Целина

Александра Мазманиди
          60-летию освоения целинных и залежных земель посвящаю.



                Родины просторы, горы и долины.
                Серебром одетый зимний лес грустит.
                Едут новосёлы по земле целинной,
                Песня молодая далеко летит.(из песни)

                Романтичная молодая девушка Оксана, жительница далёкого украинского села решила поехать на целину - пахать, сеять, строить новые города и сёла, она была готова делать всё что угодно, только бы уехать из родного дома. У неё не было никакого специального образования, но это не остановило её и беззаботную мажорную подружку-хохотушку Надю.

                На электричке они приехали в Киев, где формировались отряды комсомольцев-добровольцев разузнать что и как. Играл духовой оркестр, гремели марши, было много пафосных речей, весело и громко провожали комсомольцев  в далёкие дали. Им  велели пройти обучение какому-либо ремеслу, а затем дали подъёмные и определили  в неведомый казахский край. На пассажирском поезде в плацкартном вагоне они ехали  четверо суток до казахстанских степей (пели песни до хрипоты), притом, последние сутки ехали по галимой, бескрайней степи, где кроме ковыля и перекати-поле ничего не видели. Это были странные пейзажи для девушек, выросших в зелёном цветущем краю, как  в раю. Краю - раю, хоть стихи пиши.
 
             Но стихи писать было некогда, да и некому, потому что на вокзале  с поезда (хоть и встречали музыкой) их быстро пересадили на волокуши, которые тащили тракторы по необъятным просторам целинных земель. Посреди бескрайней степи, где свистел горячий, обжигающий сильный ветер, стояли брезентовые палатки, в которых уже жили несколько человек.

             Новосёлов,успевших перезнакомиться и подружиться, пока ехали в поезде, покормили обедом, то ли ужином (разница во времени - четыре часа) и велели ставить поскорее для себя временное жилище и обживать его, пока не стемнело.

            Сразу же стали подводить электрический свет к палаткам, работали споро и быстро, девушки нарвали скромные букетики полевых цветов и поставили на столы в палатке-столовой. Ещё были целевые палатки - здравпункт, баня, магазин и др. Всё это было необычно, романтично, необъятные просторы манили.

            Пока были летние долгие дни, спешили построить жильё, параллельно шла разработка открытого огромного масштаба угольного карьера ( обещали, что хватит лет на пятьдесят). Аналогов этому карьеру в последствие не было во всём мире.Через десять-пятнадцать лет - это было грандиозное, впечатляющее зрелище: когда смотришь вниз, в карьер, то видишь букашки-люди снуют, специальные комбайны вгрызаются в пласты угля и как игрушечные паровозики тянут вагончики-думкары с углем по серпантину множества дорог вверх," на гора".

             А пока, пока девчата и парни строили новый город Экибастуз - две головы соли, в переводе с казахского. Испокон веков там добывали соль, но  вдруг нашли месторождение каменного угля прямо на поверхности. Срочно дали задание инженерам-конструкторам сконструировать нечто для выработки и транспортировки угля.

             Комсомольцы середины пятидесятых не подозревали, что вершат исторические дела, осваивая целинные  земли Алтая, Казахстана, частей Советского Союза. Молодежь со всех концов огромной страны, разных национальностей и веры (про веру тогда не говорили, умалчивали) стремилась внести свой вклад в этот масштабный проект. Они строили города, заводы, возделывали, поднимали целинные земли, где сразу же стали выращивать элитные сорта пшеницы, лучше которой не было в СССР. Правда, пшеница Краснодарского края была ей под стать. С кукурузой, сами знаете, оплошали.
   
            Вот и наши девочки так увлеклись, что  не было даже мысли сбежать от трудностей, которых сказать по правде, хватало. С избытком. Надя работала штукатуром-маляром, а Оксана освоила профессию крановщицы - обе были нарасхват, трудились не покладая рук. Девушки вообще здесь были в дефиците.

           Вскоре выстроили и получили благоустроенное общежитие, потом другое. К зиме посыпались комсомольские свадьбы - к сроку сдавались первые двух-, трёхэтажные, а позже - многоэтажные жилые дома (потом их назовут -"хрущёбы"). Но комсомольцы-целинники были несказанно рады получить такую квартиру.

                Ой, ты,  зима морозная, ноченька ясно звёздная. Скоро ли я увижу свою любимую в степном краю? Вьётся дорога длинная, здравствуй, земля целинная! Здравствуй, простор широкий, весну и молодость встречай свою!( припев из той же песни)

          Да, когда стала налаживаться жизнь стали приезжать девушки к своим парням, приезжали люди и целыми семьями, начинали всё с нуля. Учились, добивались успехов в карьерном росте сами, без взяток и прочих мерзостей, которые теперь сплошь и рядом.

                Заметут метели, затрещат морозы,
                Но друзей целинных нелегко сломить.
                На полях бескрайних вырастут совхозы,
                Только без тебя немножко трудно будет жить.

                Ты ко мне приедешь раннею весною
                Молодой хозяйкой прямо в новый дом.
                Голубым рассветом тучной целиною
                Трактора с тобой мы вместе поведём. (из той же песни)
 
          Надя-хохотушка вышла замуж за деятельного комсорга, его перебросили  в другую область с повышением, на том неразлучные подружки и расстались.

          Пришла пора и Оксана вышла замуж за жгучего брюнета, азербайджанца Джафара, по большой любви. В отпуске они поехали к нему на родину, чтобы познакомиться с многочисленными родственниками.

          Круглолицая, с пепельной короной толстой косы, пышногрудая украинка с васильковыми глазами, Оксана, произвела не менее ошеломляющее впечатление на всех, но пришлось одевать национальные одежды (уж очень просил Джафар), дабы успокоить новую родню.

          Оксане всё было интересно, ново - и одежды, и еда, и традиции, но хотелось поскорее уехать домой, на целину, где всё просто и знакомо. Не прошло и полгода, как Джафар начал погуливать, он вообще всегда был душой компаний, все его обожали, но его взрывной характер мешал не только на работе, но и в семейной жизни.

          Молодожёны часто и громко скандалили, а когда Джафар поднимал руку, Оксана била его сковородкой, короче, в обиду себя не давала. Так они прожили ещё с полгода, а потом разошлись; правда, Джафар приходил к Оксане неоднократно, просил прощения, хотел всё вернуть, но она была непреклонна, ведь она потеряла не родившегося ребёнка из-за семейных дрязг.

         А чтобы прекратить бесповоротно эти мучения, она уехала в областной центр. Поступила на работу на огромных масштабов завод, где работало двадцать тысяч человек, также крановщицей. Решила не валять дурака и стала учиться заочно в институте на экономиста. Через два года ей, как передовику производства, дали не только медаль, но и квартиру.

        В заводской столовой Оксана познакомилась, подружилась и, вскоре, вышла замуж за скромного молчуна токаря-заточника Кузьму. Молчаливый Кузя мог с увлечением рассказывать только подвыпив слегка (а иногда и больше) о своей службе в армии: служил он в войсках противовоздушной обороны.

        Семейная жизнь была тихой и спокойной, вывести из себя Кузьму , казалось, было невозможно, внешне он был спокоен, как танк. В пятиэтажках, где они жили,были подвальные отсеки (для каждой почти квартиры) помещения-склады для не очень нужных вещей жильцов,а Кузя там сделал для себя небольшую мастерскую.Там он что-то мастерил и уединялся от ссор и скандалов. Иногда с соседями распивал бутылочку  горькой, откровенничая с друзьями-приятелями.

        Оксана была занята работой, учёбой, маленькой дочкой Людочкой занималась её мама Клава, приехавшая из далёкой украинской деревни навсегда.  В их малогабаритной двухкомнатной квартире было тесновато трём взрослым людям и ребёнку. Бойкая Оксана не заметила, как отдалилась от мужа (или он от неё), а тут ещё мама жужжала постоянно, что Кузя много ест, особенно мяса, что пропадает в подвале-мастерской (что он там только делает?).

        Мама Клава сама прожила всю жизнь без мужика (муж её пропал без вести в начале войны), она больше не вышла замуж и считала, что это нормально. Ребёнок есть и ладно.

         Закончила Оксана институт и решила, что теперь он неровня ей, толку от Кузьмы не будет, стала его гнобить, а он молчал и пил водку всё в больших количествах. От отчаяния и безысходности. Он чувствовал, что его скоро выгонят из дому, было жалко дочку. Так и случилось. Всё лето, до поздней  осени он прожил в подвале, а потом сошёлся  с женщиной-мамой, старше него намного, мудрее. С Людочкой встречался тайком, поджидая её после уроков возле школы с гостинцами.
      Оксана была удивлена и обескуражена, что бывший муж подобран, обласкан, сыт и элегантен. Ведь она была уверена, что он пропадёт без неё, сопьётся, а вышло всё наоборот. Кому повезло?
 
      А Оксаночка так и осталась одна на всю оставшуюся жизнь, не нашла свою половинку. Дочь выросла, закончила мединститут, стала педиатром, вышла замуж и уехала жить в далёкую Москву. Мама Клава умерла.

      С подружкой-веселушкой Надей Оксана переписывается-перезванивается. Там всё хорошо. Муж стал секретарем парторганизации знаменитой кондитерской фабрики, сама Надежда почти не работала на производстве, зато воспитала пятерых отличных детей.

      Оксана теперь уже на пенсии, занимается любимой дачей и собачкой Кузей.  Часто вспоминает свою бурную и весёлую молодость и ни о чём не жалеет, а может обманывает себя? Может быть внимательно слушать надо было своё сердце, а не маму? И решать самостоятельно свои проблемы.  Вот такая поднятая целина получилась.
    
16 апреля 2013г.