Продолжение:
В этой церкви немцы замаскировали под лестницей две авиабомбы с инерционными взрывателями. Взрыватели были осторожно вывернуты, бомбы вывезены за город и взорваны с помощью тротиловых шашек. Кстати, о фугасе в Пассаже и бомбах в церкви нам сообщили местные жители, которые следили за действиями немцев. Вначале в городе было жителей очень мало, но, по мере его разминирования, приток населения возрастал, и улицы города с каждым днем становились все более и более оживленными.
Вездесущие мальчишки толпами ходили за моими саперами и издалека наблюдали за их работой. Приходилось их отгонять на безопасное расстояние. Частенько они прибегали с сообщениями об обнаружении ими чего-то похожего на взрывоопасный предмет.
Всего моим взводом за месяц работы было обезврежено несколько сотен мин-сюрпризов, десяток фугасов и несколько авиационных бомб. При этом я не потерял ни одного сапера. За это командование бригады представило меня к награждению орденом «Отечественной Войны 2-й степени», а моих командиров отделений и наиболее отличившихся разминеров - к награждению Орденом «Красная Звезда», а несколько командиров отделений и простых саперов были награждены медалями «За отвагу». Командир нашей роты тоже был награжден орденом «Отечественной Войны 2-й степени».
После окончания разминирования г. Орла, меня назначили командиром подвижного отряда заграждения (ПОЗ). Выделили в мое распоряжение две грузовые машины (ЗИС-5 и ГАЗ-3), 50 противотанковых мин ЯМ-5 и сто противопехотных мин ППМД-6. С этими минами мы выезжали на танкоопасные направления, на которых намечался прорыв контратакующих немецких танков. Здесь мы готовились к быстрой установке противотанковых мин связками по 5-6 штук, непосредственно перед движущимся танком путем натяжения связывающего их каната.
В действии этот способ нам применить не пришлось, т.к. на нашем направлении наша противотанковая артиллерия действовала отменно, и немецкие танки до наших мин не добрались. Слышал, что на других участках несколько немецких танков все же подорвались на таком виде минного заграждения.
Так, с боями, мы дошли до города Почепа. Он представлял собой сплошные руины. Только печные трубы возвышались кое-где над грудами развалин. Здесь наступление наших войск окончательно прекратилось и, после короткого отдыха, нашу бригаду по железной дороге отправили на 2-й Прибалтийский фронт. Переезд занял целый месяц, т.к. пути были перегружены транспортами, вывозящими раненых и подвозящими к фронту боеприпасы, технику, продовольствие и пополнение.
Ехали в теплушках, оборудованных печками-буржуйками, т.к. было уже холодно. На дворе стоял октябрь. Спали на двухъярусных нарах. В одной из теплушек была установлена ротная походная кухня, которая снабжала всю нашу роту горячей пищей. Командование и штаб бригады ехали в пассажирских вагонах. Техника (автомобили, понтоны, детали сборных мостов, электризованных заграждений, передвижные электростанции) перевозилась на открытых железнодорожных платформах. Остальная техника и лошади перевозились в крытых грузовых вагонах.
В пути больше стояли, чем ехали. Поэтому было много свободного времени, которое командование бригады использовало для физической, строевой и технической подготовки личного состава. По утрам делали зарядку. После завтрака занимались подготовкой, изучали технику, чистили оружие. После обеда и отдыха была политподготовка и культурная программа (пели песни, плясали под гармошку, острословы мутили и рассказывали всякие небылицы или подлинные истории). Офицеры из политотдела бригады сообщали о боевых действиях наших и немецких войск на фронтах, на которых велись боевые действия.
В ротах выпускались боевые листки, а в бригадной типографии печаталась газета, экземпляры которой раздавались по взводам, коллективно зачитывались, а потом использовались для самокруток. На остановках часто общались с местным населением, танцевали с девушками, беседовали с детьми и стариками – сообщали им обстановку на фронтах, узнавали местные новости, меняли табак, мыло, сахар на семечки и самогон. Длительность стоянок всегда была известна, и поезда отходили очень медленно, поэтому отставших от поезда не было.
Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/02/14/2159
Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/15/1947
Рисунок - коллаж автора.