Неспособность работать

Наталья Финогеева
Совсем недавно - весной прошлого года - в моей жизни произошел серьезный переворот. Буквально всё, на чём стоял мой внутренний мир, развалилось. И в этом большая доля моей ответственности. А точнее сказать - осознанности.

Верно говорят, что психолог должен быть хоть немного вменяемее своих клиентов, иначе он окажется мало полезным. Вот и мой энтузиазм к повышению профессионализма дал о себе знать. Благодаря учебным группам, супервизиям, терапии появилось основание для пересмотра моих выводов, сложившихся из детского травматичного опыта. Я посмеялась сквозь слезы, что "умирает" привычная стратегия поведения "по всем фронтам", а вот новый репертуар приходится бережно взращивать в каждой сфере жизни отдельно. Холить и лелеять, уделять внимание своему новому образу жизни и взаимодействия с окружающими людьми и миром. Это очень сложный и вместе с тем полезный и интересный процесс, как оказалось. Но! Таящий в себе все традиционные стадии переживания горя и требующий длительного времени на проживание отрицания, злости, торга, депрессии и принятия.

И в этот самый период моей жизненной паузы, когда на создание и запуск новых проектов совсем не было сил, потому что я только и делала, что размышляла над прошлой работой, отношениями с мужчинами, пользе или вреде психологических знаний...  Ко мне начали приходить клиенты, у которых также жизнь встала на паузу, и они не могут и не хотят работать. Любопытство и расспросы в рамках консультаций позволили мне самой активно продвинуться в вопросе личной ответственности и того, куда "уходит" энергия, что совсем не остается сил на выполнение своей профессиональной деятельности.

Я стала замечать, что на психологических форумах появляется всё больше статей и заметок про инфантилизацию современного поколения, к которому принадлежу и я. Здесь я в чем-то согласна. Многочисленные вебинары и тренинги позитивного мышления, секрет-ориентированные семинары и книжки, призывающие "лишь только пожелать и счастье само откликнется и придет в вашу жизнь" задают образец мышления для тех, кому в районе 30. Плюс ко всему - кризис. И жизнь, в которой всё соответствует нормам гедонизма начинает трещать по швам, а внутри растет отчаянье, призывающее что-то менять. Вопрос только в том, что.

Молодые, здоровые и способные к активности парни  заявляют, что хотят виллу на море и Майбах, а идти на работу при этом не готовы. Они, подводя глаза к небу, рассказывают, как замечательно должно получиться, если найти такую волшебную работу, которую можно делать только один час в сутки, а в остальное время заниматься личной жизнью. Что сидеть по 40-50 часов 5/2 - это не актуально и угнетающе.

У меня возникает вопрос: а жизнь, которую человек проживает на работе, чья? Неужели она не личная? Ведь не происходит же расщепления надвое, когда мозг и нужные части тела пошли зарабатывать деньги, а личность при этом перестает жить.

Я услышала в ответ, что и в том, что они называют "личной жизнью" дела не складываются. Отношения разваливаются, страшно связывать себя узами. Хочется и семьи и свободы. Собрание противоречий.

Как по мне, так это еще один миф в копилку "Моей второй половинки". Человек целостен и к тридцати годам, как правило, достигает способности отвечать за свои поступки и прогнозировать последствия принимаемых решений. За любую работу платят! На то она и работа. Зачем же заниматься тем, чем не нравится и плакаться о личной жизни, если можно делать то, что нравится, развиваться и получать оплату, достойную уровня квалификации?

Одна моя подруга-коллега сказала как бы в шутку: "Ты притягиваешь к себе тех, кого надо от мамкиной титьки отрывать". Само собой, все мои истории конфиденциальны, но в одном они действительно оказались похожими. Эти молодые мужчины и целеустремленные женщины до сих пор находятся в слиянии со своими родителями и от мира, как от мамы, ожидают заботы и предоставления всех благ. При этом они не способны на истинную близость. Более того, она их пугает и заставляет снова и снова избегать отношений как с противоположным полом, так и с работодателем. И деятельность так и останется на паузе, до тех пор, пока они не осознают, что в состоянии сами позаботиться о себе. Вот только это большая и длительная работа, потому что вся их жизнь организована вокруг детского правила: "Мне все должны". Грустно наблюдать такую картину. Все больше приезжих гастарбайтеров занимают рабочие места и худо-бедно прорываются к возможности обеспечивать себя и свою семью. А русские парни остаются в иллюзиях, что стоит капризно топнуть ногой и Вселенная "откликнется". А может, она и правда откликается? Ведь детям много ли для счастья надо? Созависимых отношений, да развлечений. Дети не ходят на работу. Этим занимаются взрослые - зрелые, ответственные и самостоятельные. А стать таким довольно страшно. Да вот только у детей и с личной жизнью всё не так, как у взрослых.

Выход один - навести порядок в голове. Только через это организовать новый порядок и в отношениях с окружением. Гармоничный, доставляющий удовольствие. Тот, при котором можно Жить только свою, уникальную и неповторимую, ЖИЗНЬ.