Я обязательно вернусь...

Эльвира Гусева
Незабываемые   шестидесятые… Советская  эстрада подарила  зрителю  новые имена, среди которых есть  имя незабвенной  Майи  Кристалинской.  Моё знакомство с ней состоялось во время очередного концерта по заявкам  радиослушателей, и было мне в ту пору лет 6-8, не более. С первых слов поразил её голос: чистый, нежный с нотками грусти. Я запомнила  это имя  и понравившийся  голос.

Несколько позже у нас появилась радиола  и пластинки  с  её песнями, теперь можно было слушать её столько, сколько хотелось. В  1964 году  я  впервые увидела  Майю  по телевизору, телевизор был чёрно- белый, с маленьким экраном, но это не помешало мне  восхититься её  необыкновенной женской  красотой,  удивительной скромностью, навсегда запал в душу  взгляд  её  бархатных глаз.
 
Мне показалось, что  с той стороны экрана она смотрела и хорошо видела именно меня!  Это было такое детское открытие:  любимая  артистка  смотрела  с экрана в душу маленькой девочке!  А девочка, как завороженная  смотрела  на актрису,  и  чудо!  Глаза наши встретились, она улыбнулась  мне, я до сих пор помню эту милую  улыбку с грустинкой…Улыбнулась и я, мечтая о новой встрече с Майей.

Мои ровесники наверняка помнят, что мы не были избалованы  эстрадными концертами, да и проигрыватели не у всех были, не говоря уж о телевизорах. Поэтому встреч с понравившимися артистами приходилось ждать порой очень долго, чтобы  увидеть и ещё раз насладиться  любимым голосом. Была в то время замечательная передача  «После полуночи», где звучали любимые песни, но  родители не разрешали её слушать, это было слишком  поздно, и всё-таки  мы  слушали…

Репертуар Майи Кристалинской,  как мне  казалось, состоял из самых красивых песен.
               
Старый клён, старый клён,               
Старый клён стучит в стекло,               
Приглашая нас с друзьями на прогулку,               
Отчего, отчего, отчего мне так светло,               
Оттого, что ты идёшь по переулку…

Необыкновенная нежность в каждой строчке  и  в голосе певицы, красиво  до невозможности!  Да, там  мои друзья, и  я  их вижу,  и вижу его, того самого  лучшего  из них!  Именно он идёт по переулку, а я замираю… Трепещет  от волнения сердце в груди, я прячу глаза, не хочу, чтобы кто-то заметил  моё волнение и  узнал о моём чувстве…   Боже мой, как же  молоды  мы  были  тогда!

Каждое воскресенье  ровно в 9 часов 15 минут  в  эфир  Всесоюзного радио выходила программа  «С добрым утром!», наверное, не было ни  одной семьи в  Советском Союзе, где бы эту передачу не слушали  и  не  любили.  Каждую  неделю  в  этой передаче можно было услышать новую песню,   а  уж  Майя Кристалинская  на какое-то время  стала  её визитной карточкой.  Передачу ждали  всю неделю, а как только она начиналась, откладывали  на время все дела, ждали новых песен.

В 1962 году  в содружестве  А. Островского и  Л. Ошанина  появляется цикл песен «А у нас во дворе», в который изначально входили три  песни:  «А у нас во дворе», «И опять во дворе», «Я тебя подожду»,  в исполнении дуэта  И. Кобзон и М. Кристалинская –это был самый лучший в мире дуэт.  Когда я смотрела на этих молодых артистов, мне казалось, что они очень похожи, как брат и сестра.

Ты не грусти,
может быть, ещё встретимся,
Я от тебя не сбегу никуда,
Сколько в пути не пробуду я месяцев,
А возвращусь хоть на вечер сюда.

И опять во дворе нам пластинка поёт
И проститься с тобой всё никак не даёт.

Слушатели настолько полюбили  песни из этого цикла, что настоятельно требовали его  продолжения.  Спустя несколько лет по   их  многочисленным просьбам, появился второй  цикл песен о судьбе  героев, которую отождествляли с судьбой артистов.  Это были две новые песни:  «Вот снова этот двор» и «Детство ушло вдаль». 

И всё сбылось — и не сбылось,
Венком сомнений и надежд переплелось,
И счастья нет, и счастье ждёт
У наших старых, наших маленьких ворот.

Мягкий, домашний голос, сдержанные интонации, характерные для исполнения  Майи  Кристалинской, сделали её по-настоящему  задушевной,  уютной, любимой певицей, которая несла  своим слушателям любовь, спокойствие и сердечность,  а ещё  необыкновенную скромность. Тогда всё было очень скромно: и жизнь,  и  одежда, и любовь. Ничего не было  напоказ, но во всём была душа, хрупкая,  тонкая и трепетная.

Именно  к  душе обращена каждая песня Майи Кристалинской.

Ушло тепло с полей, и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин, и весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.
Он рвётся в облака, торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
«Хоть та земля теплей, а Родина милей,
Милей", — запомни, журавлёнок, это слово.
Запомни шум берёз и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим.
Запомни навсегда, иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

Вот так, ненавязчиво, без лишних слов и эмоций  в сознание   людей входила та самая национальная  идея, которую  мы  так старательно  ищем  сейчас…

В середине 60-х годов  появляется  цикл песен  А. Пахмутовой и Н. Добронравова  «Таёжные звёзды», их пела тогда вся страна. Это были песни  молодых  романтиков, мечтателей устремлённых в будущее, ищущих для себя настоящего дела в освоении просторов  Сибири, строительстве железнодорожных магистралей  и  гигантских электростанций – так тогда жила  вся наша большая  страна.
 
Вся многогранная  и кипучая  жизнь страны отражалась в творчестве величайших  поэтов того времени  Р. Рождественского, Н. Добронравова, Е. Евтушенко, И. Кашежевой, И.Шаферана, И. Гофф, Б. Окуджавы, Ю. Друниной,  Н. Доризо  и многих других,  чьи  стихи  становились  песнями.

С их  песнями мы жили, росли  и учились, в то время  у девчонок не было таких красивых нарядов, как сейчас, да и косметики мы не знали,  но была  душа, которая   тянулась к  добру, красоте и любви. У нас были  незабываемые песни  любимой  Майи, которые  она щедро дарила нам, в её  песнях можно было найти ответ на любой женский вопрос  от  первой любви до  женских  переживаний.

Песен  в репертуаре Майи Кристалинской было много, каждая по своему любима и дорога слушателю, но  песня  «Нежность»   в её  исполнении   дошла до  самого сердца  и осталась там, хотя её исполняли многие другие  артисты.  Она  навсегда  осталась  песней  Майи.

Опустела без тебя земля.
Как мне несколько часов прожить?
Так же падала  в садах листва
И куда-то всё спешат такси…

Тогда о личной жизни артистов не принято было говорить, поэтому зрителям не было известно о ней  ничего. Это позже я узнала о трудной судьбе  Майи Кристалинской.  Откуда мне было знать тогда, что красивый платочек на её шее – это вовсе не модный аксессуар, а что-то другое…

Мы видели  своих любимых артистов  молодыми, красивыми и здоровыми,  надеялись на то, что они   навсегда такими и останутся, их минует болезнь, и, тем более, смерть, оказалось, что это не так…
 
Майя  Владимировна  многие годы была тяжело больна,  в 1985 году  её  не стало…

Как торжественно и светло звучат слова  песни  из  кинофильма «Большая руда»  в  её исполнении:

Будет радость, а может грусть,
Ты окликнешь, я оглянусь.
Ты не печалься, ты не прощайся,
Я обязательно вернусь…