Жареный петух

Анатолий Емельяшин
                Из раздела «СВАУЛ, Бердск, УАП» автобиографических записок.

     Об этом курьёзном событии нам поведал командир звена капитан Корниенко. Он только что вернулся с учёбы, где был в числе немногих представителей училища  на стажировке. Где это было, я не запомнил, какой-то центр переподготовки в европейской части. Капитан рассказал нам о самой сути события, как о примере внезапно появляющейся у человека необычайной силы.

     А дело было так. Проводились ночные полёты, причём одновременно по разным упражнениям. Кто-то летал в зону на пилотаж, кто-то отрабатывал полёт по кругу и посадку «вслепую» по новой локационной системе, оборудованной и курсовым и глиссадным локатором. Локационные системы только начали появляться на аэродромах.
     На училищных аэродромах, даже в Толмачёво, таких систем не было, хотя толмачёвская бетонка использовалась и придворной эскадрильей (самолёты командования СибВО) и пролетающими «трассовиками» с крупными чинами. Но там стояла старенькая СП-48. И курсанты и инструкторский состав изучали новую систему только в теории. Впрочем, это уже другая тема.

     Так вот, в этом ЦЛП недалеко от ВПП была зона, в которой ночники отрабатывали полёт по приборам в лучах прожектора. Это, как мы все понимали, была сложная штука: вести машину, уткнувшись в приборную доску, не смея глянуть в сторону – прожекторы ослепляли.
     И вот один из слушателей курсов, возвращаясь из полета, пересекал эту зону. Он выполнял вираж в сторону ВПП и уже пытался рассмотреть её огни. И в это время включили прожектора. Свет ударил по глазам и вызвал временную слепоту. Высота была небольшая, и он успел только сообщить о потере зрения и получить приказ покинуть самолёт. В каком положении машина он не представлял, поэтому сбросил фонарь и катапультировался.

     Отделившись от кресла, он пошарил на левой стороне груди, схватился, как ему казалось, за кольцо и рванул его. Но купол не хлопнул. И тогда он нащупал действительное кольцо и раскрыл парашют. Приземлился.
     За ним приехали, увезли на КП и обнаружили, что у него вырван левый накладной карман куртки. Вырван вместе с бортом куртки – на груди зияла круглая дыра. В кармане находились документы, в том числе, партбилет. Это их твёрдые края он принял за вытяжное кольцо.

     Оторванный карман с документами, как не искали в окрестных полях и рощах, не нашли. Но главное в другом. Куртка на бедняге в тот день была не кожаная, а тканевая, из так называемой «чёртовой кожи». Это тот же брезент, только тёмно-синего цвета. Лётчики имели такие костюмы для «дней матчасти», но иногда и летали в них. Вырвать кусок такой ткани движением руки, – это какую же силу надо было приложить?
 
     Кто-то из нас поинтересовался: «А был бы в кожанке, тоже вырвал бы клок? Или она прочнее? И откуда такая сила?» – «Нет – ответил капитан – кожа слабее. Но сколько не хватайся за грудь, ничего твёрдого не нащупаешь, на кожане нет накладных карманов. Кольцо на лямке, лямку не перервёшь, а кольцо вырвешь. А сила? Клюнет жареный петух в одно место – сила появится!» – закончил разговор комзвена.

     Как мы ни старались  потом для опыта вырвать руками клок из своего комбинезона – ничего не получалось. Видимо, всё дело в петухе!
                Август 1955г.