зал Мариинского театра и сразу – сцену. Никаких декораций в духе прошлых лет – не было,  на сцене лежали яблоки, настоящие, или бутафорские – непонятно, понятно только одно, что  спасибо, не пожалели, а центре стоял стог сена. Напрасно изумляетесь, в последнее время я почти ничему не удивляюсь, но когда вбежал Ленский и обнялся с Ольгой, или столичный  аристократ, то бишь Онегин с Татьяной Лариной, они тут же упали на стог сена. К счастью они оба были одеты, может пока…, потому,  что на этом новости переключили на другие события в нашей жизни. Понимаете, это же уму непостижимо, и как говорит героиня режисёра  Владимира Меньшова в фильме «Москва слезам не верит»: «надо же с этим как то бороться!». Не волнуйтесь понапрасно, это она говорит про число одиноких людей в стране.  Так, что не волнуйтесь, что может быть из-за моего призыва, вернее героини фильма, снимут очередную сексуальную (или полусексуальную)  сцену из оперы, или на сцене театров, про фильмы – история умалчивает! Потому,  что слов нет!  Потому, что это уже общепринятая,  Секс уальная  киноИНДУСТРИЯ.  «И чем дальше в лес, тем больше дров» и страшнее.
Раньше в обществе большое значение  придавалось понятию «репутация».
  Репутация считалась главенствующей характеристикой человека, особенно когда женили или отдавали замуж дочь, принимали на работу. Только люди с безукоризненной и безупречной репутацией были вхожи в советское общество, клубы, общественные заведения.
  Так важно было общественное мнение о достоинствах или недостатках какого-либо человека, то есть о его репутации.
 Даже имелось выражение «он человек с подмоченной репутацией» и этого было достаточно, чтобы все двери были наглухо  закрыты для него.
  Потому люди так дорожили своей репутацией, боялись лишний раз даже подумать о предосудительном, марающим его честь и достоинство.
  Как говориться и общественный климат был здоровее, чище и было много высоко порядочных, светских, культурных и интеллигентных людей, дорожащих своей репутацией.
  Вот как было замечательно. Сейчас и нравы не те и людей с подмоченной репутацией, побольше. Вот бы нам достигнуть тех высот осмысления, просветления и проделать хотя бы первые шаги к возврату в тот замечательный период в жизни человечества.
 И во все времена мораль была главным критерием общества. Антиморальное – было осуждаемо, не допускалось и порицалось.
«Вопросы строго контроля по недопущению сексуального произвола, ведущего к серьезным последствиям в жизни человека, самым прямым образом связаны с аспектом духовного состояния личности, которое в свою очередь, определяет морально - нравственное состояние общества в целом, ответственное за все звенья цепи, именуемой жизненной стезей.» (К 1469 Валерия  Порохова).
Одной из причин, приведших  к трагическому концу героини романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина» было то, что все двери светского общества оказались для неё закрытыми, её отношения с Вронским не принимали и не признавали нигде! По тем представлениям, которые как мне кажется, должны быть во все времена и строе и относиться ко всем женщинам, независимо от её звания и положения, это считалось в высшей степени аморальным. Вообще чем выше положение женщины в обществе, тем ответственнее её задача. Она должна поддерживать статус добропорядочной, высокоморальной женщины и быть таковой.
Как тут не вспомнить героиню фильма Н.Михалкова «Жестокий романс», где двое мужчин  во время ее грехопадения уже оспаривают между собой право на падшую по, тем меркам,  женщину.
А  вспомните милую Катеньку Маслову из произведения Л.Н.Толстого «Воскресение»
 История этой арестантки Масловой самая обыкновенная. Она была дочь, прижитая от проезжего цыгана незамужней дворовой женщиной в деревне у двух сестер-барышень помещиц. Катюше было три года, когда мать заболела и умерла. Старые барышни взяли Катюшу к себе, и она стала полувоспитанница-полугорничная. Когда ей минуло шестнадцать лет, к ее барышням приехал их племянник-студент, богатый князь, невинный еще юноша, и Катюша, не смея ни ему, ни даже себе признаться в этом, влюбилась в него. Однажды, играя после завтрака в горелки, разгорячённые, красивые и счастливые от обстановки,  поймав её, он сжал её руку и сам того не зная, как это случилось, поцеловал в губы. 
Отрывок из романа:   «С тех пор отношения между Нехлюдовым и Катюшей изменились и установились те особенные, которые бывают между невинным молодым человеком и такой же невинной девушкой, влекомыми друг к другу.
Как только Катюша входила в комнату или даже издалека Нехлюдов видел её фартук, так всё для него как бы освещалось солнцем, всё становилось интереснее, веселее, значительнее; жизнь становилась радостнее. То же испытывала и она…
Катюше было много дел по дому, но она успевала всё переделать и в свободные минуты читала. Нехлюдов давал ей Достоевского и Тургенева, которые он сам только что прочёл. Больше всего ей нравилось «Затишье» Тургенева… Разговаривать, когда они были одни, было хуже. Тотчас же глаза начинали говорить что-то совсем другое, гораздо более важное, чем то, что говорили уста, губы морщились, и становилось что-то жутко, и они поспешно расходились…
Если бы Нехлюдов тогда ясно сознал бы свою любовь к Катюше и в особенности если бы тогда стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло бы случиться, что он, с своей прямолинейностью во всём, решил бы,  что нет никаких причин не жениться на девушке, кто бы она не была, если только он любит её. Но тетушки не говорили ему про свои опасения, и он так и уехал, не сознав своей любви к этой девушке…»
Через несколько лет этот же племянник, только что произведенный в офицеры и уже развращенный военной службой, заехал по дороге на войну к тетушкам, пробыл у них четыре дня и накануне своего отъезда соблазнил Катюшу и, сунув ей в последний день сторублевую бумажку, уехал. Через пять месяцев после его отъезда она узнала наверняка, что беременна. Она наговорила барышням грубостей, в которых сама потом раскаивалась, и попросила расчета, и барышни, недовольные ею, ее отпустили. Она поселилась у деревенской вдовы-повитухи, торговавшей вином. Роды были легкие. Но повитуха, принимавшая в деревне роды у больной женщины, заразила Катюшу родильной горячкой, и ребенка, мальчика, отправили в воспитательный дом, где он тотчас по приезде умер. Через некоторое время Маслову, уже сменившую нескольких покровителей, разыскала сыщица, поставляющая девушек для дома терпимости, и с Катюшиного согласия отвезла ее в знаменитый дом Китаевой. На седьмом году ее пребывания в доме терпимости ее посадили в острог и теперь вели на суд вместе с убийцами и воровками.
В это самое время князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, тот самый племянник тех самых тетушек-помещиц, лежа утром в постели, вспоминает вчерашний вечер у богатых и знаменитых Корчагиных, на дочери которых, как предполагалось всеми, он должен жениться. А чуть позже, напившись кофию, лихо подкатывает к подъезду суда, и уже в качестве присяжного заседателя, надев пенсне, разглядывает подсудимых, обвиняющихся в отравлении купца с целью похищения бывших при нем денег. «Не может быть», — говорит себе Нехлюдов. Эти два черные женские глаза, смотревшие на него, напоминают ему что-то черное и страшное. Да, это она, Катюша, которую он впервые увидел тогда, когда на третьем курсе университета, готовя свое сочинение о земельной собственности, прожил лето у своих тетушек. Без всякого сомнения это та самая девушка, воспитанница-горничная, в которую он был влюблен, а потом в каком-то безумном чаду соблазнил и бросил и о которой потом никогда не вспоминал, потому что воспоминание слишком обличало его, столь гордящегося своей порядочностью.  Маслова, очевидно невиновная в том, в чем ее обвиняли, признана виновною и  в результате судебной ошибки Катюшу приговаривают к каторжным работам.
Стыдно и гадко Нехлюдову, когда он возвращается домой после визита к своей богатой невесте Мисси Корчагиной , и в воображении его с необыкновенной живостью возникает арестантка с черными косящими глазами. Как она заплакала при последнем слове подсудимых! Женитьба на Мисси, казавшаяся недавно столь близкой и неизбежной, представляется ему теперь совершенно невозможной. Он молится, просит Бога помочь, и Бог, живший в нем, просыпается в его сознании. Все самое лучшее, что только способен сделать человек, он чувствует себя способным сделать, а мысль, чтобы ради нравственного удовлетворения пожертвовать всем и даже жениться на Масловой, особенно умиляет его. Нехлюдов добивается свидания с Катюшей. «Я пришел затем, чтобы просить у тебя прощения, — выпаливает он без интонации, как заученный урок. — Я хоть теперь хочу искупить свой грех». «Нечего искупать; что было, то прошло», — удивляется Катюша. Нехлюдов ожидает, что, увидав его, узнав его намерение служить ей и его раскаяние, Катюша обрадуется и умилится, но, к ужасу своему, он видит, что Катюши нет, а есть одна проститутка Маслова. Его удивляет и ужасает, что Маслова не только не стыдится своего положения проститутки (положение арестантки как раз кажется ей постыдным).
 В другой раз придя к ней в тюрьму и застав ее пьяной, Нехлюдов объявляет ей, что, вопреки всему, чувствует себя обязанным перед Богом жениться на ней, чтобы искупить свою вину не только словами, а делом.
«Вот вы бы тогда помнили Бога, — кричит Катюша…  Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! …»
Я это привожу к тому, что раньше , лишение невинности девушки  , считали тяжким грехом и путь у них был один – стать проституткой.
Сейчас – это в порядке вещей, она переходит из рук в руки и никто её не считает «таковой» и в добавок её балуют, добиваются. Абсурд и полное падение нравов!
В ряде случаев модной похвалой одаривают тех, вид и поведение, которых оставляет желать лучшего во всех его проявлениях.

 А -теперешние нравы оставляют желать большего и лучшего. И в этом большая вина, среди прочего, средств массовой информации и TV.
  Люди глубоко ошибаются, когда думают, что демократия – это полная вседозволенность во всём, даже в падении нравов, росте распущенности и моральной деградации.
  Сейчас позволительно говорить, писать что вздумается, создавать и снимать низкопробные, бездуховные художественные произведения с идеологией, чуждой нормам морали, чести и порядочности.
  Со сцены звучат пародии на тех или иных политических деятелей - это неуважительно и потом сами же выбираем. А ещё главное – существуют морально-этические нормы, которыми нельзя пренебрегать.
 Во всём должно быть чувство меры, никогда ни в чём, ни в повседневной жизни, ни в средствах массовой информации нельзя переходить дозволенные границы. Это просто и некультурно. Это не возврат к прошлым идеологическим ограничениям, а это – единственное условие построения высококультурного и высокогуманного демократического государства, где нет места пошлости, разврату, жестокости и насилию, резкому падению нравов.
«Господь мой наложил запрет
На всё постыдное, чем тешитесь вы явно или тайно.
На грех и злодеяния без права.»
Этика – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в общественной среде. Раньше в школах изучение этики было отдельным предметом преподавания. А сейчас даже если введут этот предмет в школьную программу, кто и как будет это преподносить учащимся?