Под номером 2274

Юрий Пестерев
Костя Дейнер (17 лет)
    Отец умер, когда мне было 12 лет. Моей матери трудно было воспитывать нас с братом. Я учился в школе, а летом работал в колхозе. Трудно было, но всё это несравнимо с тем, что пришлось испытать в годы войны.
    Уже утром 23 июня 1941 года по улицам нашей деревни  немцы проскочили на мотоциклах, а за ними - техника, солдаты. Нашу деревню оцепили немцы и полицаи. Появились старосты, назначенные из наших же жителей. Немцы с помощью полицаев и старост вылавливали молодых людей и отравляли в Германию. В июне 1943 года я был вызван на регистрацию (так нам сказали) в район за десять километров от дома. Оттуда я уже не вернулся. Меня и других ребят без куска хлеба посадили в машины и увезли в Минск. Дальше железнодорожным составом под дулами автоматов в крытых вагонах везли до города Магдебурга. Здесь нас поселили в карантинный двухнедельный лагерь. Все это время нам не давали пищи.
    После карантина прошли комиссию, где нас разделили по физическим данным на разные работы. Всем нам поставили отметку - краской на груди несмываемый крест. На поезде отвезли до города Гельзенкирхен и поместили в лагерь военнопленных, в отдельные   бараки, которые были обнесены колючей проволокой под током. Я был отобран в угольную шахту под номером 2274. Работал забойщиком в шахте на глубине 1300 метров.
    Кормили раз в сутки: 300 граммов хлеба и черпак баланды. Утром уходили на работу без завтрака и обеда. Многие узники не выдерживали такого нечеловеческого отношения, падали и умирали. Мой участок был очень трудным, так как был стык, уголь валился на пол, и я не успевал его очищать, и меня после смены оставляли без пайка хлеба, били. Часто задумываюсь: как выжил?
    Освободили нас американцы в мае 1945 года, затем передали англичанам. Здесь нас откармливали в течение месяца и тоже под охраной. Потом переправили до Эльбы и передали нашим солдатам. Транспорт был перегружен. Под охраной русских мы добирались до Брест-Литовска. С нами ехала кухня, мы ели и отдыхали. В Бресте нас погрузили в вагоны и предупредили, чтобы никто не убегал, иначе будут наказания
    В сентябре 1945 года мы прибыли на Урал, в г. Златоуст.  Поместили в бараки и почему-то за колючую проволоку с охраной, но недели через две перевели в школу № 23, а позднее - в дом рабочего городка и, наконец, в общежитие по ул. Чернышевского. Отдел кадров распределил нас по разным цехам металлургического завода. Я был направлен 2 октября 1945 года в железнодорожный цех завода, где работал сцепщиком, составителем, помощником машиниста и машинистом паровоза (потом тепловоза) до пенсии, до 8 августа 1981 года.

Автопортрет художника Михаила Савицкого, бывшего узника Бухенвальда.