Честная реклама

Сергей Зеленяк
               


               

     На войне внутрь употребляется любая жидкость содержащая алкоголь. Пьётся всё, что удаётся достать или сварганить собственными силами, начиная от элементарной браги и заканчивая элитными сортами коньяков и прочих изысканных напитков, когда таковые добывают в качестве трофеев.

      Пьют практически все. Пьют, чтобы снять накопившийся стресс, по праздникам, чтобы согреться, чтобы страх из ума и сердца изгнать, чтобы звёздочку очередную обмыть или награду полученную, от тоски, от скуки, от желания выпить, без повода и желания, только потому, что появилась такая возможность. Да и врачи рекомендуют в умеренных дозах.
 
      Ещё кроме всего прочего, водка нужна для того, чтобы всевозможные комиссии, боеготовность  и состояние текущих  дел проверяющие,  встречать. Потому, что войска проверяет вышестоящее командование постоянно. Как ни крути,  проверяющие – это гости, а как полагается по русскому обычаю гостей встречать и провожать всем известно. Тем более, что гости эти ещё вчера может с тобой в одном полку служили, или с кем  - то из них учились вместе, на учениях или может сборах встречались, а если ничего этого не было,  значит будет, значит познакомиться надо, а за знакомство соответственно и по сто граммов употребить. И если, не дай Бог, у «встречающей стороны» не окажется в наличии  «горячительного»,  то этот факт может существенно повлиять на выводы, которые сделают проверяющие по окончании своей работы и выводы эти будут далеко не положительными.
     Однако, официально любое спиртное в районе боевых действий находится под строжайшим запретом, потому как его употребление может привести к очень печальным последствиям, но вопрос как без него обойтись,  до сегодняшнего дня остаётся без ответа.
     Ценность этого пищевого продукта неимоверно возрастает вследствие того, что в нормах продовольственного снабжения спиртное отсутствует (подводники не в счёт), приобрести его в торговой сети (достать, выменять и пр.) не всегда представляется возможным,  по той простой причине, что при ведении боевых действий войска почти всегда располагаются вне населённых пунктов. Части и подразделения стоят в поле, в лесу, в горах  в зависимости от характера местности и выполняемых ими задач. Как Вы сами понимаете, торговые точки в таких местах отсутствуют, а общение с местным населением сводится к минимуму.

     Самовольно место дислокации покидать нельзя.  Во – первых, страшно. Неизвестно, что ожидает тебя за линией боевого охранения,  и не лишишься ли ты головы, или какого – нибудь  другого жизненно важного органа,  вместо того, чтобы получить желанное удовольствие. Неизвестно ещё и, что подсунут тебе взамен спиртосодержащей жидкости в местной торговой точке или  торговцы  алкогольной продукцией из числа «сердобольного» местного населения (в тех случаях,  если всё же имеется  возможность посещать населённые пункты) и в каком состоянии проснёшься ты утром и проснёшься ли вообще. Случаи смертельного отравления среди военнослужащих в Чечне были обыденным явлением.  Но, когда это страх настоящих  русских мужиков останавливал?

     Для самых отчаянных и существует  во – вторых.
      Это посты боевого охранения, задача которых состоит не только в охране и обороне от неприятеля основных сил, но и в том, чтобы никто из «бесстрашных»,  в своём желании употребить, не покинул место расположения. Не пропустят посты за вверенную им территорию никого.  Как ты ни умоляй часовых, как ни проси.  Так, что «сгонять» в магазин  за влагой вожделенной,  в привычном понимании этого слова практически невозможно.

     Учитывая вышеизложенные причины, основной объём алкоголя попадает в места  временной дислокации  войск с подвозящими материальные средства  колоннами.
     История, которую я хочу рассказать произошла во время второй чеченской
войны.

     Приехали мы как – то с тыловой колонной в славный город Владикавказ. Загрузили  на базах автомобили боеприпасами, продовольствием, дровами, бензином и соляркой наливники наполнили, ну и как водится,  водочкой  и вкусностями всякими на базаре запаслись. Немного мы  в тот раз её окаянной  взяли, ящиков десять, не больше. На третий день после прибытия, собрались восвояси отчаливать, уже и машины завели и тут на базе нашей армейской подходит  ко мне знакомец один, из снабженцев, Петром его звали, и говорит: » Мы недавно небольшой заказик для  Москвы выполняли, ты же генерала Петрова знаешь из Главка?»
 - А как же, конечно знаю, - отвечаю я Петру, - он в прошлую мою командировку к нам в Шали приезжал, там и познакомились.

  - Так это для него.  Ему скоро пятьдесят пять  исполняется, - продолжает Петя, -  Он  меня на юбилей водки попросил прислать, очень уж нашу осетинскую уважает, ну я ему и отправил с оказией двадцать ящиков, а чтобы уважить старика, ещё и приятное ему сделал. Заказал я к этой водке этикетку соответствующую, на которой он сам в генеральском мундире парадном, с орденами и медалями, в фуражке изображён. У меня в рекламном агентстве знакомая одна  работает, вот она за небольшую цену мне по фотографии генерала этикеточки – то и напечатала. И контрнаклейки,  и кольеретки всё чин – чином. Водку я самую  обычную на заводе взял, не пошлёшь же генералу палёную, а этикетки сами прилепили, и теперь она фирменная стала. Солидно получилось. Спецзаказ. Смотри.  Он достал из бокового кармана зимней куртки пачку этикеток. С яркой цветной наклейки на меня смотрело знакомо лицо генерала Петрова в мундире и при регалиях, в овальном обрамлении  из лаврового листа, а под ликом генеральским игривым шрифтом было выведено название продукта – Водка Петрофф. На  контрэтикетке, все достоинства той водки описаны. Что вроде как изготовлена она из отборных пшеничных спиртов, и что молоком очищена и через золотые фильтры пропущена, внизу шрифтом помельче рекомендации по употреблению имеются.   Ха! Не знаем мы как её употреблять.
 
     - Красиво исполнено, - повертел я в руках наборчики, - Хороший подарок генералу будет. У них же в Москве водки нет…
     - Ага, и с колбасой копчёной и с, фруктами напряг. Мы  понимающе засмеялись, потому, что оба частенько выполняли подобные заказы.
 - Возьми себе, - продолжал Пётр, ты же тоже водку в поле везёшь, будешь там своё начальство «генеральской» угощать. А это тебе лично, с барского плеча подарок, - Пётр протянул мне полиэтиленовый пакет и усмехнулся,- Выпьете за здоровье юбиляра. В пакете было пять бутылок, с каждой из которых смотрело на меня улыбающаяся физиономия довольного жизнью начальника.

     Поблагодарил я его, забрал пакет и бумажки, попрощался:» Бывай здоров, жди нас, через недельку снова появимся в ваших краях если живы будем».
 - И тебе не хворать, -  сказал он в ответ пожимая мне руку.

 К часам девятнадцати того же дня колонна вернулась в Чечню.

     После вечернего совещания меня вызвал к себе исполняющий обязанности комдива полковник Логинов. Высокий, крепкий для своего почти,  что пятидесятилетнего возраста мужик, всю свою жизнь положивший на алтарь отечества.  Он был мрачен, что называется как туча грозовая.
 - Как съездили? - спросил он. Во взгляде его была тоска.
 -Нормально, без происшествий.
 - Ты знаешь, что у нас сегодня утром погибли два офицера?
     В тот день утром при проведении инженерной разведки на заложенном у дороги фугасе подорвались капитан и старший лейтенант из сапёрного батальона, и я конечно уже знал об этом.
 - Так точно, знаю. Так война же…
 -Иди,  объясни им, - он ткнул пальцем в потолок командно – штабной машины, имея в виду старшее командование, - Что война.  Вопросов мне поназадавали тысячу. Почему они рядом шли, почему собаки минно – розыскные не работали, кто их инструктировал…. Почему… почему…А я, что им отвечу? Виноват.  В общем,  отодрали меня,  как пацана. Он с тоскливой безнадёжностью махнул рукой и  спросил без перехода:» Водка есть?»
 - Так точно, товарищ полковник, есть. И желая хоть чем- то порадовать его уточнил, - Генеральская.
-Генеральская? – он удивлённо поднял брови, - Это ещё какая?
 -Генералу Петрову из Главка помните,  к нам летом сюда на инспекцию приезжал, ещё разгромную потом телеграмму прислал, пятьдесят пять стукнуло. Ему ребята с базы Владикавказской отправляли на Москву водку, так сказать, в качестве подарка на юбилей. Отменное  говорят, качество.

     Лукавил  я, но не со зла. Хотелось человека поддержать в трудную минуту.
-Тащи, - коротко приказал Логинов.
- Сколько Вам? Одну? Две?
- Одну, ты же знаешь, много я не употребляю. Только стресс снять.
Теперь лукавил  уже  командир. Знаем мы его способности в этом деле!
- Закусить может чего принести?
- Не надо ничего, у меня вон,- он кивнул на столик к стене кунга привинченный, где рядом с телефонами и радиостанцией на тарелке лежали апельсины и пару яблок, - Мне хватит.
Я быстренько метнулся на склад и через пару минут снова был у него.
- Вот, товарищ полковник, - я вытащил из – за пазухи  ( конспирацию везде соблюдать надо) бутылку с известной уже фотографией.
     Комдив повертел бутылку в руке и полюбовавшись изображением, сказал: »Красавчик!» Потом вздохнул тяжко и протяжно, добавил : «Нам так не жить, а если жить, то недолго».
     Мне стало искренне жаль  пожилого полковника. Тут  не детский сад.  Конечно же плохо, что офицеры наши погибли, но он – то в чём виноват? Да кто там, на верху, особо разбираться станет? Им тоже свои зады прикрывать надо. А по сему вывод прост – ты командир и ты в ответе за всё, что в твоём соединении творится.
     Надел между тем комдив очки, этикетка его заинтересовала не на шутку, и читать стал всё, что на обратной стороне написано было, и про молочную очистку, и про спирты пшеничные высококачественные и прочую рекламную муру.
- Ух,  ты, тут написано, что продукт не вызывает похмельного синдрома, - разобрал он последнюю  строчку, - Класс! Сейчас попробуем. Будешь со мной?
     Предлагал он только из вежливости, ему одному хотелось побыть, я это чувствовал и потому отказался, - Спасибо, устал я, товарищ полковник. С Вашего позволения я в баньку с дороги схожу, танкисты приглашали, а потом спать.
Он не настаивал, - Ну, ступай.

     Где – то через час я вернулся к себе из бани, и только мы с моим помощником Пашкой, сели по стопочке пропустить на сон грядущий, как  раздался телефонный звонок.  Паша снял трубку и тут же протянул её мне, - Вас, комдив, - шёпотом проинформировал он.
- Слушаю Вас, товарищ полковник.
- Зайди ко мне, и …и принеси ещё… Понял?
-- Так точно.
    Чертыхаясь, предлагал же сразу две принести, так нет,  не хотел, я припрятал за пазухой две бутылки и шлёпая в темноте по грязи поплёлся  в сторону КШМки комдива.

     Тот сидел за столом широко расставив ноги,  на котором валялись шкурки от апельсина и огрызок яблока,  в тельняшке, спортивных штанах и домашних тапочках, совсем как у себя на даче.
-Разрешите?
-Заходи, заходи, - лицо у комдива раскрасневшееся. Понятное дело, жарко натоплено в КШМке, - Ух хороша! - щёлкнул он по пустой таре стоящей на столе, ногтем, - Чертовски! Да – а, хорошо быть генералом, и водочку тебе по спецзаказу сделают, и прямиком в Москву доставят. Хорошо.. о! Ну, что? Принёс?
- А как же, - я достал бутылки и поставил на стол, прямо перед ним.
-У –у…у,- довольно прогудел комдив,- Две это хорошо, - он ласково провёл ладонью по бутылке, прищурился хитрО, и спросил, - А ещё такая есть?
-Так точно, - бодро отрапортовал я, помня, что в боковом кармане куртки, лежат ещё штук сорок этикеток.
-Сколько?
- Ещё…- я призадумался, словно подсчитываю в уме, - Штук тридцать есть.
-Это хорошо, -снова  протянул он и потянулся,  как кот при виде жирной сметаны, -Ты смотри, никому её не давай, это мой личный резерв будет. Усёк?
-Так точно.
-Ну, давай, иди. А я тут посижу по– стариковски, подумаю…

     Я вернулся к себе, где мы с Пашкой продолжили так некстати прерванный ужин.
     Утром у меня привычно побаливала голова.
-Водка как водка, - думалось мне сквозь шум в мозгу, когда я пробирался через грязь и мёрзлые от ночного морозца лужи к штабной палатке на утреннее совещание - Не хуже и не лучше чем обычная. Простая осетинская водка. После совещания надо будет «соточку» пропустить. Лечения для. Интересно, как там комдив? Шутка ли три пузыря в одного на ночь и почти без закуси?- я ухмыльнулся про себя своим мыслям, - Не шутка.

     Комдив против ожидания был свеж, бодр и энергичен. Быстро проведя совещание и отпустив всех по своим делам, он отозвал меня в сторонку.
-Вот это продукт! – сообщил он мне восхищённым  шёпотом, так, чтобы не слышали оставшиеся в штабной палатке офицеры, - Вещь! Утром встал, чтобы командующему  доложить  -   как огурчик! Будто и не пил ничего, не то, что та дрянь, которую мы пьём.
     Я согласно кивал головой. Осторожно так кивал, чтобы не слишком сотрясать раскалывающийся мозг. А мы то с Пашкой всего две на двоих осилили и под закуску нормальную.
- А как же, под заказ делали…- Меня,  несмотря на головную боль, стал смех   разбирать, но я держался.
-Давай - ка,  ещё мне три принеси, а то…- он погрозил пальцем, - Знаю я тебя.

     Любимым занятием Пашки стало смывание старых этикеток с бутылок и наклеивание новых. Он опускал в ведро с тёплой водой пяток бутылок, отмачивал их в течение какого –то времени, чтобы легче снимались заводские этикетки и  тщательно соскабливал их ножом.  Затем он насухо протирал бутылку, и  канцелярским клеем в пять полос наклеивал основную этикетку и всё остальное, что полагалось.
- По – заводскому, - приговаривал Пашка, разглядывая очередное произведёние своего творчества, - Любо – дорого!
     Имеющихся у меня в наличии этикеток комдиву хватило не надолго.
      Ни разу  за это время он не жаловался на головную боль и прочие неполадки организма, которые непременно возникают  при ежедневном вкушении водки в таких количествах, какие вкушал он. Повторюсь. Ни разу. Да и внешний вид был у него если не на отлично,  то на оценку хорошо с плюсом он тянул железно.
- Смотри,- не раз говорил он мне, когда я приносил ему очередную порцию, - Ведь и правда не вызывает похмелья. Чувствую себя великолепно! Не соврали.  Боятся, наверное,  генералу - то гадость подсовывать. А ты можешь ещё во Владике такую же достать?
- Не знаю, - я думал о том, есть ли ещё этикетки у Петра, если есть, то конечно смогу, а если нет, то навряд  ли. – Попытаюсь, - не очень уверенно обещал я в ответ.
- Ты найди, обязательно найди, - твердил как молитву комдив. И мне снова  становилось смешно и немного  жаль его.

     Этикетки во Владикавказе нашлись. В компьютере подруги Петра сохранился образец, и их напечатали много. Хватило до конца нашей командировки. Удивительное дело, употребление водки «Петрофф» никак не сказывалось только на старом полковнике, все остальные болели после неё как обычно. Что это? Так реклама на него действовала, или  опыт сказывался  который,  как известно не пропьёшь?
     P.S. Если придётся когда – нибудь прочитать этот рассказ полковнику Логинову, давно уже находящемуся на заслуженной пенсии,  пусть простит он меня за ту маленькую хитрость.