Ч. 1 Подводная война на Чёрном море 1914 -1917 год

Владимир Врубель
               
В России забеспокоились по поводу подводных лодок только тогда, когда за рубежом появились первые мореходные подводные суда. Франция, Англия и США в 1900 году уже строили подводные лодки, а в Российской империи, как говорится, и конь ещё не валялся.

Русских адмиралов больше тревожил надводный флот соседей. Без сомнения, эрудированный читатель сразу решит, что автор расписался в своём невежестве, и снисходительно пояснит, что у нас подводными лодками начали заниматься ещё при царе Горохе.

Совершенно верно, вы правы, дорогой читатель, но давайте судить не по прожектам и опытам, а по промышленным образцам.

В начале двадцатого века Германия широко размахнулась на создание второго по величине флота по, так называемому плану адмирала Тирпица, рассчитанному на двадцать лет. Нужно отдать должное немцам, этот план они методично реализовывали  на практике.

 Против кого готовился германский флот? Таким интересным вопросом задавались правительства стран Европы, США и России. Англичане не сомневались, что он будет нацелен в первую очередь против них.

Не меньше тревожилось и военно-морское командование России. Слишком свежа была рана после русско-японской войны. В военно-морской науке тогда господствовала теория, что для уничтожения вражеского флота необходимо иметь превосходство в судах и вооружении на тридцать процентов.

Из этих соображений англичане, для гарантированного уничтожения германского флота, собирались создать сорока процентное превосходство. Началась сумасшедшая гонка вооружений. «На каждое немецкое судно будем иметь два своих», - таким был лозунг в английском Адмиралтействе.

Немцы принялись искать союзников, с которыми можно было бы дружить против англичан. Но русское правительство дружить с немцами по непонятной причине не хотело.

Появление английского «Дредноута» в 1905 году совершило, можно сказать, революцию в области надводного военного судостроения. В 1914 году германский Флот открытого моря насчитывал семнадцать дредноутов, а британский флот имел их двадцать восемь.

 В России суда такого типа только заложили. Каким-то неважным подобием дредноутов были три линкора на Балтике, заложенные в 1909 году.

Что касается подводных лодок, то их недооценивали во всех ведущих европейских странах, в том числе, и в России. Возможно, ещё и потому, что все смотрели друг на друга, кто, и какие суда создаёт. Законодателями военно-морской «моды» выступали, без сомнения, англичане.

В этом кроется объяснение, почему в области подводного судостроения вперёд вырвались Соединённые Штаты Америки, морское командование которых обладало более широким взглядом на будущие войны.

 Американцы разработали тип подводной лодки «Голланд № 9», который стал образцовым на целые десятилетия вперёд. Пример американцев побудил заняться подводным судостроением и другие державы с разной степенью успеха.

 Наши отечественные лодки, создаваемые своими изобретателями, были намного хуже зарубежных образцов. Как бы ни расстраивались по этому поводу квасные патриоты, но против фактов не пойдёшь. Англичане приняли на вооружение подводную лодку, разработанную Джоном Голландом.  Японцы также приняли американский вариант.

Французы разработали подводную лодку собственной конструкции. Её назвали «Жимнот», при этом всё, что к ней относилось, держали в глубоком секрете. Несмотря на  горячее проявление дружбы со стороны правительства России и поддержку Франции на международной арене, русских инженеров к подводной лодке и близко не подпустили.

 Тогда русское правительство обратилось к Джону Голланду. Тот ответил, что, пожалуйста, готов заключить договор, но только на строительство не менее десяти судов. В России сочли, что это слишком жирный кусок для американцев, и решили идти проверенным путём. К делу подключили военно-морскую разведку.

Морские агенты, как трудолюбивые пчёлы, собрали нужные сведения и передали их в морское министерство. На основе полученных данных принялись  создавать свой собственный проект, над которым трудились светлые головы - Иван Григорьевич Бубнов, Иван Семёнович Горюнов и Михаил Николаевич Беклемишев.

 Получилось что-то, чрезвычайно похожее на лодку Голланда, но только намного хуже. Часть комплектующих изделий, в частности, электродвигатели и аккумуляторы, купили за рубежом. В 1903 году построенную подводную лодку, названную «Дельфин», продемонстрировали царскому семейству. Она плавала на рейде между царскими яхтами, не утонула, и все остались чрезвычайно довольны.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/16/1232

На фотографии: обложка американского сатирического журнала того времени.