Воспоминания отца о войне. Часть-5. Фронт. Эпизод4

Александр Зинковский
Продолжение:

В этой церкви немцы замаскировали под лестницей две авиабомбы с инерционными взрывателями.  Взрыватели были осторожно вывернуты, бомбы вывезены за город  и взорваны с помощью тротиловых шашек. Кстати, о фугасе  в Пассаже и бомбах в церкви нам сообщили местные жители, которые следили за действиями немцев. Вначале в городе было жителей очень мало, но, по мере его разминирования, приток населения возрастал,   и улицы города с каждым днем становились  все более и более оживленными.
 
Вездесущие мальчишки толпами ходили за моими саперами  и издалека наблюдали за их работой.  Приходилось их отгонять на безопасное расстояние.  Частенько они прибегали с сообщениями  об обнаружении ими чего-то похожего  на взрывоопасный предмет.
 
Всего моим взводом за   месяц работы было  обезврежено несколько сотен мин-сюрпризов, десяток фугасов  и несколько авиационных бомб. При этом  я не потерял ни одного сапера. За это командование бригады представило меня к награждению орденом  «Отечественной Войны 2-й степени», а моих командиров отделений  и наиболее отличившихся разминеров -  к награждению Орденом «Красная Звезда», а несколько командиров  отделений и простых саперов были награждены  медалями «За отвагу». Командир нашей роты тоже был награжден орденом  «Отечественной Войны 2-й степени».

После окончания разминирования г. Орла, меня назначили командиром подвижного отряда заграждения (ПОЗ). Выделили в мое распоряжение две грузовые машины (ЗИС-5 и ГАЗ-3), 50 противотанковых мин  ЯМ-5 и сто противопехотных мин ППМД-6. С этими минами мы выезжали на танкоопасные направления, на которых намечался прорыв контратакующих немецких танков. Здесь мы готовились к быстрой установке противотанковых мин связками по 5-6 штук, непосредственно перед движущимся танком путем натяжения связывающего их каната.

В действии этот способ нам применить не пришлось, т.к. на нашем направлении наша противотанковая артиллерия действовала отменно,  и немецкие танки до наших мин не добрались. Слышал, что на других участках  несколько немецких танков все же подорвались на таком виде минного заграждения.

Так, с боями,  мы дошли до города Почепа. Он представлял  собой  сплошные руины.  Только печные трубы возвышались кое-где над грудами развалин.  Здесь наступление наших войск окончательно прекратилось и, после короткого отдыха, нашу бригаду по железной дороге отправили  на 2-й Прибалтийский фронт. Переезд занял целый месяц, т.к. пути были перегружены транспортами, вывозящими раненых и подвозящими к фронту боеприпасы, технику, продовольствие и пополнение.

Ехали в теплушках, оборудованных печками-буржуйками, т.к. было уже холодно. На дворе стоял октябрь. Спали на двухъярусных нарах. В одной из теплушек была установлена ротная походная кухня, которая снабжала всю нашу роту горячей пищей. Командование и штаб бригады ехали в пассажирских вагонах. Техника (автомобили, понтоны, детали сборных мостов,  электризованных заграждений, передвижные электростанции) перевозилась на открытых железнодорожных платформах.  Остальная техника и лошади перевозились в крытых грузовых вагонах.

В пути больше стояли, чем ехали.  Поэтому было много свободного времени, которое командование бригады использовало  для физической, строевой и технической подготовки личного состава.  По утрам делали зарядку. После завтрака занимались подготовкой, изучали технику, чистили оружие.  После обеда и отдыха  была политподготовка  и культурная программа (пели песни, плясали под гармошку, острословы мутили и рассказывали всякие небылицы или подлинные истории).  Офицеры из политотдела бригады  сообщали о боевых действиях  наших и немецких войск на фронтах, на которых велись боевые действия.

В ротах выпускались боевые листки, а в бригадной типографии печаталась  газета, экземпляры которой раздавались  по взводам, коллективно зачитывались, а потом использовались для самокруток. На остановках часто общались  с местным населением, танцевали с девушками, беседовали с детьми и стариками – сообщали им обстановку на фронтах, узнавали местные новости, меняли табак, мыло, сахар на семечки и  самогон.  Длительность стоянок  всегда была известна,   и поезда отходили очень медленно, поэтому отставших от поезда не было.

Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/02/14/2159

Продолжение http://www.proza.ru/2014/02/15/1947

Рисунок - коллаж автора.