Управдом это звучит гордо!

Фанни Штейн
– Хочешь поссориться со всеми соседями? Стань управдомом, – частенько шутила Эмма Васильевна – бессменная руководительница нашего домового комитета в течение последних двадцати лет.
Собственно говоря, весь домовой комитет – это и была одна Эмма Васильевна. И казалось, что никто другой никогда не сможет ее заменить. Собственно, это и не требовалось. До определенной поры…

Не предчувствуя беды, в назначенное время я вышла во двор. Там уже собралась толпа из жильцов нашего дома. Были представители почти от каждой из шестидесяти квартир. От каких-то по одному человеку, от некоторых целые семейства со старшими и младшими поколениями, будто предполагалось не собрание, а праздничное гулянье с фейерверками. В центре толпы стояла Эмма Васильевна.
– Добрый всем вечер! – попросила она всеобщего внимания. – Я пригласила вас по очень важному поводу.
– Опять про деньги? – послышался недовольный возглас.
К нему присоединились другие:
– Вы только и делаете, что собираете бабки, а ремонта как не было, так и нет!
– На пятом этаже на лестнице форточка отваливается!
– А на десятом перебои с горячей водой!
– Перебои с водой только на десятом, а с отоплением по всему дому проблема!
Каждому было, на что пожаловаться, так как дом не отличался новизной. Эмма Васильевна постояла пару минут молча, позволив соседям выпустить пар, затем подняла призывно руку. Не сразу, но народ угомонился и обратился в слух.
– Я готова рассказать вам подробно, что делала и как за годы своего управдомства. – Она показала толстую потрепанную папку. – Вот доказательство моих стараний. Здесь письма и обращения в инстанции, ответы чиновников, сметы и прочее.
– Что толку, что вы писали? – перебил один из жильцов. – Результатов нет!
Гвалт возмущения разгорелся вновь. И опять Эмма Васильевна замолчала. Она обвела взглядом пылающих гневом соседей, не выражая ни обиды, ни усталости, ни разочарования. Наоборот, в ее взоре читались вселенская любовь и тотальное всепрощение, что никак не вязалось с ситуацией.
– Как же я к вам ко всем привыкла, – ласково произнесла она.
И хоть сказано это было почти шепотом, но народ мгновенно затих. Затих в полном недоумении. Эмма Васильевна продолжала:
– Дорогие мои, любимые, я с прискорбием вам сообщаю, что продала квартиру и завтра переезжаю по другому адресу. Поэтому снимаю с себя обязанности управдома. Вы должны сейчас выбрать, кто меня заменит.
Удивление и растерянность неожиданно сковали толпу. Те, кто до этого больше всего кричал, прикусили языки. Те, кто прежде молчал, именно им, особо возмущенным, предложили взвалить на себя общественную нагрузку.
– Мне некогда, я работаю, – стало самым распространенным аргументом для отказа.
– Я не умею разговаривать культурно, меня нельзя допускать в администрацию, – нашлись другие.
– Я очень скромный и неуверенный в себе человек, меня никто не будет слушать, – пожаловались третьи.
– Я старый больной пенсионер, чего вы от меня хотите? – отмахнулся последний из тех, кому попытались вручить папку.
– Сам никто не вызвался, – печально констатировала факт Эмма Васильевна. – Попробуем голосовать. Я могу предложить несколько кандидатур.
– Хоть сколько предлагайте, – выразил свою точку зрения один из жильцов. – Но если сам человек не захочет, то выбирать его без толку.
– М-да, пожалуй… – согласилась Эмма Васильевна и тут же просияла: – А знаете, ведь меня это теперь уже не касается! Вот документы, разбирайтесь сами. – Она положила папку на скамейку и вздохнула с радостным облегчением: – Желаю вам удачи в борьбе!
И она завальсировала в сторону подъезда.
– А вы бы не могли оставаться нашим управдомом, живя в другом месте? – полетел глас отчаяния в ее спину.
Эмма Васильевна, не оборачиваясь, отрицательно помотала головой.
– А передать управдомство тем, кто въедет в вашу квартиру?
– Попробуйте, – пропела она красивым контральто и скрылась за дверью.
Соседи еще немного посудачили и тоже стали расходиться. Папка оставалась лежать на скамейке.
– Документы-то заберите кто-нибудь! – не удержалась я.
Просто мне было жаль тех писем, которые я печатала на своем компьютере по просьбе Эммы Васильевны. Я видела в папке частичку своего труда, и мое сердце сжималось от мысли, что сейчас бумаги раздует ветром и промочит дождем. И вполне возможно, что долгожданный ремонт нашего дома отодвинется еще на полвека.
– Вот вы и возьмите папку на сохранение, – посоветовали мне соседи.
Я и взяла. В полной уверенности, что исключительно на сохранение. Лишь до того момента, пока не найдется новый управдом. Должен же был хоть кто-то проявить сознательность! Какого же было мое удивление, когда через две недели мне в квартиру позвонил мужчина в красном рабочем комбинезоне.
– Людмила Антоновна? – спросил он.
– Да, – отозвалась я. – Вы кто?
– Мастер из коммунальной конторы. Вам надо подписать обходной лист по опрессовке труб холодного и горячего водоснабжения по вашему дому.
Я пришла в ступор:
– Почему я? Вы, наверное, ошиблись.
Он сверил номер моей квартиры с записью в своем журнале.
– У меня четко записано, что в этом доме управдомом являетесь вы. Так что, пожалуйста, распишитесь, и я пошел. У меня еще много работы.
– Но… – попыталась возразить я, ничего не понимавшая ни в трубах, ни в опрессовке, ни в том, каким образом я вдруг оказалась управдомом.
– Меня ждет уйма работы, – заворчал мастер, протягивая мне ручку. – Положено управдому расписаться. Всегда так было.
Что мне оставалось делать? Я подписала и это, а позже и многое другое. Потом ко мне обратились жильцы со второго этажа:
– Людочка, у нас на площадке перегорела лампочка.
– Замените, делов-то, – посоветовала я.
– Так у нас же тут сплошные пенсионеры. Мы не можем. Эмма Васильевна всегда электрика нам приглашала.
– А почему вы сами электрика не вызываете?
– Заявки на бесплатные работы принимают только от управдома.
Я была удивлена. А если бы мне было некогда? А если бы я находилась в отъезде, в конце концов? Что за глупые правила! Однако, можно было бы ругаться сколь угодно долго и пытаться качать права, а люди все это время спотыкались бы в потемках о порог. Поэтому я смиренно выполнила просьбу в надежде, что меня не слишком часто подобным будут напрягать.
Надежды не оправдались. Регулярно находились жильцы, которые обращались ко мне с просьбами. То я сантехников приглашала, то лифтеров, то кровельщиков. Я передавала им просьбы и принимала выполненные работы, подписывая накладные бланки. Это притом, что я не являлась домохозяйкой, а как большинство женщин ходила на службу. Муж и двое детей тоже никуда не делись. Я продолжала для них готовить, стирать и гладить. А некоторые из тех, кто обращался ко мне за помощью, пусть и были пенсионерами, но очень даже активными и вполне свободными по сравнению со мной. Я часто видела их беззаботно болтающимися во дворе или бегающими с авоськами по распродажам.
В какой-то момент просьбы превратились в наказы.
– Люда! – кричали мне нервно. – Приструни дворника! Почему он метет через день? Положено каждое утро! – Или: – Когда отремонтируют горку на детской площадке?! Малышам вторую весну гулять негде! – И еще: – Штукатурка с балконов снова посыпалась. Сделайте, хоть что-нибудь!
Мне могли позвонить в середине ночи.
– Это форменное безобразие! В тридцать пятой квартире орет музыка, мы не можем спать!
– Попросите, чтобы выключили, – сонно посоветовала я.
– Уже просили, эти наглые подростки посылают матом.
– Вызывайте полицию.
– Нам жалко их бабушку. Штраф снимут с нее. Может, вы, как представитель от всего дома на них повлияете?
– Вот только парламентером я еще не была, – пробурчала я, но встала и отправилась решать проблему.
– С ума сошла! – встретил меня муж, когда я вернулась в постель. – Заделалась воспитательницей для взрослых людей!
Я предпочла не развивать тему, но на самом деле мое терпение уже находилось на пределе. И когда через некоторое время я услышала от соседей, что надо бы разобраться с завышенными тарифами, то не смолчала.
– Вам надо, вы и разбирайтесь! А меня и так все устраивает!
На самом деле тарифы меня не устраивали, но отношение соседей не устраивало еще больше.
– Ты посмотри, какая! – зашушукали они в мой адрес за моей спиной.
И в этот же день позвонили из коммунального управления.
– Вы должны получить у нас документы на ознакомление с новыми правилами капитальных ремонтов и собрать подписи жильцов на согласие.
– А если я этого не сделаю? – поинтересовалась я.
– Ваш дом, вам решать, – ответили мне и кинули трубку.
Мне пришлось раньше времени отпроситься с работы, чтобы успеть до закрытия в коммунальную контору. Там я получила некоторое количество разъяснений по поводу предоставляющихся мне бланков и совет:
– Лучше, если вы прочитаете закон в оригинале.
– А где его взять?
– В интернете. Там еще есть советы управдомов со всей страны. В общем, много всего полезного.
Вернувшись домой, ради любопытства открыла несколько сайтов. На меня обрушился такой объем информации, что впору было отставить в сторону и собственную работу, и семью, и вообще все личные интересы. Я к такому была не готова, поэтому срочно напечатала объявление о необходимости меня переизбрать. «Жду всех в восемь вечера возле подъезда!» – закончила я.
Вышли десять человек.
– А где остальные?
– Дачный сезон начался, – объяснили мне. – Теперь полгода всех вместе не соберешь.
– А как же подписи? – вспомнила я про задание от коммунальщика.
– Придется обходить квартиры и вылавливать каждого жильца в отдельности.
– Ну, уж, дудки! – показала кукиш я.
Вечером за семейным ужином впервые заговорила о переезде.
– Тебе разонравилась наша квартира? – удивился муж.
– Нет, квартира меня устраивает. Район тоже.
– Тогда что?
– Соседи.
– Думаешь, в другом доме будут другие люди?
– В другом доме я не буду отвечать за всё и вся.
– Глупая причина для переезда, – заключил муж. – Даже думать об этом не стоит.
Он считал, что я сама была виновата, что оказалось в таком положении. Был уверен, что мне ничего не стоит скинуть с себя навязанную общественную обязанность. Но лично я не представляла, как реально это можно осуществить. Если Эмме Васильевне не удалось, то у меня точно не вышло бы.
– Представь, что ваш дом – это государство в миниатюре, – предложила пофантазировать подруга, когда я пожаловалась ей на безысходность. – Теперь представь, что на тебя пал некий высший жребий исполнять роль руководителя. Просто потому, что ты грамотная, образованная, имеешь доступ к информации в интернете и вообще глубоко порядочный человек. В твоих руках судьба дома. Если не ты, то кто же?!
Слова подруги заставили меня посмотреть на ситуацию и саму себя с другой стороны. Да, мне хотелось жить в красивом надежном доме, но при этом мне не хотелось тратить собственные время и силы для приведения дома в желаемый вид. Пусть бы другие суетились. Пусть бы другие старались. Собирали бы подписи, ходили бы по инстанциям, читали бы законы и принимали решения. А я с удовольствием оставила бы за собой право покритиковать и посудачить. И если так будут рассуждать все, куда мы в итоге придем? Никуда!
Нет, видимо пришла пора становиться мне более сознательной личностью. Ответственным жильцом дома, ответственным гражданином. И вот уже с гордостью я несу звание управдома. Мысли о переезде перестали меня посещать. Вместо этого я стала более внимательно относиться к соседям. Я пришла к выводу, что если сначала внимательно выслушать другого человека, а потом задать ему вопрос, будто советуешься, то он непременно пойдет тебе навстречу, и даже начнет помогать в меру своих сил. Этим теперь и пользуюсь, приближая светлое будущее.
Присоединяйтесь!