Дед...

Владислав Логинов
    - А твой дед хулиганом был!
            Мы с бабушкой почти не говорили о прошлом. Тем более о деде. Но сегодня она начала этот разговор сама. Мне бы только не спугнуть.
            - Почему? 
            - Я с ним всегда в трамвае на разных площадках ездила. Трамвай к Новодевичьему монастырю, рядом с которым мы жили, через Красную площадь шёл. Так только трамвай на площадь выезжал, дед начинал креститься, и «Боже царя храни» петь. А сам в командирской шинели с «разговорами». Я очень боялась, что его арестуют. И меня заодно.
 
        Но его арестовали много позже, в 32-м.
        Когда кто-то при мне утверждает, что террор в нашей стране начался в 37-м году, я, вспоминая деда, его  обязательно поправляю – раньше. Точнее, он никогда не прекращался. А в 37-м начался Большой террор.

        Да, мой дед был "хулиганом" и, одновременно, очень интересным человеком.  Задолго до революции 1917 года дед закончил Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В 1912 году он был в составе команды джентельменское ОВФ "Девичье поле" (так гласит подпись к фотографии на обложке журнала "Русский спорт" за октябрь 1912 года) чемпионом Москвы по футболу. В 1914 году закончил ускоренный курс Павловского военного училища (г. Москва). Воевал в Первую мировую войну от её начала - прапорщиком, до её, для России, страшного конца - уже штабс-капитаном. Имел награды за личную храбрость.
        А я его никогда не видел. И никогда с ним не разговаривал. И очень об этом жалею.

        Вот так.

         PS. Фото 1915 года. Мой дед, Михайлов Николай Алексеевич - крайний слева, а рядом с ним мой двоюродный дед Мархилевич Константин Иванович, выпускник Императорского технического училища в Москве (ныне имени Баумана) фундатор двух наук в России - фотограмметрии (авиафоторазведка) и фотохимии, но о нём отдельный разговор. О третьем я ничего не знаю и спросить уже некого, знаю только, что все трое - однокашники по военному училищу.