Иду на Вы

Борис Мильштейн
               

     Первый шок в эмиграции от вездесущего совкового хамства я испытал, когда ко мне обратилась 15-ти летняя киевлянка на «ты» и по имени. Возмущение моё было естественным, но доброхоты, которые раньше меня окунулись в эмигрантское болото, объяснили, что в Германии не принято обращаться по имени и отчеству, как в России. Мол, здесь другая культура общения. Что, верно, то верно. Но личное понимание слова «культура», навело меня вот на какую мысль.
     Обращение людей друг к другу является составной частью человеческой цивилизации. Мы выросли среди русских людей и, допустим на минуту, впитали в себя их культуру, а это означает, что не только кое-что из богатства и многообразия проявлений русской интеллигентности засело в подкорке головного мозга, но и общепринятое обращение друг к другу на «Вы» и по имени отчеству. Имеется в виду общение с малознакомыми людьми и не в очереди за водкой. Там особая культура.
     Поговорим об общении между людьми в немецком социуме. В повседневной жизни, тем более с малознакомыми людьми, обращение друг к другу тоже на «вы» с обязательными к фамилии «господин» или «госпожа». Ежели давние соседи, или вместе давно работают, то естественно, обращаются друг к другу по имени, и на «вы», а в зависимости от возраста, то и на »ты». Это другая культура.
     Первые эмигранты, которые хлынули, как вода из прогнившей плотины, сметали на своём пути не только колбасные изделия, но и смели с себя наслоения русской просвещённости, при этом не удосужились познакомиться с немецкой культурой общения. Вот и стали все раями, яшами, гришами и прочими мишами. Объясняя, друг другу при этом, что в Германии не принято использовать отчество. Вот такая фантасмагория.
     И последнее. Моя мама по образованию учительница, проработала двадцать лет в одной школе, но так и не смогла пересилить себя, чтобы обращаться к своим коллегам на «ты». Я, вообще, никогда не слышал, чтобы моя мама кому-либо сказала «ты», тем более малознакомому человеку. Вот такой внутренний стержень.
     А мы, в основной своей массе, похоже, носители скорее бескультурья, которое, как известно, не имеет национальности.