Это просто о… енно.
Я, конечно, знал, что фильм такого художника, как фон Триер, оставит много эмоций, но чтобы настолько… Удивительно, что даже «Меланхолия», несмотря на общую апокалиптическую аллегоричность и впечатляющий финал, не повлияла на моё настроение так, как «Нимфоманка» — кино куда более жизненное, «реальное» и приземлённое.
Начало. Полминуты серого экрана с тихими звуками льющейся воды предрекают нечто неожиданное, и этой внезапностью оказываются… Rammstein!!! «Fuhre Mich», бесцеремонно врываясь в бессловесную завязку, вызывает дикий восторг — как от самого факта своего существования, так и от осознания, что это фон Триер, а не очередное молодёжное кино о вампирах и рокерах. Сочетание поражает, а ощущение схоже с чувствами мирно спавшей кошки, на которую надели наушники и резко врубили в них тяжёлый рок.
Фильм задорен, забавен, местами вызывает истерический смех, местами — слёзы, но ни разу не заставляет отвернуться, усомниться в увиденном или задуматься о целостности повествования — даже в самые откровенные моменты. Впрочем, атмосферность датскому гению всегда удавалась на ура, это сильное место его творений.
Главная героиня — словно человек с другой планеты, донельзя понятная и в то же время невероятная. Чего же ещё ждать от музы режиссёра, которая уже прочно ассоциируется с его именем? Женщин, зовущихся Шарлотта Генсбур, на свете, может, и немало, но в кино она такая одна — неповторимая.
«Основным моим отличием от других людей было то, что смотря на закат, я ожидала от него чего-то большего. В этом, пожалуй, был мой главный грех».
Джо — персонаж Генсбур — находится на довольно сложном этапе своей жизни, когда самобичевание хитроумно пересекается с оправданием собственного прошлого. Семь глав её рассказа разделены на два фильма — и в первом мы знакомимся с начальными четырьмя. Из них следует, что ранние сексуальные интересы Джо по достижении определённого возраста переросли в настоящую манию плоти, причём поначалу половые контакты происходили ради удовлетворения аппетита, потом же, с приходом первых настоящих чувств, — ради попытки вернуть в организм положительные эмоции в сложных ситуациях, вроде шоколадки от депрессии. Когда же любовь по-настоящему протягивает руку, наступает кульминация — и тут фильм завершается…
Первая часть прерывается в лучших традициях бразильских сериалов — на самом интересном месте. Надо сказать, маркетинговый ход оказался весьма удачным: пустить в прокат две половины одной истории не с разницей в год, как в случае с каким-нибудь «Хоббитом», а всего лишь с перерывом в месяц — идеальное решение. Когда фильм будет доступен в сети, смотреть две части подряд будет уже не так интересно — пропадёт интрига. Поэтому советую ловить «Нимфоманку» в прокате, пока не поздно, дабы прочувствовать эффект. И, конечно же, ищите сеансы в оригинале с русскими субтитрами — оно того стоит. А через месяц — «все на просмотр картины второй!», как в песне из приснопамятного «Ночного дозора»…
PS. Да, завершающие первый фильм титры идут под всё ту же «Fuhre Mich», шикарно окольцовывающую картину в целом. Так что любители Neue Deutsche Harte будут в дополнительном восторге — чего я совершенно не ожидал, занимая перед сеансом единственное свободное место в зале.
10 из 10