Инир и Карсал. Отрывок пьесы

Дмитрий Тигров
Темная фигура.
Светлая фигура.

Герцог.
Инир –  дочь герцога.
Карсал – молодой врач.
Ардан – его отец, ученый.
Бродяга.
Нищий.
Крестьянин.
Его жена.
Другие крестьяне.
Солдаты.
Трактирщик.
Его дочь.
Маршал.
Его адъютант и оруженосец.



 
Сцена 1.   

Занавес, разделенный на две части. Одна часть белая, другая часть черная. Со светлой  стороны медленно выходит темная фигура с белым лицом и садится посредине сцены. 

Темная фигура:

Какая тишина вдруг в мире воцарилась
Не слышно даже пенья птиц
Такая странная картина
В тот час все замирает
Как только приближаюсь
И света будто половина.
Вот интересная игра мне
Вечность в одиночестве скитаться
И роль свою исправно выполнять
То заходить в дома, то по земле ползти
И успевать везде и всюду и снова приходить
Туда, где и не ждут, но там я тоже буду.


С темной стороны медленно появляется светлая фигура с черным лицом и тоже садится посредине сцены, рядом с темной.

  Светлая фигура:
Прекрасен принцип тот,
Что сущему дает начало
Вот шорох листьев, пенье птиц
И крик младенца в колыбели
Людей счастливых вкруг нее
Сиянье добрых, светлых лиц.
Когда рожденья свет лучистый
С небес на землю упадет
На землю дух нисходит чистый
Он в тело новое войдет.
С небес приходит, издалека
Чтоб радость жизни ощутить
И неба пристальное око
Всю жизнь за ним должно следить.
Здесь все для жизни и для счастья
Творцом устроено давно
Его священной, мудрой властью
С небес вокруг озарено.
Любви великое блаженство
Познает тот, кто будет жить
И жизни принципа главенство
Сполна он сможет ощутить.


Темная фигура:

Кто это тут елеем плещет
Сама то веришь в то, что говоришь?
Мне, право, здесь не по себе
Уйти в тот час мне захотелось
Мне эти басни режут слух
Как если б смысл в них был какой-то
И все  вокруг него вертелось.
И кто теперь передомной…
Всех тех, кто так близки друг другу
Судьба всегда разъединит
Но вот сегодня рядом мы
Предавшись краткому досугу.
Но что за грусть в глазах
В речах я слышу жаркий пыл
Печали тень мне странно видеть
Тебе ль грустить, душа моя
Ведь ты из благородного сословья
Любить тебя должны, меня лишь ненавидеть.


Светлая фигура:

Да, странна наша встреча
Меж нас всегда другой стоит
Но ты всегда второю будешь
Причина я, ты – следствие причины
Итог иль продолжение – неважно
Как ты сама об этом судишь.
Но я всегда пути начало
Я пред вратами бытия
И все, что в Божий свет приходит
Все время тянется ко мне
А от тебя бежит, таится
И выжить способы находит.


Темная фигура:

Что толку с неизбежность бороться
Когда итог любому предречен
С одной лишь мыслью обо мне
Борьба, увы, куда бесплодней
Чем просто бегство от меня
Меня страшиться – жить во сне.
Да если б знала ты
Как от тебя порой уходят
С какою радостью в глазах
В мои объятья попадают
Чтоб успокоиться навек
Блаженство в них, не страх…

Светлая фигура:

Нет, это лишь от боли избавленье
Когда телесных мук,
Не в силах превозмочь
Душа навеки оставляет тело
Ища покой и искупленье…

Темная фигура:

Боль – и это все,
Что можешь дать ты
Для ощущенья бытия
Во истину, ты – боль… (смеётся)

Светлая фигура:

Но кто не испытал
Блаженных мук любви
Тому ли говорить, что жил…
И свет блаженства в их глазах
Что видишь ты в их час предсмертный
То – отражение счастливой муки
Идти с любовью в солнечных вратах.


Темная фигура:
Когда могли бы жить еще
И временем совместным наслаждаться
Но стук их пламенных сердец
Придется в одночасье прекратить
Увы, судьбы расклад не умолим
Им предречен уже конец.

 Светлая фигура:

Да ты всегда не вовремя
Как гость незваный
Тебе бы пожалеть их, отпустить
Чтобы могли любовью насладиться
А ты вздохнуть им даже не даешь
И рвешь безжалостно их нить.


Темная фигура:
 
Скажи в твоей ли власти
Дыхание давать
И ты даешь, что дать должна
И я возьму, что взять сумею
Сума моя всегда полна
Свое я взять всегда успею.
Ну а влюбленные сердца
Порой как голуби садятся мне на руки
С мольбою о пощаде
И смертною тоской
И засыпают в неизбежной муке.
Не мне сопровождать их
В долгий путь
Их примет вечность
В крепкие объятья
И превратится свет любви
В одну большую бесконечность.






Фигуры удаляются в разные стороны. Занавес открывается.





















Сцена 2.

В доме Ардана. В просторном зале, при свете свечей за большим  столом сидит Карсал. По всем стенам комнаты тянутся длинные полки, заставленные книгами.Перед ним несколько открытых книг, открытая тетрадь. В руках он держит человеческий череп. По стенам гуляют тени и отблески пламени свечей.


Карсал (размышляя, произносит вслух):

Вот эта кость была кода-то человеком
В ней были чувства, мысли
Радость и страданья
И все вместилось в этой голове
А я держу ее в руках, как вещь
Понять, пытаясь тайну мирозданья.
И уж, наверное, любовь он знал,
Терзаясь тайною надеждой
И, может статься, счастлив был
В минуты сладкого лобзанья,
Держа в объятиях любимую
Но тела жар его давно уже остыл.
Увы, ничто не сможет устоять
Под натиском веков
Все быстротечно, как вода в стремнине
И времени теченье непрерывно
Все превращает в прах и тлен
На поднебесной солнечной равнине.
Исчезла вместе с ним его любовь
Пусты глазницы, нет огня в них…

(При последних словах, за его спиной по стене проносится черная тень и быстро исчезает. Карсал вздрагивает и оборачивается. Некоторое время сидит неподвижно, затем поворачивается к столу и продолжает размышлять)

Что после нас останется
Когда последний вздох наш
Из лёгких вырвется наружу
Когда глаза навек сомкнутся
Угаснут мысли в голове
И тело смерти примет холод.
Вот доказательство его существованья
(Ставит череп на стол)
А я не знаю даже, кем он был …
В толпе досужих разговоров о вечности любви
Мне не найти ответов на вопросы
Не приподнять завесы тайны
Не разрешить моих душевных споров.
Все ль можно логикой научною понять
Тела людские скальпелем кромсая
Всяк смертный ненавидит боль
Он от неё избавиться стремится
Но боль любовная, как сладкий яд
Он проникает в сердце, словно в рану соль
И этой мукою спешим мы насладиться.
Но в сердце эта боль вдвойне сильнее
Когда ответных чувств в другом не вспыхнет
На муку мы тогда обречены
От безысходности порой ломаем руки
И как в темнице с чувством этим
Лицом к лицу навек заключены.
Я вижу, что меня постигла участь
Всю эту боль познать сполна.
Могучая в природе сила
Дала любовь, как яд
Дала болезни, тлен, страданья
Противоядье только дать забыла.
Ночей бессонных множество проведши
Искал ответов с тщетным я стараньем
Везде одно и тоже находил
И в сонме книг, один ответ нашедши
Я тысячу вопросов в сердце получал
И вновь, как маятник, по комнатам бродил.
Но лишь в минуты тонкого блаженства
Когда с ней рядом  я сидел, казалось мне
Решенье всех вопросов близко
И счастье душу мне переполняло
Как в те минуты вдохновенного труда
Когда над новой книгой я склонялся низко.
Нет, во сто крат я был счастливей
Я чувствовал себя творцом своей судьбы
Как никогда, вокруг был сладок воздух
Он медом теплым тело заливал
И каждый вздох ее был благодатью свыше
Но краток счастья миг, всего лишь вздох…

(Встает из-за стола начинает прохаживаться по комнате. Приближается к полкам, достает и тут же ставит на место толстые  фолианты)

Хотел бы я найти такую книгу
Чтобы уметь читать в сердцах людских.
Чтоб проникать в их самые глубины
Где разум не имеет больше власти
Одни лишь чувства, кружат словно феи
И разорвать стремятся прочные путины.
Мне иногда казалось, вот где-то рядом
Волхвов старинное ученье.
И начинал в сердцах я слышать голоса
И видеть вкруг людей незримое свеченье
Но тонкий ужас пресекал виденья
И снова затворялись небеса.

 (Слышатся шаги за дверью. Карсал встает из-за стола, поворачивается к двери. Дверь открывается, и входит Ардан)




Ардан (идя к сыну, протягивает к нему руки):

Приветствую тебя, сын мой
Твоим приездом удивлен,
Я жду подробного рассказа
Но прежде чем начнешь ты
Хочу в глаза твои я заглянуть:
Растерян ты, смущен, взволнован…


Карсал:

Отец, поймешь ли ты меня, не  знаю
Сомнения, раскол в моей душе
Я чувствую порой, я будто умираю
Все меркнет предо мной, уходит
Теряет всякий смысл и простоту…
Все, в чем искал ответов я и правды
Все, что я святостью считал
Становится вдруг пошлостью и шуткой.

Ардан:

Увы, мой сын, но огорченье
Частый спутник того тернистого пути
Не раз еще ты будешь падать
Познаешь боль и страх, смущенье…
Но знай, Карсал, что знания тому доступны лишь,
Кто проложил к ним путь среди бушующих страстей
Среди обиды, зависти и мрака искушенья.
Тому лишь будет силой знанье,
Кто сам бесстрастно путь к нему проложит
Тому, кто отречется от всего, что в жизни многих
Становится лишь мнимым утешеньем
Богатство настоящее, тот обрести уж сможет…

Карсал:

Отец, прошел ли ты сей путь?
Вопрос мой дерзок, не обдуман
Прости. Но первое спросил, что в разум мой пришло….

Ардан:
(тяжело вздыхает и садится в кресло )
Я по нему прошел. Сполна все испытав.
Но нить судьбы неотвратима…
Пытаться силой изменить, что большей силою ведомо…
Хоть я и не сумел ее спасти, но знаешь, многое я понял
И главное, как эту тонкую свечу чрез бурю пронести неколебимо.
Да, слишком больно, обредши потерять
Собрав все силы, чтобы дальше жить
Чтобы наполнить ее смыслом
И сущность неизбежного принять.
(Следует безмолвная пауза…)
 (поднимаясь с кресла)
Пора нам к ужину…
Идем к столу.
(Кричит прислуге)
Зажгите свечи
И к ужину подайте нам вина…
 
Сцена 3.

В доме Ардана. В гостиной, при свете свечей за столом Карсал и его отец. На столе скромный ужин и кувшин с вином.
Ардан:
Спросить хочу тебя, Карсал
О принятом тобой решеньи
Я знаю, выбор твой не прост
В глазах твоих смятенье…
Хочу услышать от тебя
Прямой ответ

Карсал:
Отец решение я принял
Оставить обученье…
Оставить мысль о степенях и званьях
И практикой заняться в отдаленьи
Увы, мне тесно в академии среди догматов
Оков  запретов прописных…
За дерзость я свою
Не раз был отлучен от опытов своих
Вся дерзость состояла в том,
Что спорить я пытался с учеными мужами
Но те не слушают и доводов моих
Твердя о совершенстве Бога.
За время то, что я успел
В хранилищах секретных побывать
Не мало я прочел старинных манускриптов
И многое из них я почерпнуть сумел…
Но главного ответа не нашел
(склоняется в задумчивости над столом)
И вот решил искать ответ в уединеньи… 

Ардан:


Мне догадаться было бы не сложно
Что за ответ ты ищешь
Но это твой вопрос и сам ответ найти
Ты на него обязан, иначе грош цена
Твоим дерзаньям.
Решение твое я понимаю
Я сам когда – то также поступил…
И был за это проклят и отлучен от церкви
Все, что могу принять – в душе я принимаю
Так будь же, сын мой, на своем пути смелей
Пусть закалят тебя те испытанья,
Которые тебе принять дано судьбой.
Моим благословением пусть будет
Моя тетрадь, что я до сей поры хранил
Старинных много в ней рецептов
Используй же, что мне мой опыт подарил…

(в этот момент слышится шум за сценой,
вбегает взволнованный слуга)

   Слуга.
Хозяин, милости прошу, но на пороге
Застыл как камень странный человек,
Он с виду оборванец.
На нем одежды старой лоскуты
Но присмотревшись,
Была одежда эта, видно, дорогой.
До страшной хрипоты
Себя принять он просит!

     Ардан:
Не честь бродягу гнать
Из дома на ночь глядя
Его хотя бы надо накормить
Подробнее о нем нам надобно узнать
(Встает из-за стола. Карсал следует за ним
У края сцены перед входом в зал, сидит странного вида, оборванный человек. На коленях он держит что-то обернутое грубой тканью. Ардан подходит к нему ближе)
Вечер добрый…
Кого имею честь я видеть?

Бродяга:
Художник я.
Вы выслушать меня должны
Я умоляю, сей же час.

Ардан:

Уж, коль такая спешка,
 Одежду вашу здесь оставьте
И с нами скромный ужин разделите
(к слуге)
Ты помоги ему, сей час, не мешкай


(Проходят к столу. Слуга приносит приборы. Садятся. Художник не расстается со своим свертком)

Карсал (наливая вина в бокал художника):

Со свитком вы своим,
Смотрю я, неразлучны
Оставить можете его вы там
(показывает в сторону прихожей)
Здесь нечего бояться вам,
А ценный ваш багаж, не нужен нам троим…

Бродяга
Ах, если бы вы знали
Мой юный господин
Чего мне стоит этот сверток
Тогда б меня и сами вы к себе не звали.
Но, постойте… все постепенно
Должен рассказать я вам
Иначе не поймете
И сумасшедшим, думаю,
Сочтете непременно.
(выпивает из бокала с жаждой вина)
Зовут меня…
Хотя, мое вам имя ничего не скажет
Я был, тогда художником у графа
Писал полотна, жил в достатке
Немного даже для себя творил.
Но как – то раз со смертью я поспорил
И в суете пирушки обещал,
Что напишу ее портрет задаром
Лишь мне бы господин  сей
Позировать изволил…

Что натворил же я тогда,
Когда бы знать мне,
Что на ветер слов таких бросать нельзя…

Карсал:
Уж не хотите ль вы сказать,
История имела продолженье?

Бродяга:

Еще какое… (горько усмехаясь при этих словах)
Прошло три дня с того беспечного обета,
И вот под вечер в мастерскую
Ко мне пожаловал клиент…
В накидке был он черной – лицо бело как мел
Признаться, испугался я тогда не в шутку
Но понял, отступать нельзя, я слово дал
И тот час, взявши краски, холст
Заказ мой необычный
Я исполнять без колебанья сел…
Трудился я три ночи к ряду
Заказчик мой все это время терпеливо ждал
И уходил с лучами первыми рассвета
Лишь только луч последний уходил –
Он в мастерской уже сидел.
На третью ночь портрет был мной закончен
Тогда заказчик мой,
Взглянувши на портрет, сказал:
Ну что ж, хорошая работа, мастер
Ты все-таки награду заслужил
Но от меня не жди ни серебра, ни злата
Все это для меня  - пустой лишь звон
За то, что душу в мой портрет вложил
Дарю тебе его на память
И помни впредь – ты всуе смерть не поминай!
Пока владеть им будешь
Мертвым ты не станешь…
А коль надумаешь – врачу его отдай
Теперь прощай – дела,
За ночи эти много накопилось…
И вот еще, запомни
Увидит, если кто портрет
В три ночи я к нему явлюсь – Прощай!

И тут же в мраке быстро растворился…
С тех пор прошло не мало лет
В момент какой-то, я со счета сбился
Хранил портрет тайком, в холсте
За время это стал богатым и не раз женился
 Детей родил и внуков воспитал…
Все жили счастливо и счастью б долго длиться
Одина из дочерей случайно тот портрет нашла
И двум другим успела показать…
Что дальше, догадайтесь сами
Но плача было много
И боль мою ничем не описать
Остались сиротами внуки
Жена не выдержав, слегла
Портрет хотел я сжечь
Но будто, кто связал мне руки
Решил с тех пор скорей его отдать…
Наследство, разделив, совсем остался нищим
Мне по делам моим воздалось, так и есть
Чтоб дальше не творить несчастий,
Решил, как завещали, я портрет врачу отдать.
И вот, не долго я искал, о вас мне говорили
Ардан – известный всем он врач
И многим жизнь он спас
Достоин! Меня слова такие убедили…
И вот я здесь – в материи портрет.
Готов его вручить тот час же
(протягивает Ардану сверток)
Помилуйте, примите смерти дар…

Ардан:

Скажи, любезный, сколько прожил ты?

Бродяга:
Моим годам уж счету нет…
Припомнить я могу лишь, что считал
Полвека я назад две сотни…
Помилуйте, примите дар, устал!

Ардан:

Принять мне от тебя сей дар
Равно убить тебя…
Хоть просишь ты о милости
У многих в изголовье я стоял
И принимал последний вздох
Как личное несчастье.
Я не могу принять такое от тебя!

Бродяга:

Ах (с горечью) видно мне проклятье
Всех пережить, кого я так любил
И дальше жить – зачем?
И начинать все снова в этом свете,
Чтоб страшную ошибку снова кто-то повторил…

Ардан:

Постой. Тебя понять могу я.
Уж если ты и впрямь так жаждешь встречи
С тем, кого так долго не встречал…
Пусть примет дар мой сын – не я!
(глядя в глаза Карсалу)
Тебе решать, задача не простая!

Бродяга:

Уж если не забыли вы, слова мои
Могу отдать я мой портрет врачу, никак иначе!
Ослушаться – навлечь еще беду
Грехов мне мало – Боже сохрани!


Ардан:

Спокоен будь. Мой сын такой же врач
В целительстве он верно служит людям
Отдай ему портрет. Он молод.
Я чувствую, что не спроста врачу
Завещана такая сила…

Карсал:
Отец, я так же как и ты
С трудом могу принять чужую смерть спокойно
Однако вижу, здесь в другом уж суть
(обращается к бродяге)
Что ж я готов принять – готов ли ты?

Бродяга:

Да сбудется мой рок – судьбы предначертанье
Пусть мой портрет старинный не принесет несчастий
Пусть слезы боли больше никогда
Не упадут на холст,
Свободен ныне я, сбылось мое преданье.
(Встает из-за стола и поклонившись уходит к двери, свет гаснет,
остается только пятно света на Карсале)

Карсал:
(держит портрет, обернутый в холст)
Подарок странный
И с виду не большой – но холст тяжел
Как будто в нем вся тяжесть судьб людских…

  Слуга:

(Снова вбегает взволнованный слуга… запинаясь)
Ваш гость, того… он на дороге
Прямо перед домом,… Боже правый
Откуда в поздний час такой повозка
Он прямо под колеса угодил…
Похоже насмерть бедолагу…

Ардан:
(Вскакивая со стула)
Скорей к нему! Быть может еще жив?

(пауза)
(возвращаются Ардан и Карсал)

Карсал:
Да, смерть странна
Его едва задело
Едва ли ссадины на теле есть…
Наверно, умер от испуга
Он стар уже, ему ль это стерпеть?

Ардан:

Сбылось предначертанье,
Сбылось и в сей же миг!

Карсал:

Быть может просто совпаденье
Да мало ли случается смертей
Хотя, от вести эдакой
Мороз идет по коже…
Так не ужель и предсказание право?
Каков же мой теперь удел?
(задумывается)
Открыть портрет я должен
И не страшась во внутрь взглянуть
Коль все это не сумасшедший бред
Ответы на вопросы наши так получить мы сможем…

Ардан:

Не торопись Карсал,
Подумай прежде
Заклятие  страшно
И знаю я, с кем мы имеем дело
Когда был молод я, как ты
И был еще мой путь врача недолог
Взывал я к жизни всякий раз
Когда стоял я у больного
Когда над жизнью, словно тень
Тень смерти нависала словно полог
Но вскоре понял я,
Что жизнь слаба пред нею
И сил моих порою не хватало
Тогда воззвал я к ней
Чтоб отступила, хоть на время
С нею заключил я сделку…
И всякий раз,
Когда бессилен был мой опыт
Пред нею представал,
И снова я просил, чтоб отступила…
Но если в том больном,
Желанье к жизни было слабо
То был он обречен
И с ней был разговор мой краток
И вот теперь Она сама
Ко мне  пожаловала в дом…
Я чувствую ее присутствие,
Как прежде пред больными
Она пришла, чтоб взять свое
Пришла, как тихий  путник
Я ждал ее, нет смысла прятаться
За ставнями стальными. 
Нельзя такой поступок совершить небрежно
Коль ты портрет откроешь сей
И взглянешь на него
Назад дороги уж не будет
И от судьбы своей уж не уйдешь
И до конца ты подчинишься ей

Карсал (задумчиво)
Судьбу свою я выбрал.
Вот здесь она  - под этим вот холстом
И раньше или позже
Не в этом смысл,
Суть в том, как мне пройти сей путь…
Порой слова твои страшны и не понятны
Ты будто в путь собрался… навсегда…


Ардан
Будь слову верен
Мне старику, уйти теперь не горько
В решимости твоей я до конца уверен!
А если мне судьбою уготован кончины день
Ты сожаления оставь до срока
Ее дыханья не страшись
В союзники возьми ты эту тень
И помни, сын мой
Смерть и врач наперсники навеки
И зла в ней нет, как нет его и всюду…
Но в сердце я твоем читаю скорбь
Скорбишь ты не о муках и судьбе
Есть женщина, которую ты любишь
Все больше тяготит тебя разлука.


 Карсал
Ты прав отец…
Мне видно чувств не утаить
Пришло оно  ко мне из ниоткуда,
И словно гром сразило наповал
И с этим я уже давно живу
Я знаю – это мука, но сладостное чудо
Что заставляет жить и кровь скорей бежать
Мне сил оно придало и надежды
Но знаю – безнадежен этот путь
Мне от нее ответа вряд ли ждать…
Да и чего мне ждать,
Когда она вокруг себя других не замечает
Предстал пред ней однажды лишь
Всего одной минуты мне хватило
И был насмешкой я вознагражден…
Инир – вот имя гордой девы…
 
Ардан

Увы, любовь – не легкая наука
Судить лишь ею жизнь – сплошная мука
Люби, и не страшись любви, как смерти
И муки, как награду ты прими
Судьбы твоей нелегкий путь
Пройди с достоинством, любви не потеряв
Вернется все и сторицей она вознаградит
И помни сын – никто не знает, почему мы любим
Наукой лишь одной того не объяснить
Как не понять того наукой
Почему всем час свой смертный уготован…
Теорий много, но досужих слов
Куда важней движенье сердца,
Которому дремать не время никогда…
Иди средь бурь житейских и отчаянья терзаний
Неси души свечу - всего она главней…

Карсал
(оставшись один, развязывает холст)

Быть может все это судьбы насмешка
И сумасшедший просто лгал
И смерть его - всего случайность
Не мудрено пропасть, когда такая спешка
(сбрасывает холст и смотрит на картину)
(пауза)
Странная работа,
Такое невозможно от скуки сотворить
Портрет как будто дышит
И смотрит на тебя
Как странен лик, что на холсте
Как  будто жив он и может говорить
(слышится странный звук, в котором угадывается одобрение)
Я тот час же его холстом закрою,
А то, не ровен час, увидит кто
И впрямь проклятье сотворится
Другим могилу я не рою…
(Убирает холст с портретом в угол)
Да, странна жизнь, странна судьба
Я молод, и с легкостью такой
Словно принял чашу с ядом
С надеждой распрощавшись навсегда
Ночь длинна, таинственна и нежна
В ее объятия легко я отдаюсь…
(Он садится в большое кресло в кабинете. Карсал в полудреме. На столе догорает свеча…
В углу рядом с портретом появляется темная фигура,
И медленно приближается к юноше…)

Темная фигура

Давно я жду тебя, Карсал…
Средь судеб смертных,
Твоя судьба – подарок для меня
Твои страданья – в радости забота
С твоим отцом – мы давние знакомцы
Его дела достойны уваженья
Не подчинялся он, и не перечил
И спорить дерзко не пытался
Был счастлив он своей работой…
Что ж дам тебе особый я талант
Ты многим сможешь дать надежду
Просить отсрочку – странная забота
Открыть глаза слепцу – вот истинный талант
Лишь об одном оставлю я наказ
Перечить мне не смей,
Я не сношу, когда мне смертные
Диктуют волю, словно боги…
Не зная много,
Пытаются учить меня что делать я должна…


(появляется светлая фигура и становится рядом с Карсалом.
Обращается к темной фигуре)

Светлая фигура

Сегодня день особый
Не часто так щедра ты
Мы обе исполняем волю свыше
И я в черед свой помогу немного
Тебе пусть улыбнется счастие любви
Люби, Карсал, и будь любимым
Испей до дна ты сладостную чашу
Хоть говорят, что боль,
Но без нее, чтоб стоила вся жизнь…

(Обе удаляются в разные стороны и исчезают)
(Через некоторое время в комнате появляется Ардан со свечей в руке. Подходит к спящему сыну и тихо говорит)

Ардан

Дыхание твое спокойно,
Но в складках губ забота затаилась
Как будто видишь беспокойный сон
Будь счастлив сын мой и слову верен
Чтобы не случилось, а мне пора
Свой долг отдать уже…
Ту, с кем так долго спорил,
Увидеть, наконец, я должен
(подходит к холсту, берет его и уходит)

(Утро. В гостиную быстрыми шагами выходит Карсал. Лицо его озабочено)

Карсал

Отец, предчувствие меня дурное беспокоит
Я странный видел сон сегодня ночью…
(через мгновение появляется Ардан)
Вчера, пред тем как я нечаянно заснул
Решил открыть я странную картину
Открывши холст, был я немало удивлен
Портрет был верно, как живой
В нем взгляд мой будто утонул…
Затем, я сон увидел странный
Ко мне как будто эта тень явилась
И о чудесном даре мне поведала она
Как будто опыт обрету я долгожданный…
Проснувшись, я все помнил,
Как будто все свершилось наяву
Но холст из комнаты исчез
И об опасности его, я тут же вспомнил.

Ардан

Я, верно, знаю, что случилось
Опасности другим в том нет
А холст я в кабинет свой ночью перенес…
И знаю точно, что тебе во сне явилось.
Считай, что эта тень  – твой покровитель
А холст тот - от нее тебе посланье
Сказать, я имени ее и сам не знаю
Скажу лишь, что сильна
Она теней всех в мире повелитель
И всякого, в его последний час
Она сопровождает непременно
Лишь раз, в тот миг, дано ее увидеть…
Тот дар, что ею дан тебе – особый
Напрасно ты его, сын мой, не трать
Как жизнь дана, чтобы любить
И если надо – ненавидеть…


Карсал (встревожено)

Скажи, ведь ты холста не открывал?


Ардан (после некоторой паузы)

Не беспокойся, сын мой, понапрасну
Нам жизнь дана, чтоб каждый мог
В ней смысл свой обрести
Обредши, жизнь становится прекрасной
Я смерти не страшусь
Давно я с ней знаком
И перед нею долг имею
Я много раз об этом
Долгими ночами размышлял
Не с пустотой я к ней иду
Пред тьмою смертной не робея…


Карсал медленно садится в кресло, задумывается.
Свет гаснет, сцена погружается во тьму.


 

В доме Ардана. Карсал одет в черную дорожную накидку. Рядом стоит слуга и держит дорожный сундучок.

Карсал слуге.

Ну, вот и все, Гаспар
В мой отчий дом, вернувшись,
Я вноь отсюда ухожу.
Увы, с тяжелым сердцем
К судьбе своей отныне повернувшись.
Отец мой, мир земной оставил
Так, будто точно знал он срок
В постели после ночи не проснувшись.
Стою я здесь, и в целом мире
Души родной мне не найти
Лишь ты слуга наш,
Как прежде ты мне верен
За все тебя хочу благодарить
Пред тем, как прочь совсем уйти.
Ты жизнь свою связал
С семейством нашим
Ты мне роднее всех теперь
Возьми, отец тебе вот это завещал.
(старый слуга отворачивается,
пытаясь скрыть слезы. Карсал протягивает
ему шкатулку.)
Мы не были богаты, знаешь ты
Здесь средства небольшие
Прости, коль словом или делом
Невольно оскорбил тебя, мой друг
Быть может, свидимся еще на этом свете,
То знает Бог… Далек мой путь.
И пусть на нем замкнется
Моей судьбы и жизни круг.

(Уходит)


 


Сцена 4.

По середине сцены стоит крестьянская повозка. Под навесом сидят  крестьяне. С ними, чуть поодаль Карсал. Одежда его заметно истрепалась в дороге, он выглядит усталым. Крестьяне тихо беседуют между собой. Карсал ест нехитрую пищу.

Карсал (размышлет вслух):

Моим скитаниям без малого, как год
Земель я  исходил уж много
Что видел я все это время
Что освещал мне вечный небосвод
Сменялись люди, наречия сменялись
Сменялся их наряд и быт
Но перемен в людских заботах
Не видел я нигде. Всё теже оставались.
Лечил не мало и, опыт пополнял,
Все больше я о жизни узнавая
В сей час же к смерти прикасаясь
От сердца своего тоску я проганял
Нет, в нем безразличия трава не проросла
От знаний горя и безмерной муки
Скорее жинь сама, как камень дорогой
Сиянья свет в оправе новой обрела...

Слышится шум. Вбегает крестьянин. И, остановившись около сидящих людей, озираясь, кого – то ищет.

Крестьянин:

О, люди добрые, мнеб Господа молить
Когдаб молва такая по земле, как ветер
Вперед великого ученого идет
Его нужна мне помощь, хоть не жить...
Быть может, вы встречали человека,
В плаще, с дорожным сундучком
Он странно выглядит, но стать в нем дворянина
Его ищу давно, казалось уж  полвека...



Один из толпы:

Есть тут один чудак
Он с нами ночь здесь коротал
Он молчалив, задумчив
И выглядит скорее так...

(Указывая в сторону Карсала)

Да вот он, сам суди
Коль милостив Господь
То кончены твои исканья
Не медли же, к нему иди...

Крестьянин (подбегая к Карсалу):

Молю вас, господин,
Когда б я был богат, врачей искусных
Смог бы я нанять и вылечить жену
Надежда вы один
Ведь, вы тот самый лекарь
О ком молва идет по всей округе
Вы бедных лечите, калекам помогая
Всяк знает вас: крестьянин, плотник, пекарь...
Жена моя слегла, тому уж месяц будет
В бреду она, и жар ее сжигает силы
Вся бледная, как мел
Помочь прошу, Господь вас не забудет...

(Падает на колени перед врачом. Карсал поднимает его с колен.)

Карсал:

Я врач, увы, а не волшебник
Не много дам надежды я тебе
Коль будем мы сидеть смиренно
В руках обычно не держу я требник.
И если хочешь знать, то не страшись
Мои приемы не всегда понятны
Судьбы, отнють, мне вовсе не вершить
Кто служит смерти, тот не будет знатным...




Крестьянин(немного смутившись) :


Слова мудрены ваши, о, ученый муж
Но мне крестьянину простому
В том досады нет и быть не может
Поторопиться б нам, я беспокоюсь уж
Дорога здесь не дальняя, ей ей
Но затемно успеть бы не мешало
Скорее, мой господин, садитесь
Помочь, сказали, сможете вы ей...

(уезжают в повозке)

Сцена 5. (в доме крестьянина)
(Карсал сидит у кровати больной женщины, рядом собрались ее родственники)

Карсал (трогая ее лоб):

Да, вовремя я здесь
Не много сил  осталось у нее
Сейчас я дам ей снадобья, что силы укрепляют
Но в этом опыт мой, увы, не весь
Теперь я попрошу всех удалиться прочь
И не пытаться даже ухом к щели прикоснуться
Тому, кто будет дерзко глуп, чтоб подсмотреть
Не  в силах буду я помочь...

 (Родственники начали обеспокоенно переговариватьбся, глядя на Карсала. Уходят из комнаты.)

Голоса из толпы
И вправду, странен лекарь сей
Но не похоже, чтоб был он невсебе
Кто сможет с самой смертию тягаться
Уж верно должен быть в согласье с ней
Все выйти вон скорее поспешим
Нам остается в руки жребия отдаться

(Все выходят. В комнате при свете свечи остается Карсал и умирающая женщина)




Карсал:


Как странно, снова тишина...
И жизни угасающей дыханье
В который раз я прикасаюсь к тайне
Но ближе не становится она
Чтож, я просить смиренно буду
Чтоб отступила ты на шаг один
Чтобы продлиться жизни ты дала
Вовек твоей услуги не забуду...


Темная фигура (появившись из тьмы):


Несчастной этой час уже пробил,
Что в продолжении пути земного?
Лишь продолжение страданий, ничего...
Зачем, Карсал, ты  за нее просил
(Подходит к постели женщины и распахивает полог)
Ей с детских лет судьбой была
Тяжелая работа в поле, на дворе
Натружена рука, спина согбенна
А ведь она еще как будто молода.
Страданьями разбито тело
Усталость из ее сочится пор
Что в этой жизни видела она?
Пожалуй, сделаю свое я дело...


Карсал:


Постой, прошу тебя, не торопись
Не отнимай у страждущей дыханья
Просить я снова стану: Отступи!
Прошу, на дерзость не гневись
Молю я за нее лишь потому
Что там, за стенами ждут дети
Она нужна им, ее любовь их греет
И большего тепла не дать им никому...






Темная фигура (усмехаясь):

 
Оставить жизнь, забавы ради лишь
Чтоб счастье иллюзорное продлить
Ты просишь не о том, Карсал
А тех, кто убивал ее, простишь?
Заслужит ли прощения, все зло
Что люди причиняют незнакомцам
Порой забавы ради, просто так…
Коль скоро здесь я, взять должна свое
Досужих разговоров продолжать не стану
Надежда есть всегда, ее не отниму
Вот слово для тебя последнее мое
Три дня я стану ждать,
Несчастную не трону, как ты хочешь
Но выслушай  условие мое
И статься, ты сомнений толику отбросишь
Несчастной этой жизни я не отниму
Лишь, если кто-то из родных
Уйти согласен будет за нее
Тогда лишь отступлю и все приму...
Сейчас прощай, Карсал, пора
До скорой встречи, уж светает...


(Темная фигура удаляется. Карсал остается один с больной женщиной. Не заметно он засыпает в кресле. Через некоторое время тихо входит крестьянин, муж умирающей)


Крестьянин(слегка трогая Карсала за плечо) :


Мой господин, уже светает
Ночь целую сидели напролет
Вам выспаться б, поесть,
И по лицу заметно – силы ваши тают...

 

Карсал (проснувшись):

Да, ночь, так незаметно пролетела
Что не заметил я прихода утра
Больная спит, ей стало лучше
Я дал еще лекарства ей,
Оно подействовать успело...

Крестьянин(обрадованно) :
 
Волшебник Вы, мой господин
Нет благодарности моей предела
Я вас блогадирить хочу, останьтесь
Ведь не спешите вы, куда вам – вы один...

Карсал (вздохнув):

(в полголоса)
Прав ты, спорить  я не стану
Один теперь на свете я
Скитаний длинный путь…
Быть может, я когда - нибудь устану…
Ну а пока, сей перст, укажет мне дорогу
Мне выбирать его, печали нет
Я жду рассвета, иногда закату рад
И что-то понимаю понемногу…
(громче)
Что ж,  приглашение приму
Останусь на три дня
Тем более, она слаба еще совсем
Но мне сказать вам нужно ...
Слова мои, скорее, непонятны будут
Я вас прошу меня скорей понять
Насколько ваше сердце вам поможет.
И умоляю вас, себя предостеречь
От выводов поспешных и упреков
Быть может, вы меня сочтете колдуном
Но, впрочем,  не об этом речь…
Супруге вашей жить еще дня три, быть может
Что потом? О том она сама сказала мне
И сотня снадобий  не в силах ей помочь
Лишь человек один помочь ей сможет…
Один из вас, скорбящих или праздных
Что кровью или клятвою с ней связан
Решившись, жизнь в обмен на смерть ее отдать
Сильнее будет эликсиров разных…
Скорее, смерть принять он должен
Мне в этом злого проку нет,
Сей промысел, мне не подвластен
Я врач, а не убийца, знаю, выбор сложен…


 
 
Крестьянин (испуганно, в смятении) :

Мой господин, да что же слышу я
Пусть мой исчезнет слух
Ведь вы же христианин, врач
О жертве вы толкуете, а это ведь семья.
Как можете представить вы такое
Чтоб кто-то добровольно на смерть шел
Пусть даже ради самого родного
Самоубийство – дело не благое…
Скажите, если что - то надо вам
Богатства нет у нас, но кое – что имеем
Все деньги я готов отдать и приплачу еще
Могу скотиной и еды вам дам.
Хотите, дочь мою берите в жены
Она красавица, умна и скромна
На мать свою похожа, так и есть…



Карсал (раздраженно):


 Я вам о жизни говорю ее и о спасении
Понять вам смысла, видно, не дано…
Настаивать не в силах я, то воля ваша
Теперь молитесь о великом провидении.
Но слово я свое сдержу и рядом буду
Здесь неусыпно буду жизнь ее стеречь
Как огонек свечи, ее рукой прикрою
И каждый вздох ее в молитвах не забуду…


/В это время слышится шорох и шаги, где – то под дверью. Карсал вскакивает со стула, быстро подходит к ней и открывает. За дверью никого не оказывается./   

Нет, видно, показались мне шаги
Еще раз говорю я вам, никто, никто
Не должен знать о нашем разговоре
Пусть в комнате больной не будет ни ноги…

/Крестьянин послушно кивает в ответ и уходит. Карсал вновь садится в тоже кресло, и, что-то бормоча сквозь сон, вскоре засыпает. Дверь открывается и входит младший сын женщины, подросток 12-13 лет. Он тихо прокрадывается в комнату и садится на пол рядом с кроватью умирающей женщины. Прижимается щекой к ее руке/




Мальчик (полушепотом):

Какой он странный этот человек
Похож на доктора, душою добр
Так почему же мать не хочет он спасти
Продлить ее и без того нелегкий век…
О, если б  знали небеса, как я хочу
Чтоб вновь она, поднявшись, улыбнулась
И к солнцу взгляд могла поднять
За это я любую цену заплачу.

/Внезапно просыпается Карсал, вместе с тем из тьмы выходит темная фигура и подходит к мальчику/

 Карсал (взволнованно):

Постой, прошу тебя, моя вина здесь
Я готов отдать за это долг сполна
Его не трогай, он еще ребенок
Я пред тобою, меня возьми, твой весь…

/Карсал опускается на колени. Темная фигура останавливает его речь жестом руки/

Остановись, Карсал! Тебя мне взять взамен?
Не забывай, что связан, страшной клятвой
И дважды тем же не клянись
Каков же может быть обмен?
Постой, мне не мешай теперь
Пришла я не за кровью юной
Не за стенаньями и плачем
За словом я пришла, поверь!
/Поворачивается к юноше. Тот немного напуган и смотрит на Карсала/
Не бойся, подойти ко мне…
Скажи мне юноша: Боишься ль смерти ты?
Пока мой капюшон опущен
Бояться нечего тебе!
Ты произнес над матерью своею
Что ты готов отдать любую цену
За жизнь ее. Так если хочешь
Тебя надеждою согрею…
Коль повторишь ты клятву
Глядя на меня, что жизни не жалея
Пойдешь на смерть, чтоб солнце подарить
За ту, что матерью всегда была  твоею
Ей дам я срок, и жизнь ее продлится
Но ты пойдешь со мной
В пристанище теней
Там, где усопшим мирно спится
Готов ли ты теперь?

/Карсал вновь делает попытку заговорить, но фигура вновь останавливает его движением руки. Мальчик в смятении, бледен и еле стоит на ногах. Карсал идет к нему, чтобы поддержать его/

    Мальчик (после паузы):

Я знаю, кто ты, темный дух
Пришел ты мать мою забрать.
Я не отдам ее тебе, я не посмею
Чтоб свет в ее глазах потух.
Мне страшно… /глядя на Карсала/
Но клятву повторить готов /глядя в лицо темной фигуре/
Пусть мать живет теперь
Что ж до меня – не важно…
/Опускает голову, плачет. Через некоторое время его тело повисает на руках у Карсала /

Карсал:

Что я наделал…?
Как жить с таким мне грузом
Как мне причину объяснять
Что я для жизни, смерти сделал…
/Через некоторое время поднимается с постели женщина, озирается вокруг невидящим взглядом/

Женщина:

Кто здесь? Где сын мой?
Что со мной случилось?
 Мне сон привиделся,
Я будто умерла…
Здесь сын мой был
Он за меня молился…
Что будто с ним
Здесь кто-то говорил
Из тьмы, из самых недр
Я умерла, а он со мною не простился…

/Из тьмы выходит темная фигура и ведет мальчика за руку. Тело мальчика продолжает лежать на руках у Карсала./


Темная фигура:

Нет прока в смерти юной…
Судьба иная предначертана ему.
В нем сердце благородное и сила
Еще для мира позвучат те струны.
Пусть для тебя уроком будет, мой Карсал
В напрасных жертвах мало толку
Когда для жизни смерть нужна
Быть может это то, что долго ты искал?

/ Отпускает его руку… Мальчик идет к своему телу… Свет гаснет. Пауза. После того как свет, вновь загорается, на сцене остается лишь одна кровать на которой сидит женщина, обнявши живого сына/


Сцена 5.

Карсал отдыхает у дерева. Вдали слышен конский топот и лязг металла .
На сцену вбегают вооруженные люди в латах. Они хватают Карсала.

 
1-й офицер:


 
Смотрите, вот еще шпион
Весь здешний лес кишит изменой
Вяжите к дереву его, а ну-ка, ты
Мне выясни, кто он! 
/Солдаты вяжут Карсала к дереву. Через некоторое время один солдат подбегает к офицеру с докладом/


Солдат:

Мой господин,
Узнать нам удалось не много…
Он говорит, что врач
И путешествует один.
Есть у него дорожный сундучок
В нем только склянки и микстуры
Да, вот еще, вот этот свиток странный
Его в одежде прятал дурачок…
Здесь не иначе донесенье
Для вражеских полков, мой господин
Что делать с ним, он ничего не скажет
Устроим, твари, праздник вознесенья? /смеется/

1-й офицер (разглядывая свиток):


Ты прав, похоже, бригадир
А свиток надо маршалу доставить
Пусть он решит, что делать
Наш маршал – славный командир!
Но я сначала должен убедиться
Что в свитке есть хоть толика измены
Сам прежде прочитать я должен
И мыслью о награде насладиться
/Начинает открывать свиток. Карсал кричит ему./


Карсал:
Не открывайте свитка,
Там погибель
И если глаз коснется полотна
То действие его
Подобно смертного напитка. 

1-й офицер (останавливается и смеясь обращается к солдатам ):

 
Смотрите, он запугать нас хочет
Вот безрассудства верх
Ты видно парень глуп
Могильный червь уж над тобой хохочет.
/Прекращает открывать свиток и сует его за пазуху/
Изменника повесить на суку…

 
/Солдаты готовят место казни. Карсал сидит связанный  под деревом. Неожиданно появляется темная фигура/



 Темная фигура:

А-а-а, привет Карсал
Как поживаешь? Не скучал?
Прости иронию мою…
Меня ты будто не признал?
Я знаю, каково быть на краю
Несметное число приговоренных
Мне приходилось видеть на веку
В темницах, тюрьмах и в боевом строю
Спросить тебя хочу,
Не страшно умирать тебе
Я вижу, страх твое сжимает сердце
Ответь, как есть, я вовсе не шучу…

Карсал:

Боюсь ли я?
Да! Страх мое сжимает сердце
Любая тварь земная жаждет жизни
Хоть под нависшим каблуком,
Хоть пред петлей на эшафоте…
Осталось мне лишь вспомнить
Всю жизнь прошедшую мою
Все, до единой капли
Что я успел исполнить
Но более того, что сделать не успел
Что может смертный пред тобой?
Смириться, если нет другой причины
Чтоб жизнь свою в борьбе добыть
Ты вовремя! Теперь совсем я твой…
Я чувствую, твое дыханье рядом
Морозным холодом скользит
Внушая грусть, унынье и досаду
Такая смерть глупа: повешенный солдатом…
/Появляется светлая фигура/


Светлая фигура:


Карсал, унынье – это слабость
Хоть перед ней, хоть предо мной
Ведь я бываю тоже не проста
Но этот труд всегда на радость…
Что может человек,
Когда он наг пришедши
Когда уходит он нагим
Так скоротечен век…
А страсти, все добыть
И овладеть достатком
Так хватка велика
Тот счастлив,
Кто счастлив просто быть!
Кто бытие свое,
Все кожей ощущает
Кто дышит воздухом
Так словно мед он пьет
И в сердце кто надежду носит
Тот счастлив, тот живет…
И вновь пройдя чрез испытанья
В сто крат сильней, чем златом
Он будет награжден
Любовь тому награда в сердце,
А суть любви, есть мира пониманье…
В твоем я сердце вижу огонек
Он теплится, как тусклая лампада
Но свет ее красиво постоянен
Кто скажет, мой Карсал,
Что он на смерть тебя обрек…


  /Тем временем солдаты подготовили веревку и направились за Карсалом. Солдаты поднимают его на наспех сделанный эшафот, и одевают на него веревку /


   


 Солдат (обращаясь к офицеру):

Мой господин, изменник тянет петлю
Прикажешь туже затянуть?
А может пусть посушит ноги
Им ни когда уж землю не топтать
/Смеется. Подходит офицер. Обращается к Карсалу/


1-й офицер:
 
Войны законом, законом короля
Приговорен изменник к смерти
Повешен будет сей же час
Измену скроет пусть земля
Скажи несчастный, есть желанье
А может, хочешь слово ты сказать
Есть две минуты у тебя
Пред исполненьем наказанья.

Карсал:

Прошу вас господа, нет умоляю
Тот свиток не носите никуда
Заройте здесь, со мною
Иначе быть беде, я знаю…

/солдаты смеются/

1-й офицер:
Упрямец… Решено все
Тот свиток нужен маршалу
Он за него отплатит златом
Ты все сказал или еще?
 
Карсал:

Коль вы хотите свиток маршалу отдать
То и ему грозит опасность, говорю
Увидит, если кто его
Умрет в три дня, не надо и гадать…

1-й офицер:

Что ж, за наставления спасибо 
Я вижу, ты умен, в науках смыслишь
А свиток что? Отравлен? Говори!


/В этот момент над сценой поднимается черная тень. Слышен стук копыт. Крики и ржание лошади. На сцену вбегает адъютант/

Адъютант:


Немедленно отставить казнь! Где он?
За произвол вы все под суд пойдете! 
Вот маршала указ,
Чтоб всякого к нему доставить
Кто будет пойман здесь
Средь них всегда лазутчик иль шпион! 

/Свет на сцене гаснет. Слышны военные трубы и конский топот./




 Сцена 6.

В палатке у маршала сидит связанный Карсал. Вокруг гвардия и офицеры. 

Адъютант:

Великий маршал, мой командир,
Лазутчик этот пойман был в тылу
Он выглядит, как безобидный лекарь
Не поспеши бы я, червям случился б пир!
По вашему приказу был  доставлен
С ним был вот этот ящик
Где склянки он хранит и препараты
В одежде свиток найден
Да если посмотреть, шпиона он образчик…

Маршал:

Врагу мы не даем пощады,
Его союзникам мы тоже сеем смерть
И если ты шпион, повешен будешь
Тем, кто поймал, достанутся награды…
Скажи мне: лекарь ты или лазутчик?
И если нет вины твоей,
Тебя лишь высечь обещаю
Ты был один или с тобой попутчик?



Карсал:

Великий маршал, я один скитаюсь
Я лекарь, только и всего
Лечу людей, хожу от места к месту,
Что платят мне, я тем перебиваюсь…
Прошу лишь об одном тебя
Оставь мне свиток, его не открывай
Там то, что людям не подвластно
Я клятву дал, прошу простить меня…

     Адъютант:

Мне офицер в докладе рассказал,
Что свитком отравить грозился
Всех, прикоснувшихся к нему
Вот этот свиток,
Держать в руках без лат никто б не стал…

/держит свиток в железной перчатке/

Маршал:

Хитра уловка, лекарь, что сказать,
Но знай, меня ничто не остановит.
Не раз глядел в глаза я смерти,
А ты тряпицей хочешь напугать!

Приказываю, свиток вскрыть немедля!
 

 /Карсал опускает голову. Адъютант разворачивает свиток и  смотрит  немигающим взглядом на холст. Лицо его бледнеет.
Он передает свиток маршалу. Тот тоже смотрит внутрь и бросает
Свиток на стол/

Маршал:

Ты лекарь, не колдун случайно?
Тебя бы утопить в реке
Такого  я еще не видел
Портрет ужасен! В чем же тайна?




Карсал:

Просил я, видит Бог, не открывайте свитка
В том воля не моя, что я ношу его с собой
Достался от бродяги одного
Со смертью он поспорил не удачно
Портрет подобен смертному напитку…
Увы, но тот, кто взглянет на него…
Увидит смерть свою на нем
Всего три дня, не больше
Осталось для того.

Маршал:

Ты верно, бедолага, сумасшедший
Что веришь в эти сказки?
Ты сам, наверно, все и сочинил
От зелий, видно, одуревший…
Но мой палач, как есть, рубака славный
По шее он твоей уж точно не промажет
И я клянусь наградами и званьем
Что ты вперед меня увидишь смерть
Ужасной будет, обещаю
Поплатишься за ересь наказаньем! 
Сейчас же свиток сжечь!
И по ветру весь пепел разметать,
Позвать сюда немедля стражу…
И лекаря как следует стеречь!

/выдвигает и задвигает меч в ножнах/ 



Военный лагерь. Спят солдаты. У огня сидит Карсал, рядом стоит темная фигура. 

Карсал:

Не уберег я свиток, уж прости!
Упрямцы все ж в него взглянули
Война и кровь затмили разум,
Не смог я их от них же и спасти…
Портрет сожжен, а пепел брошен в поле
Что делать мне теперь?
Что с клятвой, что несу?
Скажи мне, что теперь? Я волен?


Темная фигура:
Ах, бедный мой, Карсал
О клятве говоришь,… о воле
Скажи, чья клятва будет крепче?
Того, кто праздно их дает,
Или того, кого должны повесить в поле?
Ответ  теперь ты знаешь сам, Карсал
Мои слова теперь – пустое…
А воля – что есть она?
Когда не волен над собой никто…
Мечтать о воле – иллюзии питать
Увы, блаженна простота…
Куда вольней любого мудреца,
Который в знаниях себе нашел свободу
Уменье жить в ладу с собой самим 
Вот воли чувство – не для красного словца…
Но, час уж пробил, время скоротечно,
Набаты бьют, слышны уж голоса
Не будет здесь покоя никому
Кто думал век прожечь беспечно!
Здесь снова воцарилась тишина
Сам человек свое спокойствие украл
Украл, когда зажег мой свиток
Мои в том пепле были семена
Его рука посеяла их в поле
Настали черной жатвы времена
Здесь будет стон и плачь и горе…
(говорит шепотом, медленно растворяясь в темноте…)
Пусть свитка нет,  уже не важно
Благословение свое тебе я сохраню
Не для забавы,  еще тебе не все известно
Ступай вперед, Карсал, живи отважно…
(на сцене воцаряется темнота) 
 

 Карсал (оставшись один):

Что значили слова твои,
О, темный мой учитель
Каких  мне ждать превратностей судьбы
Чего еще не знаю я? Сложна твоя наука.
Мой разум – ты, покоя похититель!



Сцена 7.

Карсал подходит к стенам города, прямо перед городскими воротами. У ворот сидит нищий в лохмотьях. Вокруг города отблески костров. Над городом поднимается темный дым.

Нищий (обращаясь к Карсалу):

Святых угодников пусть дрогнут лики
Твоя судьба вся на твоем челе
Ты путник, видно, издалека держишь путь?
У нас не праздник и не пир – здесь мор великий!

(Немного отпрянув назад и указывая со страхом позади Карсала)

А кто это твой спутник, господин?
Да, видно, ты мой друг,
Смерть за собой ведешь!
Иль это мне мерещится?
Блаженный! Видишь ли, вокруг?
Постой, мне имя кажется известно
О, благородный муж, ты ль это?
Зовут тебя Карсалом, ведь? 
Ты славен! Скромность ли уместна?
Зачем пришел сюда ты?
Ведь этот город проклят…
Так говорят – война приносит смерть,
Нет победителей, увы, мертвы все!
Всех косит черная старуха
Земли да, содрогнется твердь…
Великий маршал мертв,
А он грозился сжечь все города!
Послушай, говорят, ты был в плену.
Тебя пытали. А ты сумел всех хитро обмануть
И маршалу и войску всыпал яд какой-то
И опустил над войском смерти пелену…
Но, если ты такой великий чародей,
Скажи, как нам спастись от мора?
Как уберечь детей и жен?
Скажи, кому молиться за грехи людей?
    


 Карсал (спокойно бросая нищему золотой):


Возьми, брат мой, не брезгуй.
На золоте, что видишь ты, нет крови
Я слышал, мое тебе известно имя
Хотя, тебе знать это имя бесполезно…
Коль здесь я, значит так судьбе угодно
Когда-то, много лет назад
Я юношей покинул город этот
Ведь нет того, кто от судьбы живет свободно.   
Ты говоришь, что смерть здесь правит бал?
Что ж значит там, где надо я!
Ошибки нет, глупец,
Я вновь по адресу попал…
Возьми еще монету, нищий
И к герцогу меня веди
Я здесь, чтобы судьбу искать
Ведь от добра – добра не ищут!
(уходят в открывающиеся ворота)   


Продолжение следует.