Учитель и Отличница

Нина Бакирова
Я думаю о том самом московском школьнике... и об учителе географии...
Дело в том, что по первой специальности я тоже - учитель географии... и... знаете... я была в очень похожей ситуации с девочкой-отличницей... Мало того, в своем собственном школьном детстве я была в очень похожей ситуации… как девочка-отличница…
...Это был 1989 год  ... тогда в наших школах происходила настоящая катастрофа - начался массовый исход учителей в коммерческий сектор. Не то, что география... У сестры младшей в 7 классе не велся русский язык - полгода! Английский - полтора! И руководство школ ... центральных элитных школ города... приходило в пединститут... и по рекомендациям преподавателей и деканата выбирало лучших студентов-старшекурсников. Нам шли на встречу - мы могли учиться по индивидуальным планам - сдавать оптом решенные задачи и практические, курсовые и доклады, не посещать лекции и приходить только на экзамены. У нас был очень сильный курс в то время (в нашей подгруппе из 13 человек было 4 красных диплома, и нынешний преподавательский состав факультета – мои бывшие однокурсники). И работали на последнем курсе почти все. Работали мы много - иногда по сорок часов в неделю (при ставке – 18 и 16 часов для гимназий)... Для свежеиспеченных преподавателей это был настоящий ад - надо подготовиться ко всем занятиям, а это практически все параллели в один день, проверить кипу тетрадей (или контурных карт), и отвести уроки в две смены - иногда – и 12 уроков в день... И еще - очная учеба, и защита диплома на носу! И классы в центральных школах города были не маленькие - от 30 до 40 человек. Подростков.
Вот вам вкратце описание общего фона. Теперь сама история. В одном из седьмых классов у меня была девочка. Весьма знающая себе цену. Круглая отличница.  Остальные дети на уроках  по-разному себя вели и учились, но что-то как-то все-таки делали и получали вполне заслуженные оценки.  Если их эти оценки не устраивали - в конце четверти они писали доклады или приходили на "пересдачи" после уроков... Но эта девушка демонстративно на моем уроке выполняла «домашки» по русскому и математике... А на задания по географии «забивала» вообще. В конце четверти у нее не оказалось никаких оценок. За несданные «домашки», контурные и доклады ей грозила твердая "двойка"... После "последнего предупреждения" она сказала: "И так поставите все, что вам скажут". Я поставила все двойки и за последнюю четверть, соответственно, тоже. Ко мне пришла классная руководительница и настоятельно порекомендовала исправить на "пять", поскольку девочка "идет на медаль". Я показала ситуацию. Весьма эмоционально (да, я эмоциональный человек)…  Но! ВСЕ разгильдяи, кому было не наплевать, сделали ХОТЬ ЧТО-ТО - не контурные, так реферат, или - пришли пересдавать тему... возможности были. Но ПОЧЕМУ я ДОЛЖНА ставить ОТЛИЧНО человеку, который не делал НИ-ЧЕ-ГО?????? НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ? Вас не устраивает мой подход? Я несправедливо оцениваю ее знания? Пусть сдает предмет другому преподавателю  (а такой тоже был, - на полставки... старый и «видавший виды»)! 
… Меня вызвали к завучу... Я снова озвучила свой вариант... Старый завуч, неизменный по внешности и манерам уже несколько десятков лет, знал меня с моего собственного первого класса, и знал всю мою упертость.


... Он был удивительно похож на  Броневого в «17 мгновениях весны», и прозвище у него, сколько себя помню, было  - «Мюллер»…
…Он был моим любимым физиком.  Когда физику вел он, я решала как орехи олимпиадные задачи. Но когда в десятом классе к нам пришла дама, заставлявшая зазубривать наизусть ее скучнейшие лекции (при том, что сама она не каждую задачку могла решить, да и способ решения был всегда исключительно один и все мои тремя способами решенные контрольные вызывали у не отторжение), ... моя оценка заколебалась между 3 и 2.   Теплое отношение к Мюллеру  связано с таким случаем этого периода.  Моя бедная усталая мама, как и все родители, крепко вложившиеся в воспитание своего вундеркинда, жаждала стопроцентной отдачи от инвестированных еще «до школы» трудов. Список из «этапов большого пути» для дочери в виде  медали - универа - красного диплома – аспирантуры - кандидатской и … так далее… переливался в ее сознании камнями-самоцветами главного итога ее собственной жизни.   Моя принципиальная тройка по физике в первом полугодии выпускного класса стала для нее шоком. Мама, пропускавшая «за ненадобностью» родительские собрания, мгновенно оказалась в кабинете Мюллера. Пару минут завуч еще слушал ее отчаянные вопросы по поводу необходимости репетитора…  А потом сказал замечательную фразу: «Вы ей лучше орехи грецкие и сок гранатовый на эти деньги купите…  А то она у вас совсем зеленая… А физику она и так знает…»… На грецких орехах и гранатовом соке я отлично сдала все выпускные экзамены (а тогда их было восемь) и пару вступительных… Отсутствие медали не сыграло абсолютно никакой роли в моей дальнейшей судьбе. Но, к искреннему и сильному огорчению Мюллера, я выбрала  не физику, а - естественно-географический педа… Просто потому, что этот факультет практически перекрывал своими разнообразными курсами все, что мне реально было интересно в жизни, чем я действительно хотела заниматься, и о чем никогда не пожалела в дальнейшем…




… И вот, выслушав мою блестящую учительскую тираду «от каждого по способностям, каждому – по труду», Мюллер махнул рукой, вздохнул и сказал: "Иди, сами разберемся"...
Ситуация осложнялась тем, что от родной школы я жила через дом... И половина моих учеников  -жили или в нашем доме, или в соседних дворах... Девочка-отличница жила в нашем доме... И пол лета она меня терроризировала, принося мне на дом «запоздавшие» на пару месяцев доклады, «домашки» и контурные, подкарауливала  при выходе с мусорным ведром, в магазин... А ведь могла бы и пристрелить....
Я не знаю, как сложилась дальше ее судьба.  Надеюсь, она нашла свой путь.
Десять лет отработав в школе, в конце концов, я ушла в журналистику и в экологию,  и возвращаться в школу в том виде, в котором она существует сейчас – даже в самых лучших вариантах, -  я не стану. Условия, в которых ныне работают учителя и учатся наши дети,  стали еще более экстремальными, чем в период распада СССР.  Я не знаю, как в принципе может выжить несколько лет молодой преподаватель-выпускник на «ставочные»  деньги в 6-7 тысяч в месяц? Как доживет, и еще и всяческие плюсики наработает к долгожданной аттестации?  Окружающая действительность и уровень информационных и уже имеющихся образовательных технологий абсолютно не соответствуют ни нынешней образовательной системе, ни ее наполнению. Менять ее конечно, надо. С вариантами выбора спецкурсов и с обязательными курсами с иным, «безоценочным» подходом, с возможностью выбора преподавателя и дистанционным обучением. С возможностью непрерывного обучения.  Захотел поступить куда-нибудь - пишешь специальный тест в этот вуз…  Можешь хоть до старости писать и пробовать... и  снова готовиться... и снова учится, если есть у человека такая потребность.  Система профильных олимпиадников конечно важна... да еще много чего… Возможно, классная система уже и отжила себя – хотя она в наш компьютерный век дает детям хоть какую-нибудь возможность социализации.  Но каковы экстремальные варианты этой социализации – мы видим не только на примере одинцовского старшеклассника…
… И еще - ну не может ни кто вам "судьбу поломать", потому что вашей судьбе есть только один хозяин - вы сами. И множество вариантов построения этой судьбы.  И не может быть ценой вопроса жизнь  человека. Хоть на уровне вашей страны, хоть на уровне вашей школы, вашего офиса,  вашей семьи, хоть на уровне вас самих лично.