Боец невидимого фронта

Юрий Пестерев
   Николай Дегтярев был одним из «бойцов невидимого фронта». Он был еще совсем юношей, когда умудрился проскочить в школу младших командиров. Очень уж ему хотелось быть полезным Родине, сражаться с фашистскими захватчиками.
Шел сорок второй год. На харьковском направлении, как рассказывает Николай Максимович, было особенно горячо. И вот после шести месяцев учебы он попадает в армейскую разведку. Николай был крепко сложен, физически силен, что в конечном итоге и сыграло решающую роль при определении его в спецподразделение. Так Дегтярев стал разведчиком. Их, разведчиков, отправляли в тыл для выполнения особых заданий, для того, чтобы взять «языка», раздобыть ценные для командования документы.
   ... Враг наступал превосходящими силами. Часть, в которой оказался разведчик Дегтярев, около трех месяцев дралась в окружении. Кончались патроны и продукты питания. В одном из жестоких боев Николай был ранен в ногу и руку. Подразделение было  разбито на группы и самостоятельно выходило из окружения. Обессиленный и голодный, Дегтярёв вышел к деревне, постучал в крайнюю хату. Открыла дверь женщина преклонных лет, которая, рискуя жизнью, накормила молодого солдата, перебинтовала раны; и переодела в гражданскую одежду. Ему думалось, что в гражданской одежде он не привлечет внимание фрицев. Но он ошибся.      Только Николай покинул деревню и стал продвигаться в сторону   фронта, как его обнаружили и схватили, как оказалось, мадьяры. Повезли в комендатуру. Там были: военнопленные, такие же, как он,  люди    в гражданской одежде. В комендатуре    долго не церемонились — загнали в эшелон и отправили в  Германию. Но паренек не собирался работать на фашистскую Германию и в пути следования совершил побег. Это было на территории Польши. Он обратился за помощью к одному пану — был голоден, еле на ногах держался, раны кровоточили. Тот в помощи не отказал: накормил, раны перевязал, уложил на сеновал, а потом... привел полицаев. Словом, оказался предателем. Беглеца избили и после допроса отправили в тюрьму Галле. В тюрьме также были пытки и побои. А когда ничего не добились, беглеца отправили в Бухенвальд, где Дегтярев пробыл около месяца, после чего переведен в дочерний лагерь — Дору. Кто в этом лагере был, знает, что туда направлялись команды, именуемые смертниками. Оттуда живыми не возвращались. В Доре был завод по производству секретного оружия — «Фау-1» и «Фау-2». Адская ручная работа, тяжелый воздух, вши, ежедневные побои...
   И все-таки Дегтярев в этом аду выжил. Более того, участвовал в ла¬герном движении сопротивления — при первой возможности саботировал труд, незаметно делал брак. Так поступали и другие, естественно, рискуя жизнью. Он вы¬жил, потому что хотел жить, потому что был молод.
   Судьба многих «бухенвальдцев», с кем приходилось встречаться, схожа с судьбой этого человека. Пятков, Перцухов, Щепанский, наши земляки Попов, Евсютин, Хлебников и другие узники — это люди, все вытерпевшие, все пережившие. Они не форсировали Днепр и не брали Берлин — такова воля обстоятельств. Но они брали другие бастионы врага или, точнее сказать, с достоинством и честью удерживали безымянную высоту, обложенную со всех сторон противником в страшные ночи гитлеровского плена.
   Они, эти бойцы, хорошо помнят, как вернулись в родные края, как словно бы растворились в солнечном утре жизни. Они скромно и упорно трудились. Многие уже на пенсии. Они не торопятся рассказывать о себе и своих делах. Их не замечали, их обходили. Темным пятном, занозой в биографии этих людей стала проклятая пометка в документе — «был в плену». Были и обиды, и непонимание. Даже некоторые друзья не могли понять, что человек не по своей воле был в плену, что его борьба там, может быть, самая тяжелая, оказывалась на Родине самой неб¬лагодарной. Но они, эти обиды, сейчас ничтожны. Все встало на свое место. Об этих людях пишут, снимают фильмы...
   Сейчас Николай Максимович Дегтярев живет в Москве. Уважаемый человек, пенсионер, многое делает для своих собратьев — товарищей по несчастью. Активно занимается общественной работой, являясь членом бюро секции бывших узников Бухенвальда при Советском комитете ветеранов войны. Ежегодно участвует в организации всесоюзных слетов бывших узников фашистских концлагерей, выступает перед молодежью.
   (Сейчас - это надо отсчитать назад 24 года).