Путь к себе

Слава Липович
 
 Было это в пору далекого моего детсва.Зима в том году не жалела ни снега, ни мороза.За окном пировала вьюга,но в нашей коммуналке было тепло от взаимного обожания ее обитателей.Оными были: бабушка, дедушка и я,пятилетняя  девочка.Каждый был занят своим делом - бабушка готовила ужин, мы с дедом читали.Он - свой молитвенник, я - сказки.Около двери стояла "харчевка" - небольшой шкафчик - столик , империя бабушки.На нем господствовала литровая бутылка подсолнечного масла.Селедка смирно  ожидала своей очереди, чтобы занять достойное место среди прочих яств, рядом с карошкой " в мундире". На плите выводил рулады большой чайник, ожидая встречи со знаменитыми бабушкиными коржиками. Они были на подходе. Ужин обещал быть королевским, потому что он готовился волшебными руками бабушки Фени.
 Какой-то шорох заставил меня оторваться от "Кота в сапогах".Я прислушалась , но ничего не услышала и не увидела из-за своей близорукости. Скрип повторился - зыйде, зыйде *, - затеребила я деда, - что там скрипит? Дедушка отложил книгу.- Ничего, майн тайере,** - это ветер на улице. Вдруг входная дверь наполовину приоткрылась и в комнату протиснулась огромная нога в заснеженном валенке.Я в ужасе прижалась к дедушке, задрожала и закрыла глаза.Сквозь сковавшый меня ужас пробивались голоса: чужой - грубый, гремящий. - Я убью вас всех,нехристи! - Гершеле,Гершеле,*** береги ребенка!Дедушка сорвал с себя пиджак и одним прыжком преодолел расстояние от топчана,на котором замерла я, до двери, и занял оборонительную позицию рядом со своей храброй Фенечкой."А-а, проклятые,- грохотал  пьяный бандит, уставившись на бутылку постного масла,- так вы еще кровь наших детей будете пить...!- Гершл, а ботл а фун тиш...****Вдруг наступила тишина.Моим славным защитникам удалось вытолкать злодея и закрыть дверь.Все пять соседей, живших в общем коридоре,слышали этот тарарам,но никто  не пришел нам на помощь.
  -Детка, - причитала надо мной бабушка, - никого нет, все прошло.На следующий день,едва проснувшись, я принялась за свое: - За что он хотел нас убить? Тогда мой дедушка, Реб Гершл, поведал  об извечных гонениях евреев,об исходе из Египта,о Земле Обетованной. - Давайте заберем маму и папу и поедем туда, предложила я.- Подрастешь немного, и поедешь,обязательно поедешь, - утешал меня дедушка. - Не поеду одна, хочу вместе с вами, твердила я. -Буду собираться.Быстро сложила в авоську любимые книжки, цветные карандаши,одела большую гуттаперчевую куклу Райку, и бережно завернула в старый бабушкин платок куклу Любу.Я любила Любу и лелеяла,но однажды решила узнать,как ей удается закрывать и открывать глаза.Папин молоток помог мне открыть правду. После этого  Люба никогда не снимала шляпку.- Готово,поехали в Израиль, обратилась я к дедушке и бабушке. - Подождите!Я схватила Райку и поднесла к керосиновой лампе. -Дуй,Райка - , мы уезжаем,и наклонила куклу к самому огню.Она вспыхнула у меня в руках ярким пламенем.Начался переполох,и отъезд пришлось отложить.Мама ,дедушка  и бабушка приехали в Страну в сердце моем.На Земле Обетованной вы с нами,родные мои.


*зыйде-(идиш) - дедушка
**майн таере-(идиш) - моя дорогая
***Гершеле-(идиш) -  Гриша
****а ботл а фун тиш-(идиш) - бутылка на столе