Приглашение к Саросу

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Приглашение к Саросу

Остановлюсь на сюжете Повести временных лет, породившем наибольшее число дискуссий, комментариев, статей и книг, из тех, которые связаны с ПВЛ,- «призвании варягов на Русь». Трудно сказать, как излагался этот сюжет в первоначальной редакции  памфлета, чем, собственно, является вся ПВЛ. В последней редакции в Радзивилловском списке он выглядит  следующим образом:

«В лето 6367 имахоу дань варязи из-за мория* в чюди и на словенех, на мерях и на всех кривичех, а козаре 
имахоу на полех и на севере, и на вятичех имахоу по белей девици от дыма.
В лето 6368, в лето 6369, в лето 6370.
Бывша варягы за морьи и не да им дани, и почаша сами в собе володети, и не бев в них правды. И восташа род на род, и быша в них оусобици воевати и по <...>**.
И идоша за море к варягом роу(си) сицi бо <...>*** и звахоу варязи роус, яко и дроузи их оуръмяни, инъгляне, дроузии нготе. Тако жи реша роуси, чюд и словене, и кривичи, и вси: Земля наша велика и обильна, а наряда в ней  нетъ. Да поидете оу нас княжити и володети.
И избрашась 3-е братя з роды своими и пояша собе всю роу. И приидоша к словеном первое и сроубиша город Ладогоу. И седе в Ладозе Старей Рюрикъ, а другий Синеусъ сиде оу нас на Беле озере, а третий Труворъ въ Изборьску. И о тех варягъ  прозвася роуская земля» [1].

* Допустимо читать: «из амория».
** Из-за дефекта бумаги не читается одна строка.
*** Не читаются две буквы. 

Год 6370-й, когда славяне, чудь и веся пошли за море звать к себе варягов, традиционно приравнивается к 862 г. современного календаря (от Р.Х.), который считается отправной точкой в истории Русского государства. Однако принять эту дату как подлинную, равно и полагать основателями государства Рюрика и двух его братьев никак нельзя: в именах трех варягов закодирована дата 862-й год. Вероятность случайного совпадения между математическими характеристиками имен варягов и известной даты очень низка. Но даже сколь-нибудь низкая вероятность исключается вербальным энигматическим сопровождением числовой кодировки.
Первые буквы имен трех братьев, взятых в том порядке, в каком обозначает их летописец, Р С Т, представляют собой фрагмент русского алфавита (более на слуху фрагмент к л м н о п р с т). Второе удивительное их свойство: числовые значения букв есть прогрессирующий простой числовой ряд: 1 - 2 - 3 (первоначальные значения 100, 200, 300, но нули в числовой энигматике факультативны). Такое свойство трех имен подсказывает, что в них присутствует числовая кодировка. Ее раскодировка осуществляется в обычном алгоритме. В начале следует высчитать конечные числовые значения букв имен: Рюрикъ — 1182 (буква «ю» и твердый знак не имеет числового значения), при сложении элементов этого ряда получается 12, или 3, Синеусъ — 285542 — 26 - 8, Труворъ — 314271 — 18 — 9. Далее ряд 1 2 3 располагается над числовыми значениями имен:
1 2 3   
3 8 9
В полученном числовом узле первые и последние числа двух рядов, расположенные в противоположных углах условного прямоугольника образуют, при их сложении, следующие соотношения: 1 и 9 вместе - 10, или 1; 3 и 3 вместе образуют 6. Средние числа двух рядов 2 и 8 вместе образуют 10, или 1. Сумма чисел верхнего ряда по горизонтали равна 6, у нижнего ряда аналогичный показатель равен 20, или 2. Очевидно, что горизонтальные показатели 6 и 2 образуют числовой ряд 62, сумма ранее полученных показателей (1, 6, 1) равна 8. Весь числовой ряд: 862.

В Лаврентьевской и Ипатьевской списках имя второго из братьев написано как Синеоусъ, но это никак не отражается на качестве коррелятивной связи между именами и датой (датами). Алгоритм раскодировки в случае с «оу» несколько иной, чем в первом случае, он не требует выстраивания числового узла. Конечное числовое значение имени Синеоусъ равно 6, числовой ряд конечных значений трех имен - 3 6 9 (равномерно возрастающий). При сопоставлении его с рядом 1 2 3, отражающим числовые значения первых букв имен,  очевидно,  что возрастание ряда 3 6 9 обеспечивается числом 3, разницей между числами, аналогичный показатель у ряда 1 2 3 равен 2. Полученный ряд 62 способен сам образовать недостающую восьмерку. Дополнительная связь «именных» чисел с датами репрезентована тем же числовым рядом 3 6 9, он тождественен последним числам даты 6369, средней  из приведенного «летописцем» ряда дат; имя Синеоус, породившее такую связь, также среднее из трех имен. Энигматика, заложенная в написание «Синеоуса» в Лаврентьевской и Ипатьевской списках, подсказывает, что все три разновидности Повести временных лет разрабатывались в одно и то же время и одними и теми же людьми [2].
Полученные числовые показатели подкрепляются математической кодировкой на рисунке, представленном на том же листе, на котором находится рассказ о приглашении варягов. Рисунок изображает трех братьев, сидящих в своих уделах, между ними двое из «местного» населения. Братья в красных хитонах, один из «местных» в голубом хитоне, другой — в зеленом. Все персоны расположены фронтально, братья отделены друг от друга «местными». Расположение хитонов (слева направо) следующее: красный, голубой, красный, зеленый, красный. Ряд числовых значений первых букв: 2 3 2 7 2, - конечное числовое значение — 7. То же конечное числовое значение имеют даты 6370 (7) и 862 (7). Ряд чисел, обозначающих порядковый номер цветов хитонов в спектре (радуге): 1 5 1 4 1, - конечное числовое значение равно 3 (то же числовое значение имеет имя Рюрик, с тем же промежуточным числом 12, братьев трое, сообщению о приглашении варягов предшествуют три даты, разновидностей ПВЛ - три).
И еще одна числовая корреляционная конструкция. Если суммировать числа дат 6368, 6369 и 6370, то получится конечное значение, равное 9. Лист, на котором начинается сообщение о посольстве к варягам, пронумеровано в нижнем правом углу числом 9 (буквой «фита»).   

Наиболее важная кодировка в сюжете с приглашением варягов представлена все-таки в рисунке — в изображении трех загадочных полумесяцев на стене башни, у которой восседает Рюрик, «окнах» башни и связанных с полумесяцами и «окнами»  деталях в изображении людей (л. 9об нижней нумерации).
Появление полумесяцев на башне трудно чем-либо понятным мотивировать: варяги не были мусульманами. Трудно объяснить и то, почему два полумесяца небольшие, а третий, левый крайний, заметно больше.  Внутри двух небольших полумесяцев ясно прочитывается буква «с». Как она связана с полумесяцами? Читатель вправе полагать, что перед ним находится кодировка. Эта догадка может быть подкреплена тем, как изображены окна, и их расположением. Все окна  лишь обозначены - при помощи одной вертикальной линии, которая на «третьем» и «втором» этажах снабжена на своих концах горизонтальными черточками вверху и внизу и благодаря этому имеет вид латинской «I».  Вертикали «первого» этажа не имеют горизонтального добавления, но они короче вертикалей «второго» и «третьего» этажей и отсутствие горизонталей представляется зрителю следствием обобщения точечной структуры рисунка [3]. На третьем «этаже» расположены три единицы, под ними располагаются три полумесяца (которые подсказывают существование счетной связи с «окнами» и, соответственно, существование счетной природы «окон») , на втором этаже попарно расположены четыре единицы, на первом — шесть (по три). В сопряжении в порядковым номером этажа единицы образуют следующие соотношения: 3 единицы и 3 образуют 6, 2 единицы и 2 образуют 4, 4 единицы и 2 образуют 6, 3 единицы и 1 образуют 4, 6 единиц и 1 образуют 7. Вертикальные связи между «этажами»: общая связь образует либо числовой ряд 3 4 6 (при отсчете сверху), либо — 6 4 3. Локальная вертикальная связь: 3 2 3 (между верхними тремя единицами и группами единиц двух нижних этажей). В наибольшей степени в полученной совокупности чисел представлено число 3, за ней следует число 4. Оба эти числа находятся в коррелятивной связи с тремя полумесяцами и их буквами, число 4, в частности, связано с суммой числовых значений буквы «с», равной 200, или 2, и изображением полумесяцев в одной четвертой величины. Буква «с», графически противостоящая изображению полумесяца, противостоит ему и в дискурсе идентификации изображения: она прочитывается (в первой проекции) как первая буква слова «солнце» и подсказывает, что читатель видит на стене не полумесяцы, а изображение трех солнечных затмений, одно из которых связано с основным событием рисунка.

Из двух солнечных затмений 862 г. изображение связано с тем, которое состоялось 4 марта (другое имело место 29 августа) и было видно из Восточной Европы и Скандинавии (августовское не было видно из этих регионов) [4]. В числовом отношении оно находится в перекличке с единицами третьего и второго «этажей», сумма которых равна семи: конечное числовое значение даты 862 равно 7 (862-16-7), семи равна и дата 4.03. Сумма 7 и 7, равная 14, преобразуется в 5 (пяти равна и локальная вертикальная связь между числами 3 и 2 двух верхних «этажей»). Кольцеобразность затмения показана художником дважды: кольцом в руках ближайшего к зрителю всадника и неполным кольцом, которое образовано линией воротника хитона Рюрика и линией башенной арки. Таким образом, приглашение варягов на Русь состоялось 4 марта 862 г. в 12 часов 22 минуты московского времени (начало высшей фазы затмения), переговоры длились 4 минуты 49 секунд.

Вторая проекция полумесяцев — солнечное затмение 1 апреля 1764 г., линия наибольшего затемнения которого прошла через восточное побережье Скандинавии, то есть варяжские земли, и российское Заполярье. Оно было также кольцеобразным. Предсказание этого затмения, с составлением его карты, было осуществлено первым французским астрономом и математиком из женщин Николь-Рейн Лепот. Она присутствует на рисунке — в контаминации с фигурой мужчины в парике и красном хитоне в центре изображения, ее правый глаз одновременно является ртом мужчины, нижняя часть ее лица принадлежит барашку, в образе которого она и репрезентована, — замаскированная репродукция ее известного портрета, на котором она изображена с прической, напоминающей шерсть барашка [5]. Длительность этого затмения (6 мин 20 сек), его порядковый номер (26) и два последних числа даты (64) отразились в числовом узле, образованном рядами чисел 3 8 9 и 1 2 3:

3 8 9
1 2 3

Если сложить числа противостоящих углов этого узла, то получатся показатели 6 (сумма 3 и 3) и 1 (сумма 1 и 9 без нуля), если сложить числа трех вертикалей, получатся показатели 4, 1 (10 без нуля) и 3 (12-3). В итоге образуется числовой ряд 6 4 1 3 1, который может быть продолжен конечными суммами чисел верхнего и нижнего рядов: 2 и 6. Конечный числовой ряд: 6 4 1 3 1 2 6, в котором представлены указанные выше характеристики затмения 1764 г. Числа 1 3 1 образуют энигматическое коромысло, подсказывающее возможность чтения ряда как слева направо, так и справа налево; число 46, появляющееся при чтении справа налево, -  дата предшествующего затмения, 1746 г., того же цикла, которому принадлежит затмение 1764 г., число 62 находится в коррелятивной связи с датой 862. Цифра 9 первичного первого ряда отражает конечное числовое значение даты 1764, предшествующее ей число 8 отражает конечное числовое значение дат затмений цикла до 1601 г. включительно (например, дат 1565, 1583, 1601). То, что рисунок находится на листе 9об, является дополнительным свидетельством умозрительного происхождения записи о приглашении варягов.
Восемнадцатилетние циклы солнечных и лунных затмений, о которых напоминают числа 8 и 9, носят название «сарос». Слово «сарос» и является второй проекцией буквы «с», изображенной внутри двух «полумесяцев» (само то обстоятельство, что буква изображена именно дважды, подчеркивает ее двойную проекцию). Сарос состоит из 223 синодических месяцев (в среднем приблизительно 6585,3213 дня или 18,03 тропического года), по прошествии которых затмения Луны и Солнца приблизительно повторяются в прежнем порядке [6]. Каждый сарос является частью большого цикла, который может длиться 1226 до 1550 лет и состоять из 69 до 87 затмений, после чего исчерпывает себя. Большой цикл начинается с затмения у Южного или Северного полюса Земли. Если саросский цикл начинается около Южного полюса, он постепенно движется на север с каждым следующим затмением и наконец заканчивается у Северного полюса. В других случаях то же самое происходит в обратном порядке [7]. Сарос был известен древним цивилизациям, прогнозировать затмения по саросу умели, в частности, древние греки, научная теория сароса и практика точного исчисления прошлых и будущих затмений сложились в XVII-XVIII вв. [8]
Все ключевые события Повести временных лет и XII-XIV вв., описанные будто бы в других «летописях», вписаны в эволюцию нескольких саросских циклов. При этом события, действительно имевшие место, являются казуальным поводом для выбора цикла, на эволюционный стержень которого нанизывались либо выдуманные события, либо те из действительных, которые хронологически находились возле астрономического события (затмения). Ниже представлены характеристики трех основных сквозных «летописных» конструкций, опирающихся на циклы солнечных затмений.

Цикл, начинающийся в «летописи» с «призвания варягов».

Действительное его начало, на Южном полюсе, приходится на 77-й год д.н.э, конец — на 1240-й год н.э. Номер, под которым он учтен в современных «канонах», - 92. Первоначально конечное значение его дат было равно 5, с 772 г. и до 1240 г. оно равно 7. Свойство дат любого саросского цикла длительное время сохранять одно и то же конечное числовое значение было хорошо известно креативному автору ПВЛ и авторам других «летописей» и использовалось ими для создания энигматических хронологических циклов, внутри которых затмение маркировало год события или событий. При этом для креативного автора не имело особенного значения, наблюдалось затмение на Руси или нет, но действительное прохождение тени над какими-либо территориями Руси или будущей Российской империи учитывалось. Крупнейшие события 92-го цикла в «летописное» время: «призвание варягов» в 862 г. (затмение было 4 марта, порядковый номер в «канонах» 53, в Восточной Европе наблюдалось), крещение Руси в 988 г. (затмение было 18 мая, порядковый номер 60, на Руси наблюдалось), занятие киевского великокняжеского престола Владимиром Мономахом в 1114 г. (затмение было 2 августа, порядковый номер 67, на Руси наблюдалось), битва на Неве и взятие Киева войсками Батыя в 1240 г. (затмение было 16 октября, порядковый номер 74, на Руси не наблюдалось, последнее затмение сароса). Каждое следующее из обозначенного ряда затмений является седьмым по отношению к предыдущему, то есть между затмениями 862 г. и 988 г. находится еще шесть затмений, на которые приходятся менее значимые события; в промежутке между 1114 и 1240 гг. имело место такое значительное событие, как взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. (затмение 25 сентября), но оно произошло вне Руси. Из перечисленных выше великих 4 или 5 событий «семикратного» энигматического цикла несомненным казуальным поводом для выбора сароса послужило крещение Руси, решение о котором было принято великим князем Владимиром в 988 г. (или приблизительно в это время). Дата «призвания варягов» является ретроспективной семикратной проекцией от 988 г. Занятие великокняжеского престола Владимиром Всеволодовичем, по сведениям Ипатьевской «летописи», произошло в 1113 г., но Радзивилловская и Лаврентьевская списки ПВЛ датируют это событие «правильным» 1114 годом (вероятный феномен «подтягивания» действительного земного события к астрономическому событию или мистифицированного происхождения даты). Естественное подпадение битвы на Неве и батыевского нашествия на территорию будущей Украины под год, маркированный седьмым затмением после 1114 года и двадцать первым после 862 г., маловероятно.

Цикл, начинающийся в «летописи» с заключения русско-византийского договора 911 г. 

Действительное его начало, на Южном полюсе, приходится на 803-й год, окончание предстоит в 2083 г. В современных «канонах» учтен под номером 118. До 1163 г. конечное числовое значение его дат равнялось 2, с 1182 г. по 1596 г. равнялось 3. Соответственно, до  1163 г. наделялся значимым событием год каждого третьего затмения. Перечень таких событий: русско-византийский договор 911 г. (затмение 28 июля, порядковый номер 7, на Руси не наблюдалось), отправление княгини Ольги в новгородские и псковские земли в 947 г. (затмение 19 августа, порядковый номер 9, на Руси не наблюдалось), покорение ятвягов великим князем Владимиром и антихристианские волнения в Киеве в 983 г. (затмение 9 сентября, порядковый номер 11, на Руси не наблюдалось), битва на реке Альте в 1019 г. (затмение 1 октября, порядковый номер 13, на Руси не наблюдалось), появление половцев у границ  Киевской Руси в 1055 г. (затмение 23 октября, порядковый номер 15, на Руси не наблюдалось), солнечное затмение 21 мая 1091 г. другого цикла (затмение 13 ноября, порядковый номер 17, на Руси не наблюдалось), поход великого князя Мстислава на Полоцк в 1127 г. (затмение 5 декабря, порядковый номер 19, на Руси не наблюдалось), договор о мире великого князя Ростислава Мстиславича с князем Мстиславом Изяславичем и половцами в 1163 г. (затмение 27 декабря, порядковый номер 21, на Руси не наблюдалось; в том же году имело место затмение 3 июля, 113 цикла, наблюдавшееся на Руси, но не отмеченное в ПВЛ). Далее, с 1182 г. разрыв между значимыми затмениями увеличивается на одну единицу. Из событий этого цикла особенно приметны разорение Торжка Всеволодом Большое Гнездо и утверждение на новгородском княжеском столе Ярослава Владимировича в 1182 г., завоевание Волжской Булгарии войсками Батыя и подготовка похода татаро-монгольских войск на Русь в 1236 г., предсказание падения метеорита святым Прокопием Устюжским в 1290 г.
Все затмения указанных двух циклов, с шагами «каждое третье затмение и каждое четвертое затмение», за время, охватываемое Радзивилловским, Лаврентьевским и Ипатьевским списками ПВЛ (до 1304) являются антарктическими. Затмение 12 марта 1290 г. своей центральной тенью, полосой наибольшего затмения, проходит над Южной Америкой, но периферия тени охватывает и Антарктиду. Казуальное, предопределившие выбор сароса, земное событие этого цикла: нашествие войск Батыя на Волжскую Булгарию в 1236 г. Любопытный прецедент маркировки одного астрономического явления  другим в 1091 г. имеет своим смыслом репрезентацию доминирущей функции астрономических явлений в конструировании хронологии «летописания»: астрономическое явление замещает земное в ситуации, когда земные события сменяют друг друга в согласии с циклическими взаимоотношениями Солнца, Земли и Луны. Присутствие здесь особого смысла подчеркнуто тем обстоятельством, что затмение 21 мая 1091 г. - единственное точно датированное из четырех солнечных затмений, упоминаемых в открытом тексте ПВЛ (то есть до 1110 г. включительно). Допустимо предполагать также, что это затмение — единственное подлинное событие из разряда «земных», имеющих годичную дату с конечным числовым значением 2 (в рассматриваемом цикле).

Цикл, начинающийся в «летописи» с записи о Сильвестре и о завершении им летописи в 1110 г.

Действительное начало сароса, северного происхождения, имеющего сегодня номер 123, приходится на 29 апреля 1074 г., завершится цикл 31 мая 2318  г. Затмение 1110 г. является третьим в саросе. На необходимость начинать отчет «летописных» циклов от третьего затмения указывает игумен Михайловского монастыря, когда он в Лаврентьевской летописи под 1110 (6618) г. отмечает собственную запись 1116 годом (6624). Конечное числовое значение двух дат, любого из двух календарных систем, равно 3. Дата 1110, с которой следует начинать отсчет «летописных циклов», также имеет конечное числовое значение 3, и именно она занимает ключевое место среди чисел «рюриковой» башни (три единицы). Немаловажно, что в записи «Силивестра» на предпоследней странице его «летописи», где он фиксирует явление огненного столпа, отразилась и фамилия Лепот — в словах «явися столпъ огненъ от земля до небеси»: эти слова прописаны таким образом, что на «явися сто» заканчивается одна строка и с  «лпъ» начинается другая, выделенный таким образом формант «лпъ» находится в связке с «отъ» - в силу того, что лексема «огнень», написанная в оригинале с «омегой» (ее числовое значение 8), имеет конечное числовое значение 8, выполняющее в данном случае, благодаря узлу восьмерки, объединяющую функцию. Неслучайность конечного числового значения букв «огненъ» подчеркнута присутствием в этом слове «омеги» и дублированием «омеги» в «отъ». 

Конечное числовое значение дат цикла до 1470 г. равно 3. Соответственно, каждое четвертое затмение цикла имеет особое значение.
Перечень событий цикла, до 1489 г.: завершение игуменом Сильвестром «летописи» в 1110 г. (затмение 20 мая, порядковый номер 3, наблюдалось преимущественно в Заполярье восточнее Уральских гор и до Берингова пролива), поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию в 1164 г. (затмение 21 июня, порядковый номер 6, наблюдалось на Руси на широте Смоленска и севернее), принесение в г. Владимир части древа св. Животворящего Креста Господня, обеих рук св. мученика Лонгина и части мощей св. Марии Магдалины в 1218 г. (затмение 24 июля, порядковый номер 9, наблюдалось на всей территории Руси), обретение Василием Ярославичем, братом покойного Александра Ярославича Невского, великого княжения Владимирского в 1272 г. (затмение 25 августа, порядковый номер 12, наблюдалось в Зауралье, Сибири и на Дальнем Востоке), обретение великого княжения Владимирского Александром Михайловичем, великим князем Тверским в 1326 г. (затмение 26 сентября, порядковый номер 15, наблюдалось на Дальнем Востоке), Куликовская битва 1380 г. (затмение 28 октября, порядковый номер 18, наблюдалось на Дальнем Востоке), начало войны великого князя Василия II против Василия  Юрьевича в ходе междоусобной войны 1433-1453 гг. в 1434 г. (затмение 30 ноября, порядковый номер 21, на территории будущей Российской империи не наблюдалось), визит посла Священной Римской империи Конрада Поппеля в Москву, отправление в Священную Римскую империю посольства Юрия Траханиота, массовый переход «верховских» князей (княжеств в верховьях Оки) под сюзеренитет России в 1489 г. (затмение 1 января, порядковый номер 24, на территории будущей Российской империи не наблюдалось)*.
Важнейшая особенность этого цикла: все его земные события до 1380 г. включительно маркированы астрономическими событиями, проецированными на территорию будущей Российской империи. Казуальные, предопределившие выбор сароса, события этого цикла являются выдуманными: завершение ПВЛ в 1110 г. и Куликовская битва 1380 г.

* Включение событий 1489 г. в «летописно-астрономический» цикл является условным, с последней четверти XIV ст. на Руси существует традиция бюрократически обеспеченной фиксации событий аппаратом централизованного государства.

Одна из особенностей астрономической составляющей видимых текстов «летописей» — отсутствие фиксаций солнечных и лунных затмений в течение первых двухсот лет описываемой ими, или единственной из них, русской истории. Первое солнечное затмение упоминается под 1064 г. (без числа) в Лаврентьевском списке и под 1065 г. (без числа) в Ипатьевской летописи,  второе — под 1091 г. (точно датированное), третье — под 1104 г. (без числа), четвертое (в Ипатьевском списке) — под 1106 г. («неправильно» датированное). Николай Александрович Морозов, сделавший многое для понимания искусственного происхождения «летописания», в своей известной работе попытался исправить датировку затмения 1065 г. (видимо, не заметив датировки Лаврентьевского списка) на 1064 г. (19 апреля) [9], но и мотивация этого действия, и результат ошибочны. Дата 1065, равно и другие «неправильные» даты, порождены не искажением действительной даты информаторами, первичными или вторичными фиксаторами событий, как полагал Морозов, они действительны, но их следует правильно прочитывать. По поводу затмения 1064/1065 гг. прежде всего следует принять во внимание, что Радзивилловский список ПВЛ его игнорирует, он зафиксирован только в двух списках. И с двумя разными датами. Обычный алгоритм действий исследователя в этих случаях предписывает ознакомиться со всеми солнечными затмениями двух лет. В результате ознакомления появится двухлетний календарь затмений, в следующем виде: в 1064 г. произошли два солнечных затмения, одно 19 апреля - в саросе, имеющем южное происхождение, другое — 13 октября, в саросе, имеющим северное происхождение; в 1065 г. произошли также два солнечных затмения, одно 8 апреля, в саросе, имеющим южное происхождение, другое — 2 октября, в саросе, имеющем северное происхождение. Очевидно, что затмения двух лет связаны друг с другом редкой симметричностью: на одни и те же месяцы астрономических событий приходятся саросы одного и того же происхождения. Зеркальная оппозиция событий двух лет  предуведомлена и подчеркнута оппозицией списков. «Ошибающийся» мистификатор в данном случае демонстрирует внимательному читателю один из феноменов своей астрономической лаборатории, заодно показывая, насколько тесно связаны между собой списки ПВЛ, происходящие, по мнению тотального большинства комментаторов, из разных и отдаленных друг от друга регионов.   

Астрономическое событие 1104 г. Морозов не включил в разряд затмений, что тоже является ошибкой. Оно описано во всех трех списках, и по внешне обозреваемым чертам, действительно, не похоже на затмение: «В се же лето было знамение, стояло солнце в круге,а посреди круга крест, а посреди креста солнце, в вне круга два обаполы солнца, над солнцем же кроме круга дуга, рогами на север». Так же, как в предшествующем случае, здесь следовало заглянуть в справки с характеристиками затмений 1104 г.  (или высчитать характеристики и рассчитать карты затмений самому). В 1104 г. имели место два солнечных затмения: 27 февраля и 22 августа. Первое из них подчинялось саросу южного происхождения, второе — саросу северного происхождения, сарос первого начал свою жизнь в 94 г. н.э., сарос второго -в 329 г., то есть довольно близко по времени от первого сароса. Противоположные по полюсным характеристикам рождений два затмения удивительно схожи между собой по картам: это две огромные дуги, первая из которых, февральская, опирается одним концом дуги в Австралию, а другим — в Кубу,  вершина дуги достигает Северного полюса, вторая, августовская, как бы опрокинута, «вершина» дуги находится в Антарктиде, ее западный конец находится на северо-восточном побережье Южной Америки, а восточный — в середине Индийского океана. Точка наивысшего затмения первой находится ровно посередине между сторонами дуги, аналогичная точка второй близка к середине. Описание «знамения» в ПВЛ объединяет географические проекции и другие характеристики двух затмений 1104 г. «Солнце в круге» - указание на то, что затмение 22 августа было кольцеобразным, под кругом подразумевается кольцо, в которое превращается солнце при таком затмении. «Посреди круга крест, а посреди креста солнце» - указание на визуальное возникновение короны солнца в высшей фазе полного затмения (затмение 27 февраля было полным). «Вне круга два обаполы солнца» - фиксация двух фаз в развитии затмения: фазы, когда солнце закрыто наполовину диском луны в начале события, и той, когда солнце закрыто наполовину диском луны в конце события (старинное слово «обаполы» имеет два основных значения: «соседство» и «горбыль», числительное «два» подсказывает, что в рассматриваемом случае речь идет о двух «горбылях»).  «Над солнцем же кроме круга дуга, рогами на север» - указание на дугообразную топографию прохождения тени Луны по Земле. Акцент здесь сделан на дуге августовского затмения, ее рога направлены на север (что показано и на рисунке Радзивилловской летописи, иллюстрирующей сюжет), но дуга февральского затмения не забыта: «круг», оказавшийся над солнцем, - напоминание о второй дуге и карте февральского затмения [10].   

На астрономическое событие 1106 г. Морозов не обратил никакого внимания, ограничившись фразой, что «солнечные затмения 1064, 1091 и 1106 года внесены в «Начальную летопись» много более поздним ее составителем по иностранным — византийским или болгарским, чешским, польским, если не латинским — первоисточникам, и это подтверждается и записанными в ней кометами, заимствованными явно из греческих хроник» [11]. Но и здесь можно увидеть нечто более интересное, чем заимствованную запись. В Радзивилловском и Лаврентьевском списках событие не отмечено, в Ипатьевском: «Того же лета помраченье быс в солнци августа... 8 лет». В 1106 г. произошли два наблюдавшихся на территории будущей Российской империи затмения, одно 1 августа, другое 27 декабря [12], первое северного происхождения, второе — южного, последнее затмение сароса, в которое входит августовское затмение, произойдет в 2206 г., последнее затмение второго сароса состоялось в 1233 г. «8 лет», как бы случайно прибавленные к фразеосочетанию о затмении находятся в очевидной коррелятивной связи с годичной датой 1106 (сумма чисел равна 8) и порядковым номером месяца август январского года. Креативный автор акцентирует внимание читателя на числе 8, но сопряжение восьмерки с со словом «лет» подсказывает, что он напоминает о средневековом календаре от сотворения мира с мартовским годом, в обращении с которым позднему историку приходится от даты, обозначенной в записях средневекового происхождения, вычитать число 5508 (по поводу событий с марта по декабрь). Конечная сумма ряда 5508 равна 9 — напоминание о числе 9, которым приходится заменять 8, когда датируемое событие приходится на январь и февраль. Год последнего затмения первого сароса 2206 по конечному числовому значению  равно 1, то же числовое значение имеет ряд 5509, год последнего затмения второго сароса 1233 имеет конечное числовое значение 9, равное аналогичному показателю ряда 5508. Рассматриваемая энигматическая конструкция находится в референтной связи с записью Лаврентьевского списка о последних событиях 1106 г.:  «В се же лето пострижеся Еупракси, Всеволожа дщи, месяца декабря въ 6. В то же лето прибеже Избыгневъ к Святополку. В то же лето пострижеся Святославь, сынъ Давыдовъ, внук, Святославль, месяца февраля въ 17 день. Том же лете победиша зимегола Всеславичь всю братью и дружины, убиша их 9 тысящь». В имени «Еупракси» цитируемого фрагмента прочитываются два форманта: латинская лексема «praxi» и слог «Еу» с числовым значением 9. Соответственно, имя следует воспринимать как словосочетание «практика числа 9».  Упоминаемое далее 6 декабря, или 6.012 также имеет конечное значение 9. Святослав принял постриг 17 февраля, число 17 после суммирования слагаемых превращается в 8. Пали в бою с зимоголой 9 тысяч воинов или Всеславичь победил зимеголу, потерявшую 9 тысяч человек. Бой произошел зимой, на это указывает «зимегола». Декабрь отмечен двумя девятками, февраль — восьмеркой. Но, возможно, бой состоялся в феврале. На февраль же приходится 10, сумма слагаемых даты 17.02.  Креативный автор здесь подсказывает, что при написании текста можно маркировать событие февральской или январской датой, которая потребует вычесть из даты мартовского года от сотворения мира 5509, но можно предложить такую дату, которая потребует вычесть 5508 или 5510, или предложить такую, которая потребует вычесть  5508 там, где нужно вычесть 5509, и наоборот. Вариативность выбора между маркировками января-февраля мартовского года и вероятность манипулирования датой, которую вычислит будущий историк, - это то, что демонстрирует креативный автор в рассматриваемых фрагментах Ипатьевского и Лаврентьевского списков. Он подсказывает читателю, что встречающийся в «летописях» разнобой в датах не есть следствие применения двух мартовских систем датировки с необъяснимыми переходами от одной к другой, предпринимаемыми наивным летописцем или переписчиком, и не следствие их ошибок, а практика («praxi») манипулирования хронологией со стороны действительного автора (авторов) «летописей». 

Образец манипулирования датами креативный автор представил в следующем после 1106 г. зафиксированном в открытом тексте затмении, которое в Радзивилловском и Лаврентьевском списках он представил как событие 6622 г., а в Ипатьевском списке как событие 6621 г. При этом в Радзивилловском списке оно отнесено к 29 марта, а в Ипатьевском и Лаврентьевском — к 19. Запись Лаврентьевского списка: «В лето 6622. Бысть знаменье въ солнци въ 1 час дне, бысть видети всем людем. Остася его мало, акы месяць долу рогома, месяца марта въ 19». В Ипатьевском добавлено: «А луны в 9. 20».
Н. А. Морозов счел, что датировка «19 марта» ошибочна, а «подлинное затмение» 6621/6622 гг. следует видеть в 1112 г.: «Действительно, на 29 марта находим солнечное затмение, но только не в 1114, а в 1112 году. Полоса его полной видимости шла в вечернее время по Северной Африке на Суэцкий перешеек, за которым и окончилась на закате солнца. В Киеве оно могло быть видимо на самом закате солнца, но в слабой фазе. Это описание, по-видимому, взято из Царь-Градских сообщений. А думать, что дело идет о затмении 23 июля 1115 года, как допускал Вильев, нет основания, потому что время дано точно: 29 марта. Скорее можно допустить, как думает В. Г. Сушаков, что дело идет о затмении 19 марта 1113 года» [13].
Здесь ошибка Морозова заключается в том, что он не заметил вхождения наблюдаемого на Руси затмения 2 августа 1114 г. в тот же самый сарос, в который входило затмение 4 марта 862 г. Между тем, именно на это обстоятельство указывает, в частности, «ошибочная» датировка «19 марта», проведенная в двух списках. Без этих «ошибок», невозможно было бы получить значение «4 марта», которое образуется, если сложить мартовские числа 29, 19 и 19 (сумма слагаемых числа 29 равна 11, или 2; сумма слагаемых каждого из чисел 19 равна 10, или 1; конечная сумма равна 4). Обеспеченная таким образом коррелятивная связь между двумя затмениями позволяет уверенно датировать «мартовское» астрономическое событие то ли 6621, то ли 6622 года 6622, или 1114, годом. Изображенный на рисунке Радзивилловской летописи (л. 155об) край солнца «акы месяць долу рогома» репродуцирует карту затмения 2 августа, на которой траектория лунной тени образует дугу, концы которой направлены к югу, или «долу». «Небо» этого рисунка повторяет чашеобразный контур территорий, охватываемых во многих случаях частными солнечными затмениями. 
Дополнительная связь между событиями 862 и 1114 гг. проведена «летописцем» через описанный им сюжет призвания Владимира Мономаха киевлянами на киевский великокняжеский престол (ирония креативного автора то ли над «призванием» Рюрика, то ли над «призванием» Мономаха, то ли над обоими «призваниями»). Добавление «а луны в 9.20» является шуткой: креативный автор припоминает почасовое исчисление времени, принятое в России с XVIII в. (На всякий случай: 6 марта 1791 г. заход Луны в Москве произошел в 21.20, 24 марта — в 09.20.)

Под 1102 г. в ПВЛ зафиксировано его единственное сообщение о лунном затмении. В Радзивилловском списке: «В то же лето знамение быс в луне месяца фев(раля) 5». Н. А. Морозов по этому поводу пишет: «Тут речь может идти только о лунном затмении, так как 5 февраля действительно было полнолуние с ожидаемостью (при неточных астрономических знаниях) лунного затмения... Но вот беда! В действительности (т. е. по современным нам точным вычислениям) оно произошло лишь через два оборота луны, не 5 февраля, а 5 апреля 1102 года, со значительной максимальной фазой 9"2, около 8 часов утра по Киевскому времени, т. е. уже при заходящей луне. Как же автор отметил в этом году не существовавшее февральское затмение и не отметил настоящего, бывшего через два месяца?» [14] Все он отметил этот автор и в очередной раз пошутил. Он напоминает читателю, что оперирует преимущественно месяцами мартовского года, но смотрит на мартовский календарь через январский. Когда он «ошибочно» перемещает лунное затмение с 5 апреля на 5 февраля, он, в частности, напоминает, что февраль и апрель близнецы: февраль — второй месяц январского года, апрель — второй месяц мартовского года. Близнецы они и в том отношении, что февраль — месяц «враль», как и апрель, начинающийся со дня вранья (15). Предшествующие форманту «враль» буквы имеют конечное числовое значение равное 1 (5 и 5 вместе образуют 10, или 1), поэтому «февраль» - месяц одного враля или первого враля, что семантически сближает этот месяц с первым апреля и, благодаря этому, с апрелем в целом. Дополнительная маркировка родства февраля и апреля и выдвижение апреля на первый план проведены креативным автором благодаря упоминанию двух других астрономических явлений, примыкающих по времени к лунному затмению: пожарной зари по ночам, начавшейся января в 29 день и продолжавшейся 3 дня, и знамения в солнце, «огородившей» себя февраля в 7 день 3 дугами. В маркировке участвуют, помимо прямо прописанных чисел, названия месяцев «январь» и «февраль» (в той форме, в какой они написаны: «ген» с конечным числовым значением 4, «фев» с конечным числовым значением 3) и порядковые номера месяцев в мартовском годе: 2 (январь 11 месяц) и 3 (февраль 12 месяц) [16]. Если выстроить числовые ряды трех упоминающихся вместе астрономических явлений,  ряд начинается с конечного числового порядкового номера месяца, то получится следующее:    у январского события 2 4 2 3, у первого февральского события 3 3 5, у второго — 3 3 7 3. Сумма всех чисел трех рядов равна 38, или 11, или 2. Двойка объединяет февраль и апрель  по признаку их места в череде месяцев двух календарей, но у апреля преимущество, поскольку кодировка построена на базе мартовского календаря. Следовательно, и вторая кодировка фрагмента указывает на то, что астрономическое событие, первично отнесенное к 5 февраля, на самом деле прописано в апрельском календаре. Перечисление четырех стран света по поводу пожарной зари является дополнительным указанием на присутствие в скрытом тексте четырех, а не двух месяцев. Смысл представленной энигматической конструкции — в репрезентации взаимодействия мартовского и январского календарей при строгом учете астрономических явлений и их периодичности в процессе написания истории. 

Сноски и примечания

1. Лл. 9 («фита») - 9об нижней нумерации. В цифровой фотокопии (http://radzivilovskaya-letopis.ru//index.php) стр. 23-24.
2. См. о времени написания и вероятных авторах ПВЛ в моей ст-е:  Древляне уходят от Нестора // http://www.proza.ru/2014/01/26/1376; http://sagitfaizov.livejournal.com/92022.html; http://sagitfaizov.livejournal.com/92389.html, - и других моих статьях: «Корона сирая, коро дура я»: Софья Палеолог и другие в Повести временных лет. 1-я часть // http://sagitfaizov.livejournal.com/31606.html; Братья Орловы, Григорий Потемкин и сестра их Лыбедь // http://www.proza.ru/2014/01/20/56; http://sagitfaizov.livejournal.com/2014/01/19/; Обры Хаджи-Гирей, Екатерина II и дулеб Джон Доу // http://www.proza.ru/2014/01/29/1549; http://sagitfaizov.livejournal.com/92515.html
3. Черточками окна изображены и на других рисунках, но небрежно и без такой четкой композиционной организации, какая наблюдается на рисунке листа 9об.
4. В 862 г. состоялись также два лунных затмения, но они были полутеневыми и не могли быть замечены человеком.
5. Cм. ее портрет и сведения о ней: http://ru.wikipedia.org/wiki/,_-
6. См. о саросе: http://ru.wikipedia.org/wiki/
7. Cм.:  http://www.xliby.ru/kulturologija/misterija_luny/p21.php;  eclipse.gsfc.nasa.gov/SEsaros/SEsaros.html; http://galspace.spb.ru/index32
8. Cм. об этом: ru.wikipedia.org › Альмагеста › Птолемея; (об Эдмунде Галлее), ru.wikipedia.org/wiki/Майер,_Тобиас;, ru.wikipedia.org/wiki/Эйлер,_Леонард;; ru.wikipedia.org/wiki/История_астрономии;
9. Cм. в гл. II следующего издания: www.doverchiv.narod.ru › Н.А.Морозов › «Христос». 8 книга
10.  Знамение 1104 г. имеет еще одну проекцию, она будет рассмотрена отдельно.
11. В гл. II указанного выше издания.
12. Третье произошло 5 февраля над Антарктидой.
13. В гл. II указанного выше издания.
14. Там же.
15. Ранее о 1 апреля в шутку и всерьез креативный автор говорил по поводу затмения 1 апреля 1764 г.
16. В Лаврентьевском и Ипатьевском списках названия месяцев февраль и январь написаны полностью, то есть акцент сделан на присутствии форманта «враль» в «феврале». Конечное значение  чисел записи в этом случае равно 7, значению порядкового номера марта в сентябрьском годе. Числовые значения «января» и «февраля» при полном написании уравниваются со значением 8, такой же порядковый номер апреля в сентябрьском годе. Креативный автор припоминает здесь второй старинный календарь, предшествовавший январскому.

Сведения о затмениях и их циклах извлечены из: http://xjubier.free.fr/en/site_pages/eclipses.html; http://www.secl.ru/