Солдат не плачет, солдат огорчается

Иван Паршиков
— Скажи мне, Том. Что тебя так огорчает?
— Весь мир.
/Эрнест Хемингуэй/



Осень 1980 года. ГСВГ. Десантно-штурмовая бригада. Клуб бригады и в нем заседание суда чести прапорщиков и я в ём главный герой - «подсудимый». Главное наказание после такого суда чести - это увольнение из армии, но суд имеет совещательный голос, решение как обычно в армии за командиром. В президиуме сидит состав суда, уже забыл, кто был из замов комбрига председателем суда, и несколько прапорщиков членов. Там комбриг гвардии полковник Николай Швец. Военные знают, как это действо происходит.

Итак, объявляют  дисциплинарные проступки подсудимого (меня), говорит слово мой непосредственный командир майор Владимир Иванович  Ильюхин, а потом дали слово желающим сказать-осудить-защитить. Выступающие собратья осуждают, а в заключение говорят, мол, наказать надо, но в армии надо оставить. Так и решили. Но комбриг в последнем слове:
- Вот вы ходатайствуете, защищаете, это все правильно, но я его уволю! – на этой ноте закончился суд.

Вышел я с суда, тут же оторвал погоны прапорщика с шинели. А че смотрелось: шинель с поднятым воротником без погон, полевая фуражка – белогвардеец - кадет в эмиграции. Что с двадцатилетнего скучающего сопляка взять? А кадровая служба в армии – досадная  ошибка молодости, на гражданке у меня важнее дела ждут.  Ведь дома меня ждет невеста и это  самое главное.  У родителей же в погребе стоит 8 ящиков водки на мою свадьбу.  Короче уехал на учебный центр бригады, где проходил тогда службу,  ждать приказа Главкома об увольнении. Естественно службы никакой - отдыхаю, ну вояки знают какой это отдых (смеюсь). Через месяц звонок из бригады: прибыть в штаб. Так и прибыл в шинели без погонов  - дембель же. Кадровик майор как увидел меня, начал матом разговаривать, а в заключении:
-Комбриг, уезжая в отпуск, сказал дословно: «ПолтораИвана в отпуск, женится, будет служить, нет уволю!».

Чуток более месяца спустя вызвали к комбригу: - «Женился?»,- первый вопрос.- «Так точно»,- отвечаю.- «В Равенсбрюке формируется отдельный десантно-штурмовой батальон, поедешь туда старшиной парашютно-десантной роты!- «Товарищ гвардии полковник в концлагере еще не служил»,- улыбнулся я. - «Задолбал ты меня «ПолтораИвана езжай, служи и не буянь! Иди с глаз!», - в заключение сказал комбриг.

 Сдал должность, отвальная  и я уже на Севере Германии в Равенсбрюке сижу в приемной комбата ожидаю вызова на аудиенцию. И тут мимо меня наш бывший начальник клуба бригады майор Шевель (фамилия изменена), как увидел меня, волосы у него под фуражкой поднялись и, не здороваясь шмыг в кабинет комбата. Как я потом узнал, он в батальоне замполит. Через десять минут, вызвали меня на прием: - «Товарищ прапорщик, должность уже занята, ничего предложить не могу, возвращайтесь в кадры армии, там решат.  Я уже позвонил», - такой разговор на аудиенции состоялся. Еду в армию, думаю, вернусь в бригаду. А в кадрах армии: «Мы вас направляем старшиной минометной батареи в мотострелковый полк - Шенефельд». Я как услышал, так и получил: «ОГОРЧЕНИЕ! Я В ПЕХОТУ! ДА НИКОГДА!». И тут меня осенило: - «Товарищ гвардии полковник я связист по армейской спецухе, направьте меня в полк связи!». Полк связи дислоцировался в одном военном городке с оДШБ и думал, мол, потом переведусь обратно в десантники. Так и получилось, стал я чистым связистом.

Послесловие: Равенсбрюк.  Два года спустя. В моем активе почетная грамота от командующего 2 гвардейской танковой армии, где черным по белому написано, что я занесен в книгу «Почета армии»  как лучший связист армии. Захожу домой на обед и говорю супруге, что мне опять предлагал перевестись в оДШБ майор Шевель, но я отказался…. Я уже для себя решил:  от добра, добра не ищут!

Двадцать лет спустя. Сибирь. Прибыл для дальнейшего прохождения службы на арсенал ГРАУ, а там дожидается получения квартиры в центральной России бывший замполит оДШБ,  бывший  замполит  арсенала, а сейчас полковник запаса Шевель.

Вот такое огорчение, которым разбередил душу вспоминая. Вспомнились, пока писал еще два армейских ОГОРЧЕНИЯ, но это другие истории.

Рассказ полностью напечатан в "Воентернете": http://voenternet.ru/sostav/