Между небом и землей пели ангелы Это Монтсеррат!

Лариса Оболенская-Азбукина
«Хосе, смотри! Видишь там над горой серебристый луч.» - произнес Мигель своему другу. Но луч света вскоре погас. В горах темнело быстро, и пастухи торопились пригнать стадо овец домой. Но через некоторое время луч света засиял еще ярче и спустился на гору  Монтсеррат. Он словно указывал путь к чему-то таинственному. Хосе, Мигель, Хуан и Педро еще быстрее заторопились домой. На следующий день было воскресенье. Дети отдыхали от трудов праведных и ничего не сказали родителям про странный луч света. Через неделю явление светового луча повторилось, и мальчики решили посмотреть:  на что указывает им луч света. Продираясь сквозь тернистые кустарники, Хосе, Мигель, Хуан и Педро увидели статую из черного дерева. И в этот момент раздалась тихая музыка. На этот раз мальчики решили рассказать о луче света и статуе родителям.  Новость  быстро облетела окрестные деревушки. Донеслась она и до епископа из города Манрес. Епископ решил сам посмотреть на статую и в сопровождении горожан, жителей окрестностей отправился к тому месту, где мальчики увидели небесный свет. Когда процессия приблизилась к месту поближе, показалась пещера, в центре светилась статуя Святой Марии, а на руках слева у нее был младенец, а в правой руке был шар. Сначала и епископ, и сопровождавшие его жители хотели поднять Мадонну и перенести ее в город. Но статуя сразу отяжелела настолько, что сдвинуть ее оказалось невозможно. И тогда было принято решение: раз небеса светом указали на Богоматерь, то  это знак свыше, и статую Девы Марии оставили в пещере, а Монтсеррат с тех пор стали называть священной горой…"

Вот такая мне привиделась картина, когда я слушала экскурсовода по пути к монастырю Монтсеррат. Когда-то в древности на месте Каталонии было море, а потом поднялись причудливые горы, которые получили  название Монтсеррат, т.е. «разрезанные горы». Лысые скалы больше напоминают странных идолов, возвышающихся высоко над землей. Отдельные скалы так и получили по очертаниям занимательные названия: Божий перст, или Толстый палец, Мумия, Брюхо епископа, Хобот слона, Лошадь Бернарда, Монах, Страж, Беременная гора, Череп, Епископ, Фараон, Заколдованные гиганты, Верблюд, Кот, Слон, Попугай.  Легенда, о которой я написала в начале повествования, записана в древних манускриптах 880 года.

Священная гора Испании Монтсеррат реально самое священное место в Испании. В ее уединенных пещерах сначала в прошлом уединялись отшельники, потом приходили и местные жители,  чтобы помолиться Святой Марините – Смугляночке, испросить совета у святых людей.  Из 4 построенных  часовенок на горе, уцелела лишь одна - Часовня Святого Искле.

И вот в 1025 г. на горе был основан бенедиктинский монастырь Монтсеррат. Основателем его был аббат Олиба, поэт, писатель, которому стоит памятник на территории монастыря.  Все кто попадал в монашеское братство, давали обеты  бедности, послушания и молчания и до конца своих дней оставались в монастыре («стабилитас лоци»). Монастырь долго жил своей жизнью со своими строгими правилами. Но потом монахи сначала начали обучать грамоте детишек из окрестностей. А с 1223 г. впервые в Европе монахи решили организовать музыкальную школу для мальчиков. Монахи ездили по деревням и отбирали для учебы самых одаренных детей в возрасте от 9 лет, с чистыми звонкими голосами. Детям давалось раньше, да и сейчас прекрасное образование не только музыкальное,  но и хорошее базовое образование, и они еще обучаются игре на двух музыкальных инструментах, приобретают специальность по хоровому пению.  Сейчас  в «Эсколании» (Escolan;a de Montserrat)  обучается 50 мальчиков. В эту престижную школу принимаются только жители Каталонии, Валенсии и Балеарских островов. Не оставляют  своих воспитанников без внимания и после того, как мальчики покидают монастырь из-за ломки голоса. И всячески помогают им в дальнейшей жизни.

Сегодня в монастыре 78 монахов (со слов экскурсовода). Их образ жизни: подъем  в 5 утра и после молитв, общения с паломниками они засыпают в 21.30 вечера. Главная цель у них  - это оставить уверенность в сердце, что Бог видит нас везде и помнит о нас всегда.

В монастыре  собрана уникальная библиотека. В ней хранятся рукописные средневековые книги, издания монастырской типографии. Это - 250 тысяч томов, 400 инкунабул, 220 египетских папирусов и 200 манускриптов, а в архиве - 6 тысяч пергаментов, 10 тысяч рукописных документов. Допускаются в нее только ученые с мировым именем и обязательно мужского пола.

 Есть в монастыре библиотека органной музыки, которая занимает шкаф 2,5 метров шириной и 3 метра в высоту. Столько собрано нот органной музыки со всего мира. Говорят, в подвалах монастыря хранятся сокровища, накопленные за тысячелетие. И сейчас в базилике есть комната даров, из которой ничего нельзя забирать. Сама базилика была сооружена в 16 веке под руководством Микеля Састре. Строили ее 32 года. Сначала там был храм для верующих, в 1881 г. его возвели в категорию собора (по указу папы Льва ХIII). В оформлении алтарной часовни собора принимал участие молодой Антонио Гауди. Когда спускаешься по лестнице от Статуи Богоматери,  и поворачиваешь направо. И не только в оформлении часовни.

Монастырь стоит на высоте 721 м над уровнем моря, а на скалах…пышная растительность. И это несмотря на  опустошительные пожары последних лет. Практически на голых камнях растут здесь деревья  и кусты. Анна рассказала, что когда пожар уничтожил растительность, жители привозили деревья и кустарники и восстанавливали ее.

Наш автобус подъехал к станции кремальеры около монастыря Монтсеррат. Кремальера – это зубчатая железная дорога. У нас совсем не было времени, чтобы внимательно осмотреть вокруг. Наш экскурсовод куда-то спешила, да и поезд должен был отправиться через 2-3 минуты. Анна быстро принесла билеты и карты  территории монастыря, и мы сразу же сели в поезд. И не заметили, как преодолели расстояние до монастыря. А ведь поднялись на высоту 721 м над уровнем моря.

И вот мы наверху. Между небом и землей. Там наверху, если подняться на высоту более 500 метров, наверное, еще красивее и интереснее. Там есть часовни Иоанна и Св.Михаила, который тоже является покровителем монастыря, как и Святая Маринита. И я фотографирую маленькие вагончики, которые движутся вдоль скал. Но времени оставалось очень мало. А хотелось послушать пение мальчиков, увидеть Статую Монтсеррат, прикоснуться к ней и произнести заветное желание. Мы проходим мимо музея, памятника святому Георгию, который молча наблюдает за всеми (так уж сооружен), и входим в атриум базилики, наслаждаемся галереей со скульптурами и узорами в технике сграффито, и ее фасадом.12 апостолов над входом украшают базилику. Слушая торопливый рассказ экскурсовода, я щелкаю фотоаппаратом. Успеть, успеть снять это торжество природы и разума! Мы  ждем! В 12 часов открываются двери базилики, в 13 часов дня хор мальчиков начинает свое выступление.

Монастырь к 1860 году был разрушен и временем и войнами, и почти сто лет шла его реконструкция. Таким образом, сегодня можно видеть постройки XIX и XX века, за исключением сохранившегося портала (XII в.), который принадлежал ныне утраченной романской церкви Девы Марии. Заново были отстроены и гостиница и монастырские здания, и базилика. Здание построено по архитектурному стилю перехода между готикой и Возрождением. Эклектичные  творения художников разных эпох с преобладанием стиля каталонского модернизма – таково внутреннее убранство базилики. В результате реставрации во внутреннем убранстве можно увидеть эклектику «романско-византийского» стиля, и стиль модерна.

В базилике установлен новый орган: 4230 труб и 63 регистра, 4 мануала и 1 педаль.   Теперь в Монтсеррате проходят органные концерты, в которых участвуют лучшие органисты мира.
Наконец открываются двери базилики  и боковая дверь с правой стороны в галерее. Путь к Мадонне лежит мимо боковых капелл через величественный портал – Ангельские врата по широкой лестнице. Вдоль стен изображения святых украшены мозаикой. Своды и стены украшает художественная роспись.
Бронзовая  фигура святого Петра.
Капелла  посвящена святому Игнатию де Лойоле.
Алтарь посвящен святому Иосифу де Каласансу, в качестве отделки использовали кедровое дерево с декоративными деталями и кованый металл.
Святой  Бенедикт.
Едва я прикоснулась к руке Богоматери, заиграла музыка и запел хор мальчиков. И хотя проход был довольно узкий в этом месте, я прижалась к стене, забыв о высоте около 20 метров, стала фотографировать. Я стояла до тех пор, пока не закончилось пение. И только после этого спустилась в заалтарную капеллу Богоматери. Именно  Гауди разработал основную часть декоративных элементов в этой капелле.

Времени оставалось совсем мало. Поэтому мы зашли в аудио зал и посмотрели фильм об истории монастыря. Потом посетили дегустацию ликеров. Ну и как не купить бутылочку ликера в качестве сувенира. А к нему шоколад с оливками! И еще огромное количество статуэток, фигурок с изображением ангелочков и Богородицы! Не могла остаться равнодушной. Ангелочки эти напоминают о вечности, чистоте помыслов, о чем-то таинственном….
Последние минуты были подарены небольшой дегустации сыров, меда, молочных продуктов. Эту примонастырскую торговлю ведут потомки семейств, которые получили лицензию от папы еще в 13 веке! Пробуешь один и тот же сыр козий или овечий, а вкус разный! Вот что значит семейные вековые рецепты. И экологически чистые продукты!
Но надо спешить. Автобус может стоять только пять минут. Там нельзя ждать долго. Слишком маленькое пространство для ожидания. И вот наш автобус спускается с горы Монтсеррат. Экскурсовод продолжала рассказывать истории о монастыре, и таким образом, она отвлекала туристов от дороги. На  крутом спуске было 365 поворотов! Водители автобусов очень вежливы, уступают друг другу дорогу, чтобы освободить пространство и разъехаться.
Завораживающий дух смирения и торжества, кротости и благости, аскетизма и роскоши, мудрости и милосердия! Все рассказать в одной статье о впечатлениях конечно невозможно. Ведь осталось столько эмоций!!!! Когда-то Гёте написал: «Человек может обрести счастье и мир только в своем собственном Монтсеррате». Может быть он и прав.
Первая публикация: