Ч. 2 Что заказывали, то и получите

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/02/15/2229

Правительство дало «добро» и Балтийскому заводу заказали пять лодок усовершенствованной конструкции. Но грустные результаты русско-японской войны побудили заказать ещё шесть подводных лодок типа "Голланд" Невскому заводу.

 Джон Голланд к тому времени уже успел договориться с японцами, поэтому у него удалось купить только одну лодку, изготовленную фирмой «Фултон». Эта лодка послужила образцом для постройки остальных. Её назвали «Сом».

 Конкурент Голланда, американский конструктор Симон Лейк ещё в 1902 году предлагал российскому морскому министерству купить у него опытный образец подводной лодки «Протектор». Однако военные колебались, потому что у Голланда уже сложилась устойчивая репутация, а Лейк был новым действующим лицом на сцене мирового бизнеса.

В 1904 году «Протектор» всё же купили, переименовав его в «Осетра». С великой тайной, ставшей, благодаря пронырливым корреспондентам,  известной всему миру, подводную лодку на пароходе доставили в Россию. Потом «Осетра», который успел затонуть у стенки Балтийского завода во время испытаний, подняли и перевезли на Дальний Восток, а двадцать пять членов экипажа и заводских работников, находившихся внутри лодки во время того злополучного внепланового погружения, похоронили.

Для перевозки «Осетра» по железной дороге из Петербурга во Владивосток построили специальные вагоны. Транспортировка прошла успешно, правда, пришлось укреплять мосты, да и поволновались при провозке через тоннели. Но всё обошлось.

В том же году заказали Фридриху Круппу три подводные лодки. Тот так обрадовался заказу, что в благодарность подарил маленькую опытную подлодку с электродвигателем. Она имела водоизмещение всего  лишь 17 тонн, назвали её «Форель». Лодку испытали и вслед за «Осетром» отправили воевать на Дальний Восток.

Заказанные Круппу подлодки строились на «Германских верфях» в Киле. Никакого влияния на ход русско-японской войны подводные лодки не оказали, хотя некоторые авторы считали, что японцы их очень испугались и только потому отказались от замысла морской блокады Владивостока. Конечно, приятно думать, что враг был напуган, особенно в плане военно-патриотического воспитания. Хотя возникает и некоторое сомнение, учитывая поражения России на суше и на воде.

Русско-японская война окончилась, и все сразу успокоились. Работы в области подводного судостроения продолжались ни шатко, ни валко. С чем же подошли к новой войне, ещё более жестокой и суровой, чем русско-японская?

Заказанные Круппу подводные лодки строились по образцу немецкой подлодки U-1. Их назвали «Камбала», «Карп» и «Карась». Когда заключали договор на постройку подводных лодок, наши представители не оговорили внесение изменений в их конструкцию на основе результатов испытаний и приобретённого опыта. А дело-то было новое. Немцы в свои лодки вводили такие усовершенствования, а в подлодки для России нет: мол, что заказывали, то и получите. Почему российские представители не заключили дополнительный договор, убей бог, не понимаю.

 Подводная лодка U-1 вошла в строй германского флота в 1906 году. Её надводное водоизмещение составляло 235 тонн, а подводное – 280 тонн. Судно было длиной одиннадцать с половиной метров.

Лодки подобного типа предназначались для действий в прибрежных водах, для защиты военно-морских баз во Фландрии, и для боевых действий у юго-восточного берега Англии. Каждая лодка имела на вооружении две торпеды, а односторонняя связь с командованием поддерживалась с помощью (спокойно, не падайте со стула, уважаемый читатель!) почтовых голубей!

В первый год войны подлодки типа U-1  несли на себе огромную нагрузку. Еженедельно, по 2-3 суток они проводили в море. Кроме того, в начале войны, пока не была открыта школа для подводников, на этих судах обучались экипажи для других подводных лодок. Эти труженицы моря понесли самые тяжёлые потери во время войны, и к 1918 году все были потоплены.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/17/913

На фотографии: подводная лодка U-1