Жизнь в поездах история одной дороги

Дина Непомнящая
Путешествия – это замечательно. Путешествия всегда приносят изменения в обыденную жизнь и дарят много ярких эмоций. А вот каких эмоций, положительных или отрицательных, всегда сюрприз.
Для меня детство прошло в поездах. Так уж сложилось, что каждое лето я две недели (в поездках туда-обратно) проводила на Транссибе. Это было приключение. Маленькая детская сказка, когда 10 минут на станции кажутся событием, а длинный вагон поезда ежедневно преподносит множество маленьких сюрпризов. Я люблю поезда. Хотя нет, любила...
Этим летом я снова отправилась в путешествие. Длинный маршрут: Хабаровск – Москва – Краснодар – Архипо-Осиповка – Горячий Ключ – Москва – Иваново – Шуя – Дзержинск – Нижний Новгород – Дзержинск – Москва – Хабаровск. Один самолет направлением Хабаровск-Москва. И около шести разных поездов, в которых я (в общей сложности) провела несколько суток.

Часть первая. Москва-Краснодар

Я никогда не думала, что поездка в плацкартном вагоне может оказаться такой неприятной. Толи в детстве вообще дорога переносится легче, толи сейчас поезда стали гораздо хуже. Но двое суток в поезде Москва-Краснодар оказались для меня тяжелее, чем когда-то недельная поездка из Хабаровска в Москву. Душный вагон без малейшего намека на кондиционер. Сломанные окна, которые днем почти невозможно было открыть, а ночью плотно закрыть (По ночам в душном вагоне отчего-то становилось невыносимо холодно). А туалетные комнаты... Казалось, что их не убирали несколько лет. В общем, впечатление вагончик произвел "восхитительное". "Добила" проводница. Через сутки она пошла по вагону с предложением купить "лотерейку".
– А вам не стыдно? – не выдержала моя мама, до этого она героически переносившая на боковой полке пинки и тычки проходящих мимо пассажиров.
– А в чем собственно дело? – округлила глаза женщина и поправила прическу. Она, кстати, ехала в другом вагоне, а к нам просто зашла "в гости".
– Мы и так отдали за билеты немалые деньги, а едем как скот!
– Вот уж, – фыркнула проводница, – какие все стали нежные. Забыли, небось, как в советское время ездили?
– В советское время я работала проводником, – парировала мама. – И за такое состояние вагона мы получали строгий выговор.
Ответа не последовало. Видимо, ответить было нечего. Зато вечером впервые вымыли пол. Либо "хозяйкам вагона", наконец, стало стыдно, либо сейчас уже не принято подметать дважды в день, и просто настало время уборки. Всего за 10 лет санитарные нормы, судя по всему, изменились. А может, мои детские воспоминания подводят меня и вагон никогда не подметался утром и вечером?..
– Простите, а почему у нас розетка не работает? – подали голос девочки с соседней полки. Они ехали на "купейной" стороне и помимо большого стола и открывающегося окна имели в распоряжении и невиданную роскошь – электророзетку. Вот только подпитывать гаджеты она отчего-то упорно отказывалась. Девчонки ехали из столицы с каких-то соревнований по плаванию, подзарядить телефоны не успели и уже заранее представляли состояние родителей, которые лишились возможности с ними связаться. Мой телефон к тому моменту тоже сел, но это не было столь критично. Меня терять было некому, мама ехала рядом. А вот девчонкам позже устроили настоящий скандал...
– Розетка? А она тут и не должна работать, – обрадовала проводница.
– А где же нам телефон зарядить?
– Дома надо было заряжать.
– Мы домой и едем.
– В начале вагона есть розетка, она должна работать.
В начале вагона действительно нашлась одна розетка, к которой кто-то даже заботливо подсоединил "тройник". Мол, даем электроэнергию в массы!
К середине вторых суток сел не только мой телефон, но и мамин, вдобавок разрядились сразу две электронные книги. Стало скучно и я, скорее от желания чем-то занять себя, чем от острой необходимости в общении отправилась заряжать телефон. На двух длинных шнурах уже болтались чужие аппараты, хозяева решили, что красть в вагоне никто не станет, и оставили их без внимания. Не знаю, не знаю... Может я, конечно, плохо думаю о людях, но так бы не полагалась на их честность. Стоять час рядом с телефоном занятие, конечно, не самое приятное, но это хоть какое-то разнообразие. В общем, сказав своему аппарату: "Подходи, третьим будешь", я подключилась к сети, встала рядом и стала рассматривать пейзаж за окном. Наивная...
– А ты думаешь, он заряжается? – весело поинтересовалась вторая проводница, молодая красивая женщина с ярко накрашенными черными глазами.
– Не знаю, – неуверенно ответила я.
Телефон был включен, и мне даже в голову не пришло, что он должен как-то среагировать. А зря. Несчастное маломощное существо, рассчитанное вообще-то только на подключение электробритвы, но до этого честно подпитывающее два мобильных аппарата окончательно расстроилось, получив третьего иждивенца, и вовсе отказалось работать.
– Их много слишком, – подтвердила мою догадку женщина, – Дай-ка посмотрим, может что-то уже зарядилось?
Как приятно было после двух дней откровенно наплевательского обращения, услышать нормальную речь. Совместно мы определили, что один из мобильников уже закончил "трапезу" и вернули его хозяйке, а мой отправили на подпитку. Остаток поездки я провела уже в более веселом настроении.

Часть вторая. Горячий Ключ-Москва

После десяти дней пребывания на теплом Черном море в поселке Архипо-Осиповка возвращаться в холодные места совсем не хотелось, но надо было. Утешало то, что путешествия еще не закончены и впереди поездка к родственникам в Дзержинск еще на целых две недели.
Поезд, начавший свой путь в четыре часа утра в Адлере, мирно спал, когда в него загружалась очередная партия пассажиров. Мы расстались с новой знакомой, которая два часа скрашивала наше одиночество на вокзале в Горячем Ключе, и подошли к 16 вагону. Эх, ну почему нам так не подфартило с билетами, как той милой женщине? В ее 15-м, кстати, тоже плацкартном вагоне, были и новые пластиковые окна, и кондиционер, и прочие радости железнодорожной цивилизации. Мы же вновь оказались в ностальгическом советском прошлом, слегка потрепанном не столь ностальгическим настоящим. Мои предположения о том, что комфортность прямо пропорциональна стоимости разбились о твердые факты. Стоимость билетов в 16-й и 15-й вагоны была одинаковой. Чистой воды лотерея.
– Заходим, заходим, не задэрживаемся, поезд стоит двэ минуты, – поторапливал нас мужчина восточной внешности в форменной рубашке РЖД, наскоро проглядывая билеты и напрочь игнорируя документы.
– А паспорта проверить не хотите? – заинтересовалась я.
– Я вам вэрю!
Ну, верите, так верите, пойдем места искать. На этот раз нам повезло больше. Когда мы приобретали билеты, в наличии были не только боковые полки, и мы оказались в самом первом "купе" недалеко от проводника. Это чудесное местоположение подарило нам не только двух очаровательных попутчиц, на тот момент мирно спавших под куртками, но и массу потрясающих впечатлений.
Кулисы открыты. Второй акт пьесы начинается.
– А вы нам белье-то дадите? – поинтересовались мы, когда поезд, наконец, тронулся.
– Мешок на сосэдней полке видитэ?
Мы кивнули, подтверждая, что мешок действительно видим. Белый, хотя нет, уже серый, сшитый из старых простыней.
– Вот аттуда бэрите.
– А одеяла?
Опыт последних дней подсказывал, что ночи в Краснодарском крае на удивление холодные, а уж ближе к Москве и вовсе ледяные.
– Нэ понадобится.
– Ну а если...
– Тогда ко мне, я вас согрэю! – до ужаса довольный своей шуткой проводник удалился.
Спустя час проснулись попутчицы и некоторое время мы провели общаясь о том, кто куда ездил отдыхать.
На первой же крупной остановке мы вышли, купить что-нибудь съестного. Но с удивлением обнаружили, что порадовать нас некому и нечем. Несколько киосков с пивом и сигаретами, в которых тихонечко пристроились несколько пачек чипсов и семечек. Решив, что голодный желудок хуже, чем немного вредных продуктов, мы запаслись чипсами и водой, надеясь, что следующая остановка порадует нас больше.
Да, мы ехали в поезде почти без продуктов. Да, так делать нельзя. Но то, почему мы оказались без провианта уже отдельная история. Факт в том, что помимо, приобретенного на станции сухого пайка у нас были только йогурт, пара булочек, пакетики с чаем и кофе, а также немного конфет. Не самый богатый запас, но вполне достаточный, чтобы не оголодать. Почему-то у большинства пассажиров продовольственный запас был идентичный. Разве что обогащенный на пару пачек лапши "Доширак".
На одной из станций нам все-таки повезло. Заботливые (или все-таки правильней сказать предприимчивые?) бабушки притащили к поезду вареную картошку, малосольные огурчики и вкуснейшую выпечку. Все было горячим! Домашняя еда, как же я успела по ней соскучиться. Столовские салаты и супчики за две недели уже порядком надоели. Хотелось борща и пельменей...
Вечер. Мы собираемся спать.
– Может все-таки попробуем выпросить у него что-нибудь теплое? – спросила Ира, старшая из девочек, с которыми мы ехали.
– Попробуем, – согласилась моя мама со своей тезкой, и они отправились в купе проводника.
На третьей полке были свалены тонкие покрывала. На первой возлежал хозяин вагона и играл в тетрис.
– Покрывало можно? – поинтересовалась мама.
– Одну? – повернул голову мужчина.
– Две, нас двое!
– Тогда сама...
Больше реакции не было. Две Иры старшая и младшая совместными усилиями стащили покрывала, так и не дождавшись помощи.
Тепла покрывала особо не прибавили. Ночь предстояла холодная...
Семь часов утра. Мы пока не встали, но уже проснулись. К проводнику подходит женщина с вопросом, где можно купить что-нибудь поесть. Обычно этот вопрос приводит проводников в восторг, у них свой конфетно-лапшечный бизнес и возможность что-то продать... Наш мужчина не относился к большинству своих коллег.
– Продукты в киоскэ.
– А где киоск?
– В 12 часов на станции.
Оценив ситуацию, пассажиры стали ждать остановки. В 12 часов голодный вагон высыпал на станцию и... Не нашел ни одного киоска.
– Есть один! – обрадовано дернула я маму, заметив в конце перрона одинокую белую будочку, к которой уже устремились люди.
Помните картинку из сказки, когда Нильс с помощью волшебной дудочки вывел из города полчище крыс? Мы со стороны, наверное, очень напоминали эту картинку. И результат был примерно такой же. Все, конечно остались живы, но продуктов в киоске не обнаружили. Пиво и сигареты. Не нашлось даже пачки печенья или чипсов.
– А что если мы опять подойдем к нему и спросим где поесть? – весело поинтересовалась беленькая Ульяна, с котором мы уже успели немного подружиться.
– В четырэ часа Масква, там поедитэ! – передразнила я проводника, и мы весело рассмеялись.
Все-таки хорошо, когда есть веселые попутчики, дорожные неурядицы воспринимаются сразу совсем иначе.

Часть третья. "Теория большого хамства"

Кстати, на этой веселой и немного голодной поездке наши злоключения закончились. Поезда, на которых нам пришлось путешествовать дальше были довольно уютными, а проводники в них очень вежливыми. Просьбы принести чай или подсказать, какая станция следующая воспринимались не как сигнал к открытию военных действий, а как нормальные пожелания пассажира. И вот тогда в моей голове родилась одна теория. "Теория большого хамства"..
Уж не знаю насколько мои догадки близки к истине, но мне вдруг подумалось, а может не от того, что злые люди работают в поездах, вагон становится некомфортным, а как раз наоборот, от того, что проводникам приходится заведовать такими вагонами, они и становятся злыми.
Вот представьте, вы полный энтузиазма и желания нести людям добро (пусть и в пределах одного плацкартного вагона) надеваете на себя форменную рубашку РЖД и отправляетесь на свой первый маршрут...
– У меня дует из окна! – визжит на весь вагон излишне худая дамочка, демонстративно кутаясь в зеленую шаль. – Есть в этом поезде проводник?!
Вы, бежите в строну дамочки и пытаетесь понять в чем проблема. Из окна и правда дует. В щель при желании можно легко просунуть палец. Но вы-то ничего не можете с этим поделать.
– Давайте закроем штору? Она плотная дуть не будет, – предлагаете вы пассажирке и уже начинаете тянуть коричневое полотно вниз, как оживляется маленькая и миленькая (с виду) бабушка.
– Вы что хотите, чтобы мы сидели в темноте? Я вяжу, мне нужен свет, у меня глаза плохо видят.
– Ваше вязание может подождать, – накидывается на бабушку "зеленая шаль". – А, если мы не закроем штору, то все тут простынем. Это вы может на пенсии только тем и развлекаетесь, что ходите по больницам, а мне потом на работу...
Спор продолжается, а вы не знаете что сделать и не находите ничего лучше, чем сбежать от агрессивно настроенных женщин.
– Смотрите-смотрите, уходит, – шипит вслед "шаль", – у него/нее-то в купе тепло, а мы тут мерзнуть должны...
– Или в темноте сидеть, – подхватывает ее соседка.
Кажется на почве внезапно возникшей ненависти к проводнику (то есть к вам) они даже готовы подружиться.
– Что вы нам такое выдали? – подбегают к вам три пассажира. – Простынь порвана!
– А моя вообще грязная!
– А у меня наволочки в комплекте нет!
Вы растерянно оглядываете простыни и понимаете, что одна из них действительно порвана, а на другое красуется большое желтое пятно. Вам только и остается, что сказать:
– Извините, я не знаю, как так получилось, – и выдать "пострадавшим" запасные комплекты белья.
Кстати, позже, убирая вагон, вы найдете под одной из нижних полок пыльную наволочку, третий пассажир просто уронил ее, когда распечатывал пакет...
– Ой, мороооз, мороооз! – в тихо спящем вагоне неожиданно становится неспокойно. А вы-то надеялись хоть на секунду сомкнуть глаза?
Долго искать источник шума не приходится. Два изрядно подвыпивших существа мужского пола, в которых уже с трудом угадываются признаки хомосапиенсов, направляются прямо к вам.
– Слушай, что у тебя тут есть закусить?
– Ааа...
Вы теряетесь, этих товарищей нужно как-то утихомирить. Только вот они пьяные (а значит, себя не контролируют) и их двое, а вы один и... Кстати, а кто вы? Если вы мужчина, то у вас есть еще хоть какой-то шанс справиться с дебоширами самостоятельно, а вот если вы молоденькая девушка, у вас перед глазами сейчас проходят самые яркие моменты в вашей жизни, и вы быстро соображаете, как бы отделаться от них и привести полицейского.
Мама рассказывала случай, как однажды к ней в купе пробрался наркоман. В ответ на попытки его вывести (там ведь приборы, куча кнопочек, на которые не адекватному человеку точно не стоит нажимать) прозвучала страшная фраза: "А ну брысь отсюда, а то сейчас и тебе вколю!" И что делать в такой ситуации?
Дзинь! А это, пока вы думали о своей недолгой, но очень ценной жизни, наши совсем не трезвые друзья решили поспорить может ли человеческий кулак разбить стекло. Оказалось, может.
Крики. Шум. Вам все-таки удалось быстро позвонить начальнику поезда (мобильный телефон великая вещь), и он привел подмогу. На конечной станции выйдет на двух пассажиров меньше.
Утром на вас полился поток новых жалоб. Вода в титане недостаточно горячая, музыка по радио слишком громкая, туалеты закрываются совершенно неожиданно, чай несут очень медленно...
Вы все еще любите людей? Вам все еще хочется говорить с ними предельно вежливо? Не, даже не так. Вам все еще хочется говорить с ними?
Если вы студент и это всего лишь летняя подработка, то вы не будете слишком серьезно воспринимать эти неприятности. Спустя какое-то время плохое забудется, и останутся только веселые воспоминания. А если это ваша работа? А если это предстоит вам изо дня в день, из года в год?
Пройдет какое-то время, и уже вы будете ворчать по любому поводу, кричать на пассажиров, и валяться на полке, не желая подняться и стащить покрывало... Вам станет просто все равно. Уволят? Да, пожалуйста! Это лишь повод разорвать замкнутый круг и, наконец, что-то изменить в жизни.
Ну а те, кто выдержит, те, кто не сорвется... Они потом уйдут. Нет, не обязательно вообще из РЖД, просто на другие маршруты. Где закрываются окна, где работают вентиляторы, где пассажирам не хочется ругаться из-за мелочей. Потому что поездка превращается в небольшой отдых от повседневной суеты. В маленькую сказку, которую вспоминают выросшие дети спустя долгие годы...