Нимфоманка I. Если есть крылья, отчего не летать?

Антон Кольцофф
Это просто о… енно.

Я, конечно, знал, что фильм такого художника, как фон Триер, оставит много эмоций, но чтобы настолько… Удивительно, что даже «Меланхолия», несмотря на общую апокалиптическую аллегоричность и впечатляющий финал, не повлияла на моё настроение так, как «Нимфоманка» — кино куда более жизненное, «реальное» и приземлённое.

Начало. Полминуты серого экрана с тихими звуками льющейся воды предрекают нечто неожиданное, и этой внезапностью оказываются… Rammstein!!! «Fuhre Mich», бесцеремонно врываясь в бессловесную завязку, вызывает дикий восторг — как от самого факта своего существования, так и от осознания, что это фон Триер, а не очередное молодёжное кино о вампирах и рокерах. Сочетание поражает, а ощущение схоже с чувствами мирно спавшей кошки, на которую надели наушники и резко врубили в них тяжёлый рок.

Фильм задорен, забавен, местами вызывает истерический смех, местами — слёзы, но ни разу не заставляет отвернуться, усомниться в увиденном или задуматься о целостности повествования — даже в самые откровенные моменты. Впрочем, атмосферность датскому гению всегда удавалась на ура, это сильное место его творений.

Главная героиня — словно человек с другой планеты, донельзя понятная и в то же время невероятная. Чего же ещё ждать от музы режиссёра, которая уже прочно ассоциируется с его именем? Женщин, зовущихся Шарлотта Генсбур, на свете, может, и немало, но в кино она такая одна — неповторимая.

«Основным моим отличием от других людей было то, что смотря на закат, я ожидала от него чего-то большего. В этом, пожалуй, был мой главный грех».

Джо — персонаж Генсбур — находится на довольно сложном этапе своей жизни, когда самобичевание хитроумно пересекается с оправданием собственного прошлого. Семь глав её рассказа разделены на два фильма — и в первом мы знакомимся с начальными четырьмя. Из них следует, что ранние сексуальные интересы Джо по достижении определённого возраста переросли в настоящую манию плоти, причём поначалу половые контакты происходили ради удовлетворения аппетита, потом же, с приходом первых настоящих чувств, — ради попытки вернуть в организм положительные эмоции в сложных ситуациях, вроде шоколадки от депрессии. Когда же любовь по-настоящему протягивает руку, наступает кульминация — и тут фильм завершается…

Первая часть прерывается в лучших традициях бразильских сериалов — на самом интересном месте. Надо сказать, маркетинговый ход оказался весьма удачным: пустить в прокат две половины одной истории не с разницей в год, как в случае с каким-нибудь «Хоббитом», а всего лишь с перерывом в месяц — идеальное решение. Когда фильм будет доступен в сети, смотреть две части подряд будет уже не так интересно — пропадёт интрига. Поэтому советую ловить «Нимфоманку» в прокате, пока не поздно, дабы прочувствовать эффект. И, конечно же, ищите сеансы в оригинале с русскими субтитрами — оно того стоит. А через месяц — «все на просмотр картины второй!», как в песне из приснопамятного «Ночного дозора»…

PS. Да, завершающие первый фильм титры идут под всё ту же «Fuhre Mich», шикарно окольцовывающую картину в целом. Так что любители Neue Deutsche Harte будут в дополнительном восторге — чего я совершенно не ожидал, занимая перед сеансом единственное свободное место в зале.

10 из 10