Легенда об основании Рима

Владимир Лядов
Древности простительно, мешая человеческое с божественным, возвеличивать начала городов; а если какому-нибудь народу позволительно освящать свое происхождение и возводить его к богам, то военная слава народа римского такова, что, назови он самого Марса своим предком и отцом своего родоначальника, племена людские и это снесут с тем же покорством, с каким сносят власть Рима.
Тит Ливий. История Рима от основания города. I.Pr.7. / (здесь и далее цитаты Истории  Рима в переводе В. М. Смирина).



Процесс зарождения государственности в современном мире достаточно детально изучен общей теорией государства. Возникновение государств в наши дни происходит достаточно редко и чаще всего связывается с затяжным политическим кризисом, существующим на определённой территории. Так, например, Южный Судан приобретает суверенитет лишь 4 июля 2011 г. в результате мирного разрешения референдумом длительного кризиса, расколовшего Судан на две части. Государство Израиль – основная зона конфликта на Ближнем Востоке – возникает на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 г. и провозглашённой на её основе Декларации независимости Государства Израиль, провозглашённой 14 мая 1948 г; её зачитал Давид Бен-Гурион. Так или иначе, но процесс политогенеза, происхождения государств, в наши дни продолжается. Он носит прежде всего политический характер, а о вновь создаваемом государстве немедля становится известно всему миру.
Если обратиться к истории, то образование таких государств, как, например, США и Мексика, Египет, Ливия и др. вполне достоверно и полно освещено в научной литературе. Споры возникают разве что о причинах создания государства.
Совершенно иначе выглядит происхождение Рима. Прежде всего, по сей день науке не известна точная дата его создания, не известны с точностью и имена людей, стоящих у его, государства, истоков. Полагаться приходится на смутные и неясные мифические истории. Иными словами, происхождение Рима окрашено не политически, а мифически; существует лишь легенда об основании города. Легендой освещены и имена царей, правивших в те далёкие времена.
Кроме того, что примерять нынешнее понятие "государство" к Древнему Риму не совсем корректно: способ организации жизни римского общества не знал этого обезличенного целого, властвующего над людьми. Римляне вместо этого термина использовали словосочетание "res publica", вовсе не сводимое к механической совокупности органов власти. Само словосочетание можно перевести как "общее дело". Самая власть в Риме была достоянием народа, она проистекала от народа непосредственно, она принадлежала каждому члену civitas, каждому мужчине-воину, входящему в одну из центурий; наконец, власть эта была растворена среди плебеев, собиравшихся на свои сходки без участия патрициев. Римские магистраты, начиная ещё с консулов, были в силах лишь пригласить народ на собрание да обозначить повестку, но повлиять на решение административно, как чиновники нынешних государств, были не в силах. Власть их есть лишь особая почётная форма служения народу, honores amplissimi заняты людьми вследствие желания народа. Они, магистраты, не получают даже платы за своё служение. Само слово - "honor" - может быть переведено и как "почёт", и как "пост" в значении "должность".
Но обо всём по порядку.

* * *

Первым царём Древнего Рима был Ромул (Romulus), чьим именем и был назван город Рим (Roma).
Родословная Ромула возводится к герою троянской войны – Энею. Он прибывает в Италию с большим отрядом троянцев, вооружённый и готовый ко всему. Не имея в своём распоряжении ничего, кроме кораблей и оружия, Эней принимается грабить окрестности, чтобы добыть себе пропитание. Дионисий Галикарнасский в «Римских Древностях» так описывает эти события:


«Приказав троянцам раскинуть лагерь на холме, он <Эней> на самом лучшем участке воздвигает кумиры богов и тотчас же с головой окунается в обустройство города. Рыща по окрестностям, Эней завладевает всем, что потребно для строительства поселения, преимущественно железом, деревом и земледельческими орудиями, что обескуражило тех, кто лишился всего этого. Латину же, который был тогда царем, воевавшим против соседнего народа рутулов и терпел неудачи в битвах, доносят о том, что творится, в очень преувеличенном виде, будто бы все побережье разоряется иноземным войском и, если он поспешно не пресечет все бесчинства, то тяжкая борьба с соседними городами покажется шуткой. В душу Латина, услышавшего такое, вселяется беспокойство, и он, тотчас оставив текущую войну, обрушивается на троянцев с большим войском. Но при виде троянцев, вооруженных подобно эллинам и ожидающих сражения в боевом строю в полной готовности и бесстрашии, Латин мигом отказывается от рискованного предприятия, ибо ему не одолеть их первым же натиском, как он намеревался, выходя из дому. Расположившись лагерем на холме, Латин предпочел сначала дать роздых войску, утомленному долгим путем и изматывающим преследованием противника. Проведя ночь под открытым небом, Латин принимает решение с восходом зари сойтись с врагами. Но представшее ему во сне одно из местных божеств просветило его, что надлежит принять эллинов в страну для совместного житья. Ведь они явились в качестве серьезной помощи Латину и для общего блага аборигинам. А посетившие той же самой ночью Энея отечественные боги призывают его убедить Латина добровольно предоставить им поселение в том месте, где они пожелают, и воспользоваться эллинским войском, как скорее союзным, чем враждебным. Таким образом обоим видения во сне помешан! начать битву. А как только занялся день и боевые силы изготовились к сражению, примчались гонцы, передавшие, чтобы предводители обеих сторон в едином порыве сошлись друг с другом на переговоры. И это свершилось».


К счастью, Эней и Латин, встретившись и побеседовав, решают заключить мир. Латин обещает троянцам дать столько земли, сколько им потребуется, а взамен Эней и его воины обещают военную помощь Латину в любой войне, с кем бы она ни велась. Так, по достижении договорённости, Эней основывает город Лавиний (названный в честь своей жены – дочери принявшего его Латина) и утверждается в Италии. Некоторое время спустя на союзников нападают рутулы, чей царь, Турн, был тяжело оскорблён: ранее Латин предлагал Лавинию в жёны ему, а отдал – какому-то чужеземцу. В состоявшейся битве объединённые силы аборигенов и троянцев побеждают рутулов, но в битве погибает Латин. Разгромленные рутулы обращаются за помощью к этрускам, а Эней, дабы сплотить оставшиеся под его властью народы, объединяет их одним именем и нарекает свой новый народ латинами. В результате решающей битвы латины одерживают победу над этрусками, но их царь, Эней, как и подобает герою, погибает в бою.
Тем не менее, сын Энея, Асканий, достигнув совершеннолетия, воцаряется среди латинов. Он, согласно легенде, основывает новый город, названный Альба-Лонга.


Во время основания города случилось, как говорят, великое чудо. После того как в неприступном месте был сооружен храм для богов, статуи которых Эней вывез из Троады и водрузил в Лавиний, а затем кумиры были перенесены во внутреннее помещение святилища, с наступлением ночи - при том, что двери были заперты, стены ничуть не повреждены и крыша не тронута - они были обнаружены поставленными на прежних постаментах в Лавиний. А когда их опять переправили из Лавиния с молитвами и умилостивительными жертвами, они вновь заняли прежнее положение. И люд терялся в догадках, как поступить в подобных обстоятельствах, не желая ни разделить людей и богов на две части, ни вернуться на покинутое поселение. Вдруг их осенила мысль, способная утолить обе возможности: дозволить богам пребывать на старом месте, а людей для попечения о них, возвратить из Альбы в Лавиний для проживания. И были выделены шестьсот блюстителей священнодействий, которые перебрались обратно вместе со своими домочадцами. Предводителем их был назначен Эгист. Именуют же римляне этих богов Пенатами. Перелагая их имя на греческий язык, одни толкуют их "Отечественными", другие - "Родовыми", третьи видят в них "Основателей", иные - "Внутренних", а прочие переводят как "богов Домашнего очага". Но складывается впечатление, что каждый нарицает их по чему-то близкому ему самому, и сдается, что все подразумевают одно и то же. Вид и форму кумиров описывает Тимей: это железные и медные жезлы и троянские глиняные сосуды, которые установлены в качестве святынь в заповедном месте в Лавиний, - а узнал он об этом от местных жителей.


Постепенно латинское государство усиливается, сменяются поколения царей, и, наконец, 11 поколений спустя, к власти, в силу старшинства, должен был прийти Нумитор. Однако его родной младший брат, Амулий, силой оттеснив Нумитора, сам воцаряется среди латинов. Первым делом он истребляет всё мужское потомство Нумитора, а его единственную дочь – Рею Сильвию – делает весталкой. Жрицы Весты, как известно, не вправе были вступать в связь с мужчинами, и Амулий, успокоенный невозможностью появления потомков у Нумитора, продолжает властвовать.
В один из дней Рея Сильвия становится жертвой насилия. Она сознаётся в нарушении священного обета безбрачия, но утверждает, что отцом её детям приходится сам бог Марс. Тем не менее, латины, возмущённые её преступлением, обрекают её на смерть. Детей же, братьев-близнецов Ромула и Рема, Амулий приказывает утопить в водах Тибра.
Раб, посланный убить младенцев, приблизился к реке, но напугался разразившейся страшной бури и попросту бросил корзинку на берегу. Корзинку с детьми подхватывает течение, но она запутывается в ветвях смоковницы, названной впоследствии Руминальской. Когда воды схлынули, корзинка утвердилась на берегу. Проснувшись, младенцы подняли крик, который услышала пробегавшая мимо волчица. Обнаружив детей, она вылизала их и накормила своим молоком. Так, вместе с волчицей, накормившей братьев, Ромула и Рема застал Фаустул, смотритель царских стад, пасший неподалёку скот. Он принял близнецов и вместе со своей женой, Ларенцией, воспитал их как своих детей.
Подрастая, близнецы стали заметно выделяться среди сверстников своей красотой, осанкой, гордым взглядом. Занимаясь честным трудом, охотой и ловлей диких зверей, они окрепли и возмужали. Самый вид их привлекал к ним других людей, не только окрестных жителей, пастухов, но даже и беглых рабов. Собрав небольшой отряд, Ромул и Рем принялись выступать в защиту обиженных, нападая на местных разбойников и разделяя между членами своего отряда захваченную добычу. В ходе одной из стычек разбойникам удалось схватить Рема и они, пылая гневом, представили его на суд Амулию, обвиняя в грабежах и нападениях на земли Нумитора. Следуя обычаю, Амулий передал Рема для казни Нумитору.
Нумитор решил расспросить столь видного юношу о его происхождении и причинах, побудивших заняться грабежом. Слушая его рассказ, Нумитор признаёт в Реме некогда оплаканного внука.
Тем временем Фаустул, проведав о пленении приёмного сына, обращается за помощью к Ромулу. Ромул, искренне желая освободить своего брата, собирает свой отряд и, хитростью пробравшись ко дворцу, убивает Амулия. Встретив брата, он узнаёт от него о судьбе своего деда, Нумитора, и, радостно приветствуя его, признаёт его царём. Жители Альба-Лонги, которым Нумитор и его внуки поведали о произошедшем, с воодушевлением подтверждают право Нумитора на власть. Так он возвращает себе Альбанское царство. Дальнейшие события Тит Ливий передаёт следующим образом:


«Когда Нумитор получил таким образом Альбанское царство, Ромула и Рема охватило желанье основать город в тех самых местах, где они были брошены и воспитаны. У альбанцев и латинов было много лишнего народу, и, если сюда прибавить пастухов, всякий легко мог себе представить, что мала будет Альба, мал будет Лавиний в сравнении с тем городом, который предстоит основать. Но в эти замыслы вмешалось наследственное зло, жажда царской власти и отсюда — недостойная распря, родившаяся из вполне мирного начала. Братья были близнецы, различие в летах не могло дать преимущества ни одному из них, и вот, чтобы боги, под чьим покровительством находились те места, птичьим знаменьем указали, кому наречь своим именем город, кому править новым государством, Ромул местом наблюдения за птицами избрал Палатин, а Рем — Авентин.
Рему, как передают, первому явилось знаменье — шесть коршунов, — и о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстало двойное против этого число птиц. Каждого из братьев толпа приверженцев провозгласила царем; одни придавали больше значения первенству, другие — числу птиц. Началась перебранка, и взаимное озлобление привело к кровопролитию; в сумятице Рем получил смертельный удар. Более распространен, впрочем, другой рассказ — будто Рем в насмешку над братом перескочил через новые стены и Ромул в гневе убил его, воскликнув при этом: «Так да погибнет всякий, кто перескочит через мои стены».  Теперь единственным властителем остался Ромул, и вновь основанный город получил названье от имени своего основателя».


Так, в результате братоубийства, возникает город Рим, которому уготовано будет стать синонимом слову «мир». Со временем Римская империя покорит все народы средиземноморья, а её границы будут считаться границами цивилизованного мира. Существование Рима охватит период в полтора тысячелетия. Его культура станет одной из основ для культуры всех народов Европы, а его право – основой для права всего Европейского континента. Вплоть до 1453 г. под именем Римской Империи будет существовать Византия, а до 1900 г., до вступления в силу на территории Германии Германского гражданского уложения, будет напрямую применяться в практике римское право.