Солдатов

Игорь Табакаев
Эта история семилетней давности, долго лежала под спудом, ожидая своего литературного завершения . Всё это время я пытался осмыслить её богословски, подвизаясь на духовном поприще настоятеля  в Свято-Пантелеимоновском храме. Именно феномен появления Дома святого в Красноярске и чудеса с ним связанные заставляют взяться за перо И вот рождается книга. Она будет состоять из простых дневниковых записей их объяснения и экскурсов в античную историю.

Событие обретения мощей во время моей поездки в Уфу было диалектично. Калька внутренних помыслов автора наложилась на текст обычной жизни и в этом синтезе произошло обретение мощей ,а семь лет спустя философское осмысление события. Подобным образом и блоки, камни строящегося храма воспринимались мной, как  живые стены храма живого Бога и св. угодника Пантелиемона.
 
Совершенно неожиданный мой отъезд в Уфу - совершенно незнакомый мне город, напоминает указующую божью руку на пиру Валтасара, и вот мы мчимся в место указанное богом... Все наши мелкие грешки оставили мы при этом в Харране. Проехали первое селение с действующей церквушкой – Кармиловка, не от библейского ли это Кармила?  Пришли на ум ещё две аллюзии в духе Симеона касательно моего личного очищения. Не оставив страсти не войти в землю обетованную, а и войдя увижу там Уфу а не мой Ханаан. Бессонница, не сплю всю ночь, но благо я принял решение на станции Усть-Катав, отбросить все сомнения и далее ехать в духе. 

Славный город Уфа встретил нас своеобразно. Ни в чём не имеем нужды, но и ни в чём вразумления. Наши объяснения о договорённости с владыкой и ритуальные слова  - Красноярск возымели силу, и нас поселили где то «наверху». Приличная комната с божницей, падаем и засыпаем. Проснувшись обнаруживаем, что мы заперты снаружи. Однако уже не обманываясь в гостеприимстве Уфимской епархии мы настойчивы и находим даже повара. Мой попутчик Андрей вначале склонялся к вегетарианству, но для бодрости духа согласился есть мясо.

Решили осмотреть город, кафедрал во имя преподобного Сергия напоминает нашу Николаевскую церковь. Всё угловато, но внутри всё хорошо. Богатейший иконостас, книг почти нет, владыка не книжный – подумалось мною. Местной святыней является Табынская икона Божьей Матери (образ Казанской). На стене собора прекрасная фреска чудотворного образа. С молитвой приложились, купили себе по акафисту со сказанием. Ещё один городской храм Покровский, напоминает наш Троицкий. На дверях табличка двери «не трогать». Достойно литературного описания место расположения Покровского храма. Храм окружён домиками с приусадебными участками, из одного выглянул татарин-батюшка. А общее впечатление такое, что мы с Андреем констатируем – это настоящий лесковский Старгород.

Вернулись в управу. Опять что то просили из того что нам и так положено. Я напился успокоительных таблеток, с удовольствием и умилением зажёг свечечку и прочёл акафист Табынской божьей матери. Как то сразу к ней расположился. Захотелось иметь список, только мой художник пишет с сигаретой в зубах, и это меня смутило. Ещё бы водицы с собой увезти из чудотворного соляного источника. Сейчас продолжу опус про Симеона и православное предание, дома бы не взялся за толстеннейщую книгу в 600 страниц. Вспомнил предутренний сон – обильно мироточущую икону Божьей матери, миро льётся прямо по стеклу. Это наверно к добру.
 
Утром начинается архирейский приём. Толпы духовенства, пышные городские протоереи, сельское суетливое духовенство (Миргород), странные люди с жёнами и малыми детьми, проходимцев почти нет. В десять часов вечера движение стихает. В течении приёма мы тоже пытались обозначиться, но секретарь владыки кратко нас осадил - Владыка в курсе.
К ночи ситуация ожидания накалились до крайности, но чу, шаги, к нам в  входит мужчина средних лет в простеньком подрясничке, и только по панагии я определяю, что это архиепископ Уфимский Никон.

- Ну вот, отцы, все разошлись, я принимал всех от всех приходов.
- Мы просим только благословления у известного владыки.
Он шутит и вспоминает времена, когда был медбратом в 20 красноярской больнице, вспоминает о владыке Иоанне, который вырвал его из мира и рукоположил. Дальше разговор пошёл о реликвиях.

- Мощи? О, у меня этого всего очень много и повёл к сейфу, вынес огромный ворох коробочек, сосудов, пакетов полных мощей. И им же несть числа.
Промелькнуло слово « Св. Пантелеимон».
- У народа должны быть свои святыни.
Я весь мобилизуюсь и выпаливаю: Владыко, я понял цель нашего к вам визита. Благословите частичку святых мощей Великомученика Пантелеимона для нашего храма в столь близкой для вас 20 больнице. Владыка не сразу соглашается, молчит и с улыбкой спрашивает – «А что ваш архиерей вам не даст?. Я настаиваю и говорю, что не слышал о мощах великомученика в Красноярске. Владыко, прищурясь, говорит: Извольте, мощи дам.

Уходим к себе, совершенно потрясённые. Уснул наевшись снотворного, предчувствуя то, что и завтра будет тревожный день.

Вечером следующего дня владыко показал гостям актовый зал своей консистории, переделанный в склад раритетов. Уникальное собрание древних и исторически интересных антиминсов, многие в прекрасном состоянии. В целом это потрясает. Причём владыко был не только накопителем, но и щедродарителем. Он рассказал о необычных архиереях, сам являясь событием заведомо неординарным. Далее он надел епитрахиль и поручи, зажёг восковую свячу, из мощевика Св. Пантелиемна копием извлёк нарочито большую часть мощей. Вложил в специально приготовленную звёздочку, залил воском, положил в конверт и передал мне святые мощи. Далее нам были подарены ценные кресты ручной работы в которые архипастырь вложил записочки о вечном поминовении его убитого в Чечне брата – воина Александра.. Я был потрясён.

На праздник введения во храм Пресвятой Богородицы в 1999г. был намечен приезд Святейшего патриарха в красноярскую епархию. Перед ним владыка Антоний ездил в Москву подписать наградные листы для священников. Вернувшись он вызвал меня и несколько удивлённо сообщил.
- Радуйтесь, отец Валерий. Я подавал вас на медаль, но патриарх, просмотрев длинный список незнакомых фамилий, спросил - кто это?
Я ответил  - священник Валерий Солдатов, который открывает больничные храмы и служит в них. Патриарх зачеркнул слово медаль и собственноручно вставил – Золотой наперстный крест.

Валерий Солдатов 2009г.