Это сумасшедшее счастье - жить

Валентина Уткина
        Воспоминания об интереснейшем районе Восточных Саян, где мы побывали в комбинированном (пеше-водном) походе, для меня всегда окрашены в слегка мрачноватые тона, хотя столько  приключений ни в одном сложном походе ни раньше, ни в дальнейшем не было.
      Пешая часть маршрута чаще всего бывает довольно трудна, ведь запас питания, рассчитанный на весь поход, приходится именно на первые дни. В это же время проходит акклиматизация, - тоже не самый лёгкий период.  В этом походе в начале маршрута я умудрилась заболеть ангиной (с температурой, болью  в горле и т.д.). Помню, что меня радовала возможность сплёвывать слюну прямо  на ходу, потому что глотать её было очень больно. Кое-кто из ребят тоже немного «расклеился».
          На второй день пути мы, преодолев перевал в три тысячи метров, спустились  в дивное местечко под названием Чойган.
         Чойган - это обширная поляна с видом на пик Топографов, на которой мы насчитали не меньше десятка целебных родников. Как нам объяснили буряты, которые приехали туда верхом на лошадях почти одновременно с нами, в каждом источнике можно находиться не более десяти минут. Над самыми крупными источниками были поставлены срубы с крышами, на двери каждого прикреплены надписи, от чего именно он лечит, а внутри в каменистом грунте были выдолблены ниши размером с ванну. Источники разной температуры и состава при погружении в такую «ванну» били снизу вполне ощутимо, как в джакузи. Мы по очереди не замедлили всё это испытать на себе. После процедур дружно рухнули спать, а на утро обнаружили, что все недомогания исчезли бесследно, а сил значительно прибавилось.
         А дальше через несколько километров на берегу реки Изиг- Суг на уютной полянке были построены катамараны, собрана байдарка, и началась водная часть маршрута. Сначала сплав не представлял особенной трудности. По договорённости первым шёл катамаран, выбирая  наиболее приемлемый путь по  воде, затем шла двухместная байдарка, в которой я и плыла, а страховка с воды  была закреплена за вторым катамараном. Через некоторое время сложность реки возросла, стали встречаться порожистые участки с полутораметровыми валами. В одном из таких порогов мы на байдарке попали в очень неприятную ситуацию. Байдарка наскочила на огромный камень (нам с воды казалось, что это большой водяной вал), я впереди оказалась так высоко над водой, что весло не доставало воды, а на корму байдарки  хлестала мощная струя воды, припечатывая её к этому большому камню. Мы немного подёргались, но это нисколько не подвинуло нас. Мой напарник (Пётр) выпрыгивает из байдарки, придерживаясь за борт, а байдарка вместе со мной сваливается в слив, Пётр быстро (к счастью!) забирается опять на своё место, и мы, бешено гребя, чтобы не перевернуться на сложной воде, плывём  скорей к берегу. Нам этот маневр удался.  На берегу перевернули байдарку,  отлив набравшуюся воду (как потом выяснилось, - не полностью!), уселись и погребли как можно быстрей, так как ни одного катамарана не было видно. Через некоторое время из-за поворота мы увидели оба катамарана, причаленные к берегу, но людей на них не было. К сожалению, не было и места, где можно было пристать и байдарке. Мы попробовали пристать к катамарану, но принять байдарку было некому, а мощная струя тут же подхватила её, потому мой напарник командует: «Идём в порог!».
         Развернувшись к середине реки, где был основной слив порога, при пересечении главной струи мы не учли, что вода в байдарке, набранная  при прохождении предыдущего порога, помешает нам. В результате байдарка переворачивается, я почти сразу оказываюсь в полутораметровом сливе, а моему напарнику повезло: он зацепляется за гряду камней и даже некоторое время ему удаётся на сильном течении держать за корму байдарку. Удержать её он не смог и с криком:  «Держись за байдарку!» отпускает байдарку и меня.
        Дальше, как в калейдоскопе. В этом пороге я захлебнулась очень основательно, но вцепилась в байдарку намертво, а держаться за неё было просто, ведь мы плыли так:  я - впереди, затылком к направлению движения,
натыкаясь спиной на все камни по пути, а байдарка каждый раз припечатывала меня к ним ещё сильнее. Было ясно, что долго так продолжаться не может. К счастью, так и случилось. В процессе сплава в перевёрнутом виде размотался байдарочный "чальный" конец, который зацепился за камни на дне. Теперь байдарку стало носить по кругу в тени большого камня.
        Наверное, из-за холодной (температура около восьми градусов) воды мозг у меня работал абсолютно ясно. Я поняла, что долго  не продержусь (оболочка скользкая, а на байдарку мне уже не забраться, так как я весьма закоченела). Но – очень хотелось жить! А потому я сознательно отпускаю байдарку и дальше плыву одна. Чтобы не разбить лицо об камни, руки пришлось выставить вперёд, боли из-за ледяной воды не чувствовала.
      Через некоторое время меня догнал один из наших катамаранов. Мне успели протянуть весло, но удержать скользкое весло замёрзшей рукой я не смогла. Дальше катамаран уходит в срочном порядке к берегу, - как выяснилось в дальнейшем, у него при прохождении порога сломалась рама.  А я, временами захлёбываясь, продолжаю плыть по порогу (всего около двух километров), пока не натыкаюсь руками на большой камень. С большим трудом карабкаюсь на него. Передо мной, метрах в пяти  – стенка из камней, через которую с грохотом  проносится основная масса воды, а слева и справа стремительный поток. Шум от этого в каньоне сравним с грохотом курьерского поезда.
     А вдали я вижу своих ребят, бегущих вдоль берега ко мне.  У одного из них в руках спас-конец. Вид этого спасательного средства совсем меня не обрадовал, а в голове пронеслось: « Пусть я лучше умру  на этом камне, но добровольно опять в воду -  не брошусь!».  К счастью для меня, в группе у нас был турист с большим опытом.  Именно он  посоветовал на двух длинных верёвках подвести ко мне «корабликом» катамаран. Когда судно приблизилось ко мне, метра за полтора я,собрав все оставшиеся силы, как кошка, прыгнула на него.
       А дальше, когда катамаран подтянули к берегу и мне помогли сойти, невероятный взрыв чувств заставил меня всех расцеловать за такое чудесное спасение. Я ведь мысленно уже попрощалась с жизнью!  А когда на следующее утро выяснилось, что ходить я могу, только разгибая коленки руками, а весь живот превратился после такого экстремального сплава в сплошной синяк,  тыльная сторона ладоней от неласковой встречи с камнями опухла, и пальцы не слушаются, - ВСЁ ЭТО показалось сущим пустяком. Ведь я ЖИВА, а рядом - ДРУЗЬЯ!