На север замуж

Тамара Ефремова
               
    Ночью фирменный поезд покатил из Москвы на Север.
Народ устал в Москве в бегах по магазинам. В те годы абсолютного дефицита снабжение в стране продуктами и товарами было очень простое: все поступало в Москву, а народ развозил по своим домам в провинцию все что достанет (купит).
Правда, на Севере старожилы помнили коммунизм в отдельно взятом городе. Но, когда мы приехали в 70-е, было похуже. Хотя  военторг, рыбный комбинат (крупнейший в Заполярье во всем мире) снабжали северян сносно, не голодали.
Но вот мясо, колбаса, как шутили.
    - С мясом плохо.
    - Да нет, с мясом хорошо, а вот без него, да…
    На поезд брали билеты в плацкартные вагоны – больше поместится коробок, пакетов, мешков, чемоданов. Друг на друга не обижаются, что синяки об эти коробки на ногах, сидеть неудобно. Сами тоже везем много. Все едем до конечной станции. Соседи знакомиться не торопились. Наутро выяснилось, что два места занимают женщина – крашенная блондинка лет 35 с двумя дочками.
Семейная пара: женщина, в которой видно по лицу власть, и моряк. Нам повезло: моряк из отпуска вез только себя. И поэтому мы ехали можно сказать с комфортом. Места хватило всему багажу.
    Все поняли, что блондинке нетерпелось поделиться радостью. Ждать пришлось недолго. Позавтракали и началось.
    - Я из Воронежа. В прошлом году летом приехала к подруге в гости. Подъезжала поздно ночью, а солнце яркое светит. Вокзал красивый на лестнице сверху спускаются встречающие, мужчины в золотых погонах, у других на рукавах золотые широкие полоски (шевроны – от автора). Отдохнули хорошо: в ресторанах мужчины угощают, домой провожают. В клубы ходили в кино, на концерты, вечера отдыха. Я решила, что перееду сюда. Поменяла двухкомнатную квартиру в центре Воронежа на трехкомнатную.
    У нее от восторга дух перехватывает. Радостно ждет поддержки собеседников. А те только, что пальцем у виска не крутят: потерять квартиру на Большой Земле…
Город все знают хорошо. Давно в нем живут.
    - А на какой улице дом?
    Назвала адрес. Все так и охнули. Дом хороший, но в районе новостроек на окраине города. Зимой там замучишься добираться до центра. Город тянется на 32 км.
    - А как с работой. Заключили договор?
    - Устроюсь, у меня высшее образование, да и подружка поможет.
    - Замужем? – спрашивает моряк.
    - Нет, вдова (почти весело).
    Значит, бедняга, едет мужа искать, подумали женщины. Да, нет не получится. Если только север не заставит думать или подомнет под себя. Кто-то подумал: «Сопьется. В первую зимнюю полярную ночь». Каждый подумал о своем Севере.
Опыт моряка подсказывал, что заприметят в ресторане веселую вдову – для отдыха в компании то, что нужно. Вон Валька сидит добрая, квартира своя! А что еще бродяге в короткую стоянку надо: поесть, выпить и поспать: есть где и с кем. Детям конфетки (дефицит) и живи «от рубля и выше» и радуйся. А в отпуск и выходные домой к строгой жене и родным детям с подарками. Жалко дуру. Не молоденькая.
    Моряк загранплавания не пойдет к ней в гости. А то еще с пьяной радости сболтнет лишнего о свободной и красивой жизни за границей, да пообещает, еще хуже – жениться. Протрезвеет и забудет про подготовку к свадьбе, а она по злобе напишет в партком о ночных разговорах, что было – не было. Например, что он хочет за границей остаться, контрабандой занимается. Уволить не уволят, а визы до конца жизни лишат. И тогда два выхода: либо в ЗАГС (а куда родную жену девать), либо на берег.Нет с такой смелой по серьезному связываться не будут.
    Пройдет годик и о женщине, желающей выйти замуж будут разговоры разговаривать и снимай девушка свою вывеску с лица «Хочу замуж за молодого, здорового и богатого».  Все, твое место определено.
    Замужняя женщина вспомнила. Как-то из окна троллейбуса видел её муж с веселой подругой. На остановке стоят – смеются. Дома скандал закатил.
    - Ты с кем дружишь? Пока я в море, ты с ней по кабакам ходишь!
    - Она так смешно анекдоты рассказывает, - пока не понимает она о чем речь.    И по полной программе без намеков муж все скажет. Правда потом извинится.
Соседка с важным лицом на своей работе в отделе кадров тралового флота повидала, разбиралась в таких ситуациях. Муж – моряк вспомнил. Как на судно тетя привела свою племянницу помощником повара. ПТУ закончила. Девушка романтики захотела. Через пару рейсов (а рейсы по полгода и больше) команда наблюдала «картину масло». В столовую экипажа вошел опоздавший «героический матрос» для общего «уважения» хлебнул одеколончику придурок и требует обед, соответственно по хамски (а кроме мата он других слов не знает). Наша девушка размахивается и ба-бах в нос кулаком парню. С волками жить по-волчьи выть. «Оморячилась». А была такая тихая девочка. А эта сороколетняя зря приехала. Удача навряд ли к ней повернется. Все это пронеслось в головах соседей.
Север жестокий не только своей природой, не знаешь, что тяжелее: полярная зима или лето. В июне может снег выпасть: «Заполярные надбавки полетят».
Зимой ветер такой, что можно упасть и катиться по дороге в центре города по направлению ветра на своей спине, как в санях. Отношения тоже строгие.
Через пару лет встретила кадровичку - попутчицу, в ватнике на складе тралового флота. Рыбу разгружала.

                Коротко

    Работала в отделе экономист. Мужа нет, двое детей. Жить трудно – «не за что покушать». Все помогали ей: кто одежду девочкам принесет, начальство премию подкинет: понимали не за труд – детям помощь. То профсоюзный комитет единовременную помощь окажет. Короче, бедная еле-еле концы с концами сводила. От получки до получки.
    А тут объявили о резком повышении цен на золотые украшения с бриллиантами. Известие прошло бы незаметно в нашем отделе, если бы не наша «страдалица». Необычно тихо сидела и сосредоточенно считала на калькуляторе.
    - Посчитала! Мои брюлики теперь стоят … !
    И называет сумму. Молчание гробовое. Если не пить, не есть в течение пяти-семи лет таких денег не заработать, не скопить. Больше никаких дотаций она не получала. Не будь дурой: забыла? Молчание – золото.