Размышления по поэме С. А. Есенина Чёрный человек

Зоя Орлова
Поэму «Чёрный человек» литературный критик Ю.Прокушев назвал реквиемом, так как в ней звучат трагические ноты, которые нередко слышались и в других произведениях Есенина. Перечитывая его ранние стихи, можно отметить, что уже в 15 лет юный автор хорошо осознавал, насколько трудна доля поэта, понимал, что творческим личностям предопределена нелёгкая участь. В стихотворении «Поэт» отражено это пророческое предчувствие:

Он бледен. Мыслит страшный путь,
В его душе живут виденья.

И действительно, душа поэта ранима, чувствительна и отзывчива на страдания всего живого на земле, будь то человек, птица, животное или дерево. В стихотворении «Моя жизнь» (1911 год) звучит тот же мотив:

От тоски и от ран истомилася грудь...

...Изнывает душа от тоски и от горя.

При всей любви к жизни, влюблённости в красоту родного края, Есенин оставался человеком, который ощущал тёмные силы зла постоянно и хотел бы отмести их, убрать из жизни. Особенно обострилось его восприятие мира в заграничных поездках, откуда он писал на милую Родину письма: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... Человека я пока ещё не встречал...». Он вдруг осознал, что в Европе и Америке душа и духовность оказались «не в цене», и это чисто русские волнения. Так увидел Есенин буржуазный мир, где обнажённость души, искренность, какие есть у русского человека, оказались неприличными (отсюда ощущение, что надо «застегнуть душу»). И потому рвалась его душа домой, в Россию, и не пугали уже «домашние» проблемы. Об этом упоминал и Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»:

Когда ж постранствуем, воротимся домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!

Эти настроения породили замысел создания поэмы «Чёрный человек», первый вариант которой Есенин читал друзьям после возвращения на Родину осенью 1923 года.

Сам Есенин говорил жене, Софье Андреевне Толстой, что его потрясли цинизм и бесчеловечность жестокого западного мира, где ещё острее чувствуется незащищённость человека от тёмных сил зла: «...биржевые дельцы – это не люди, это какие-то могильные черви».
Что же отразилось в поэме «Чёрный человек» из того, что вызывало такие ощущения? Поражают уже первые строчки, этот призыв-мольба с повторами, усиливающими эффект воздействия:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

Затем трижды повторённое «чёрный человек», что подчёркивает навязчивость видений, весь ужас терзаний души, неприятность диалога с мрачным явлением. «Это» приходит каждую ночь, не даёт спать, мучает  душу и мозг.
Некоторые критики отмечали, что сам автор упоминает об алкоголе, который, как осенние листья, осыпает мозги. Никто не спорит, алкоголь действительно оказывает губительное воздействие на организм, но Есенин с этим боролся и преодолевал тягу к спиртному. Следует учитывать и некоторые факты биографии: лет десять назад  юный поэт совсем не пил, читал молитвы и писал стихи, но и тогда мысли его были не всегда радужными, а душа страдала. Это особенность людей, одарённых способностью сострадать человеку или животному, чувствовать  всякую боль вокруг, или несправедливость, унижение.
Если вдуматься в смысл содержания поэмы, то можно понять тревогу автора и согласиться с его точкой зрения. Действительно, не захочешь слушать этого «чёрного человека», который твою Родину называет страной «отвратительных громил и шарлатанов». Этот неприятный тип внушал лирическому герою, что красоты России, с её чистыми снегами и метелями, вовсе не являются для поэта счастьем:

Счастье, – говорил он, –
Есть ловкость ума и рук.

И учил «правильной» жизни, в которой следует овладеть искусством лжи, лицемерия, для чего надо надевать маску:

И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым – 
Самое высшее в мире искусство.

Наверное, кстати вспомнить тут рассуждения некоторых работников пера, которые ещё при жизни Пушкина и Гоголя говорили о пользе приятных отношений с властью, с издателями и читателями. Но гении русской литературы льстить и угодничать не хотели, не совпадало это с их представлениями о человеческом достоинстве, чести и целях творчества. Потому и жилось многим трудно, не обласканы были славой, обойдены наградами и почестями.

В беседах «чёрного» гостя с поэтом обнаруживаются некоторые факты из жизни самого лирического героя. Однако собственные ошибки люди не любят обсуждать с посторонними, потому что взгляд обывателя может быть искажённым, когда и невинного могут оболгать. Например, такой факт, как  одностороннее мнение о Есенине, что также отравляло жизнь поэта, страдавшего из-за злых суждений. Разве может быть всё значение его творчества перечёркнуто теми отдельными ошибками молодости, о которых он и сам, возможно, сожалел? Слухи и сплетни, изображавшие личность поэта только с отрицательной стороны, использовались завистниками для травли Есенина, чем воспользовался и «чёрный человек», который «читал» лирическому герою «жизнь какого-то прохвоста и забулдыги...».

В произведении «Чёрный человек» обнажено, остро передано состояние тоски, вызванной одиночеством, когда, говоря словами М.Ю.Лермонтова, «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». И тогда приходит незваный гость, он снова терзает своими сентенциями. Например, говорит, что от бессонницы страдают слабые люди и вовсе не страдают те, кто научился не терзать своё сердце думами о «язвах общества», кого не волнуют проблемы человеческие об улучшении нравов. «Чёрный человек», стараясь задеть за живое, оскорбляет поэта, называет его стихи «дряхлой и томной лирикой», а поэтов – «забавным народом», бессмысленно рассуждающим о мирах.

Согласен ли герой с выводами «чёрного человека»? Нет, у этих ночных собеседников не может быть единомыслия в споре о жизни, о духовности в обществе, о «никчемности» поэтов и ненужности поэзии, о практичном мире людей, понимающих, как добиваться благополучия и достатка. Возмущённый поэт, не желающий признавать ценности «страшного мира», из которого приходит к нему оппонент, вовсе не считает своё творчество, свою любовь, свою жизнь неправильными. И он отвергает чуждую мораль, расчётливую любовь и те принципы, которыми заманивает его «чёрный человек» в свой мир. Лирический герой так разгневан, что швыряет в гостя трость, которая летит «прямо к морде его, в переносицу...».
Но не всё так просто. Герой удивлён тем, что он видит во время рассвета и пробуждения:

Никого со мной нет,
Я один...
И разбитое зеркало...

Как понимать, что это было? Значит, зеркало отражало самого поэта, он спорил со своим двойником, вторым «я»? Но почему он был чёрным? Получается, что данная поэма – это размышления автора о тёмных сторонах души человеческой, когда личность как бы раздваивается. Один человек символизирует доброе, светлое начало, а другой – его противоположность. А вдруг когда-то действительно возникало у поэта желание изменить что-либо в жизни, бросить своё занятие, не приносящее прибыли, и стать таким, как предлагал «чёрный человек»? Не потому ли была сделана попытка прижиться в Америке? Однако даже Айседоре Дункан не удалось оторвать Сергея Есенина от России.
 
Можно также предположить, что в Америке с Есениным произошло нечто подобное галлюцинациям (возможно, и как результат влияния алкоголя на психику). И к поэту приходил «из зазеркалья» дьявол, которому была нужна душа человека. Если это так, то лирический герой поэмы достоин особого уважения: он устоял под натиском тёмных сил, не поддался дьявольским соблазнам и не продал душу сатане.

Трудно сказать однозначно, кого (или что) подразумевал автор поэмы под образом «чёрного человека». Одно понятно: «чёрное» может вползать в душу человеческую, и оно омрачает жизнь людям. «Выбить черноту», ударить по ней чем-либо и вернуться к светлому миру могут только самые сильные натуры, с высокими нравственными принципами, любящие людей, природу, жизнь. Возможно, именно это хотел сказать своей поэмой С.А.Есенин.