Колымская трасса

Виталий Голышев
            Колымская трасса, берущая путь от Амура,
            Сквозь горы и марь свои версты несет нелегко,
            Как лошадь якутская масти неброской, каурой,
            В те земли, что исстари звали «Землей Олонхо».



        Мне всегда было искренне жаль тех людей, кто всю жизнь провёл на одном месте, кто не видал других краёв, кого судьба не бросала в новые, неизведанные дали. Тому не ведомо «щемящее чувство дороги», предвкушение чего-то таинственного и прекрасного, ожидание встречи с чем-то неизведанным, с интересными людьми. Наша огромная и прекрасная Дальневосточная земля богата  такими удивительными и красивейшими местами, что, кажется, жить здесь и не стремиться увидеть хотя бы некоторые из них – это, всё равно, что обкрадывать себя.

        Наши края были открыты и освоены великим подвигом российских земляков-первопроходцев без малого четыре столетия назад. Это их подвижничеством, равно  трудами и заботами их славных потомков этот край остаётся и по сию пору «нашенским», несмотря на то, что в головах некоторых наших прагматичных «партнёров» из Европы и Америки уже вызревают идеи о том, что неплохо было бы природные богатства Дальнего Востока объявить не столько российским, сколь международным достоянием.

        А потому так хочется, чтобы народ не бежал отсюда на запад, чтобы наша молодежь летала отдыхать не только в тайландские Патайю или Пхукет, чтобы уставшие от трудов праведных земляки ехали на лечение не исключительно в китайские Удалянчи или Бэйдайхэ, а и в наши дальневосточные Паратунку либо Кульдур, на Аннинские Воды или в Тумнин. Забирались бы в качестве туристов в самые дикие и заманчивые, не тронутые цивилизацией, но тем и прекрасные уголки Дальнего Востока, и «бросали камушки с крутого бережка далёкого пролива Лаперуза» (а также: Татарского, Берингова, Лаптева, Босфора Восточного и других, не менее экзотических проливов).

        Увы! Как же это всё изменить, при том, что за последние годы принято несметное количество федеральных целевых программ, потрачено около 700 млрд. рублей на Владивостокский саммит АТЭС, даже образовано целое Министерство по развитию Дальнего Востока, но Центр продолжает считать наши края сырьевым придатком, а группа «Любэ» продолжает упорно убеждать земляков о том, что «Рассея – от Волги до Енисея»?..

        Судьба не раз дарила мне возможность путешествовать по многим чудным местам Дальнего Востока. Этому способствовало два обстоятельства: счастье родиться в семье военного и самому со временем надеть военный мундир, а также продолжить состоять на «государевой службе», будучи уже на «гражданке», что само по себе уже предполагало особую мобильность и готовность к перемене мест в качестве непременного условия, сопровождающего служебный рост. А потому она с раннего детства щедро расстилала перед нашей семьей, где я вначале был малолетним её представителем, а затем и главой семейства, свои пути-дороги: от берегов Берингова до Японского морей, и от Станового до Сихотэ-Алиньского хребтов.
 
        А вообще-то самым удобным и выгодным способом удовлетворить свою любовь к перемене мест, свой интерес к путешествиям являются, несомненно, командировки. Как здорово за государственный счет побывать в тех местах, куда не всегда сможешь (или захочешь по своей воле) добраться самостоятельно. Мне очень повезло в этом, как, впрочем, и в том, что эти служебные разъезды способствовали расширению моего жизненного и профессионального кругозора в понимании скрытых пружин в таких понятиях, как «власть», «экономика», «политика», «уровень жизни населения». Такого бесценного опыта я в других условиях наверно просто бы не приобрел.
 
        О каждой поездке можно много рассказывать, в каждой из них было что-то особенное, незабываемое. И не только работа, порой, неблагодарная и каторжная, в цейтноте и «на износ», иногда за счет сна. Но и сама обширная их география, интересные встречи, неожиданные знакомства…


        Вот и на сей раз, служебная необходимость подарила мне счастливую возможность побывать в удивительном крае, куда я сам наверно никогда бы не отважился отправиться – в  Якутии. Это была уже моя вторая поездка в эту единственную национальную Республику на территории нашего федерального округа. Первая состоялась за три года до этого, но тогда она была отмечена не только краткостью пребывания и ограниченностью рамками только её столицы - Якутска, но и недооценкой моих усилий со стороны руководства, расценившего их результаты как весьма скромные, тем не менее, стоившие мне многих нервных клеток.
 
        Эта же, вторая, поездка была много интереснее и познавательнее во многих отношениях. Первая ее часть прошла в трехдневном путешествии на расстояние более чем в 500 км (в оба конца) на северо-восток от Якутска, с посещением двух районов или, по-местному, улусов. А начиналось оно с живописной двухчасовой паромной переправы на правый берег Лены, которая, к моему удивлению, оказалась  величественнее и шире нашего Амура. Затем – знаменитая Колымская трасса,  что берет своё начало в п.Невер Амурской области, на протяжении трех тысяч километров пересекает юго-восточную часть Якутии, пронзает Магаданскую область и заканчивается в «столице Колымского края» - Магадане.

        Контрастов увиделось много, да и знакомство с удивительным якутским народом и чудной природой происходило не из окна республиканских правительственных кабинетов, как это было в предыдущий раз, а непосредственными контактами с населением удаленных от центра улусов.

        Природа приятно поразила своей красотой. Местные жители сказали, что нам повезло, июнь в республике – самый чудесный месяц, недаром именно на него приходится национальный праздник - Ыссыах. Из окна УАЗика проносилась живописная тайга, изумительные голубые озера (Якутию недаром называют страной тысячи озер), перелески, поля, покрытые ковром из цветов. Удивляли бесчисленные стада коров и малорослых, лохматых лошадок своеобразной якутской породы, мужественно переносящих самые лютые морозы. Не менее удивило и то, что паслись они безо всякого сопровождения. На вопрос: «А где же пастухи?», нам было объяснено, что скот у них пасется сам по себе. Выпускаемый поутру на вольный выпас, вечером он возвращается домой самостоятельно, без понукания и принуждения.

        Правда, несмотря на нашу Дальневосточную закалку и привычку к разного рода гнусу, на протяжении всего путешествия нас донимали местные комары, причем представлены они были двумя видами – обычные и местные - невиданных размеров, здоровые, что твои  «мессершмидты», и рыжие, как тараканы. А уж кусачие!

        Встречали и провожали нас на границах улусов как родных - сказывался, непривычный для нас, менталитет якутского народа, родовые корни которого восточные, тюркские. На этих границах есть специально отведённые места, выбранные и оборудованные со вкусом, для проведения неких ритуальных мероприятий, где, как объясняли местные жители, надо обязательно остановиться и поприветствовать принимающую тебя территорию, пожелав ей и жителям успехов и процветания, либо, направляясь в обратный путь, также остановиться и попрощаться  с покидаемым улусом.

        В одном из таких красивых мест, на берегу тихой речки, нас буквально сразили торжественностью встречи - целым ансамблем, в национальных платьях, с красивым пением, и с деревянными кубками кумыса в руках. Мы не знали, как вести себя. На наше счастье эту непривычную чопорность и напряженность обстановки, в которой оказались мы – проверяющие, разрядила смешная маленькая девчушка, с неподдельным любопытством выглядывавшая из-за спин поющих. Стоящий рядом со мной дородный глава администрации района, встречавший нас и оттого преисполненный важности момента, исподтишка показал ей кулак, а ей от этого было ещё смешнее.

        Зачастую местное гостеприимство шло в ущерб предстоящей работе, особенно это касалось организации угощений. Конечно, знакомство с национальной кухней было очень заманчивым и познавательным, она оказалась очень богата и вкусна мясными блюдами, а изделия из местных сортов рыбы, водящихся только в Лене – омуля, муксуна, чира, нельмы – оказались просто восхитительны. Но… график пребывания был очень жёстким, а объем поставленных задач огромен, а потому, чтобы как-то усыпить бдительность принимающей стороны, не обижая гостеприимных хозяев, порой приходилось заниматься работой в ущерб собственному сну.

        Мы с моим коллегой из соседней с Хабаровским краем области, привлеченным наряду со мной к этой проверке, с удивлением отмечали некоторые странности в развитии экономики и общественной жизни в улусах, кажущиеся неприемлемыми для других субъектов округа. Однако, если учесть специфику хозяйственной жизни и отношения людей, складывающихся в этих северных широтах, где на огромной и суровой в климатических условиях территории, составляющей около двадцати процентов территории страны, проживает всего 950 тысяч человек, из которых сельское население, разбросанное и проживающее в 365 наслегах, объединенных в 34 улуса, составляет 35 %, то становится понятной и эта, кажущаяся для постороннего взгляда необычной, простота существования.

        Как отметил мой коллега, в экономике Якутии господствует социализм вперемешку с государственным капитализмом. И в подтверждение привел пример из жизни жителей одного из наслегов. «В простом селе сельский сход постановил построить поликлинику с больницей. Пошли по селу с худой шапчонкой, но откуда у бедного народа деньги? В местном бюджете денег тоже нет, зато есть прочные родовые связи, которые у них очень сильны и почитаемы. Народ не только уважает своих стариков, но также дорожит и гордится выходцами из своего рода (улуса), которые в жизни добились общественного признания, успеха, положения, в том числе в области бизнеса. Но когда надо помочь обществу, которое его вырастило, воспитало, выпустило в большую жизнь, эти успешные, не мудрствуя лукаво, «отстегивают» на благо своих соплеменников столько, сколько нужно».
 
        Ну, где еще можно встретить такое и как тут не позавидуешь?! Такой менталитет, согласитесь, выгодно отличается от нашего, где каждый русский человек готов утопить ближнего своего, посмевшего высунуться, жить лучше, чем он сам.

        Повторюсь – да, это отличие оправданно теми суровыми условиями жизни, когда большую часть года на дворе лютые (до 50-60 градусов) морозы и основная задача – выжить на этой огромной территории, что занимает Республика.

        Два слова об истории Якутского народа. С 30-40-х годов XVII века Якутия делит с Россией её исторический опыт и благодаря этому её народ включился в мировое историческое творчество. Хотя сама история народа «страны Саха», или «земли Олонхо» более древняя – предки якутского народа были выходцами из степей Центральной Азии и еще с начала X  века стали расселяться по среднему течению Лены, осваивая северо-восточные территории Сибири. Именно Якутия стала тем трамплином, с которого началось освоение русскими побережья Охотского моря, Камчатки, Сахалина, Курил, знакомства с Японией, освоения «Русской Америки», а затем и самого Амура.

        А столице Республики – Якутску в 2012 году исполнилось 380 лет и он в два с половиной раза старше Хабаровска.

        И, наверно, поэтому народ Саха прочно прислонился к России, перенял нашу культуру, конечно, со своими, бережно сохраняемыми, особенностями.

        Православие, не в пример европейским миссионерам в Америке, наши церковные пастыри в XIX веке особо не насаждали, но и мусульманство с буддизмом здесь тоже не прижилось, зато остались зачатки язычества и шаманизма (поклонение духам природы: Огня, Воды, Земли, Дерева, Дома…). Абсолютное большинство фамилий, имен и отчеств – наши, русские, но не современные, а, к удивлению, старинные, давно забытые у нас (Иннокентий, Авксентий, Гавриил). Чего стоит, к примеру, фамилия чиновника одного из улусов – Протодьяконов, не правда ли?!

        Пара лирических отступлений из опыта собственного пребывания.
Мой коллега из местных (кстати, русский), сопровождавший меня по Якутску, высмеял меня, когда, при входе в магазин, я посторонился, уступив место выходящей женщине. Он с сарказмом заметил, что у них так не принято, ибо, проявляя неуместную, на его взгляд, галантность, можно замерзнуть в 60-градусный мороз.

        Когда мы направлялись в один из районных центров и проезжали по Колымской трассе мимо расположенного недалеко от центра села, глава администрации предложил заехать туда ненадолго, и показал находящийся там «музей под открытым небом» - на окраине села были установлены два старинных деревянных храма: Николаевская церковь 1912 года и часовня середины XIX века, разобранные и перевезенные из других отдаленных мест. Было сказано, что эти два памятника старины являются основой создаваемого историко-этнографического музея, куда позднее войдет также целый комплекс якутских построек разного назначения.

        В одной из этих церквей планировалось в дальнейшем проводить православные службы (там были собраны старинные уникальные иконы). Но при этом, в середине  церкви, тем не менее, было расположено… священное языческое дерево, возле которого, согласно местным поверьям, обычно делаются всякие приношения и совершают культовые обряды, далекие от православия. Мои, глубоко запрятанные, православные гены были  возмущены этим кощунством. В сдержанном тоне, но я всё же счёл необходимым высказать  директору музея и главе администрации своё мнение об этом. Они пообещали это устранить.

        Сами себя якуты называют Саха, а свою землю – землей Олонхо. Олонхо – это древний народный эпос, уходящий корнями в далёкое прошлое и передаваемый из рода в род в устной форме, в виде преданий, сказаний, песен и поэм. Сейчас он широко изучается, в том числе зарубежными этнографами (японцами, скандинавами).

        В этих, бережно сохраняемых традициях и понимании важности и ценности каждого человека проявляется и другая особенность народа, меня удивившая. Каждый улус отличается какой-то своей, только ему присущей, изюминкой. Один является родиной поэтов и писателей, другой воспитал плеяду выдающихся музыкантов или спортсменов. Где ещё в России Вы найдете, чтобы: в одном, отдельно взятом, районном центре – фактически том же селе – было построено и функционировало 4-5 музеев, мемориальный центр с аллеей героев Великой отечественной войны, с «вечным» огнем; в другом улусе - народный театр или институт физкультуры и спорта, который был организован на базе спортивной школы, еще в 50-х годах воспитавшей 3-х олимпийских чемпионов по вольной борьбе (!!!), а ныне выпускающий для Республики в год по 40 преподавателей физкультуры. У нас такое не каждый областной или краевой центр может себе позволить.

        Казалось бы, природа настолько богата, в том числе водными ресурсами, что не может быть никаких проблем. Но самая острая проблема – обеспечить людей пригодной питьевой водой. Нет системы водоочистки, а потому люди заготавливают зимой на озерах лёд на целый год вперед, который распиливается и складывается где-нибудь в подполе и далее идет на приготовление пищи. Отсюда масса кишечных заболеваний. Каждую весну люди боятся затопления от разлива Лены и ее притоков - страшный опыт разрушения города Ленска в 2001 году живет у всех в подсознании. А когда угроза затопления миновала, наступает другая напасть – частые засухи и, как результат - падеж скота.

        Земледелия почти нет, основное занятие – разведение скота, в каждом сельском дворе построено специальное облегченное деревянное помещение для зимнего содержания коров и лошадей, называемое «балаган», на зиму полностью обмазываемое навозом, что настолько помогает сохранить тепло, что практически не требует подогрева изнутри даже в лютые зимние холода. Когда-то в таких «балаганах» жили и сами якуты.
 
        При типичном южном внешнем облике (смуглая кожа и выразительные черные глаза) - какая-то чисто скандинавская заторможенность в проявлении чувств и эмоций.  Наряду с этим крайнее, почти детское в своей непосредственности, любопытство. Так, во время моей работы в одном из служебных кабинетов районной администрации над набором на компьютере итогового документа, туда под разными надуманными предлогами приходили или просто заглядывали не менее половины сотрудников администрации. Это было смешно и чем-то напоминало телевизионные репортажи  из мусульманских стран, где в объектив телекамеры обязательно хотят попасть любопытные дети.
 
        И одновременно с этим - вызывающая глубокое уважение простота отношений между незнакомыми друг другу якутами, к тому же, зачастую, относящимися к разным социальным группам (по принципу – каждый Саха – друг другу брат или сестра).

        Ну, и конечно нам очень повезло присутствовать на национальном празднике, проводимом ежегодно в республике в течение всего июня – Ыссыахе – празднике солнца, тепла и света, который символизирует начало нового года, расцвета природы. В республиканском масштабе он отмечается с 21 на 22 июня – люди встречают восход солнца за городом, на природе, когда наступают белые ночи (Якутск ведь находится на широте Петрозаводска на западе и Анадыря, что  на Чукотке).

        Впечатлений осталось масса. Такого единения народа (и без малейшего намёка на национализм!) я не видел до того нигде. Затасканное ныне понятие «народное гуляние» здесь было представлено в своей первозданной непосредственности и красоте – люди наслаждались отдыхом, теплом, солнцем, природой, общением с родными и друзьями, состязались в силе и ловкости на спортивных соревнованиях. Нужно было набраться положительной энергии, ведь с июля у них начинается тяжелая и изнурительная работа по заготовке кормов для скота на долгую зиму.

 
        Ну, и в итоге – еще об одной удивительной встрече на якутских путях-дорогах. Возвращаясь из поездки по улусам, не доезжая полсотни километров до переправы через Лену, на пыльной Колымской трассе (а она в своём абсолютном большинстве не асфальтированная) мы случайно встретили идущую в противоположном – северном направлении – бодрым шагом сухощавую загорелую женщину средних лет, очень легко одетую (майка-тельняшка, шорты и кроссовки), впряженную в одноосную двухколесную тележку. Я выразил удивление, на что сопровождающая нас в поездке наша коллега из республиканской администрации быстро сказала:

        - «Виталий Юрьевич, давайте остановимся. Это же известная путешественница из Европы. Неужели не слышали о ней?»

        - «Нет», - удивлённо ответил я.

        Мы притормозили и, открыв дверцу машины, поздоровались с ней. Она улыбнулась и приветливо помахала нам рукой. Мы, заинтригованные, остановились, вышли из машины, разговорились. Оказалось, что это англичанка – зовут ее Рози , и она вот уже полтора года идет пешком через всю Европу и нашу страну до Магадана, а дальше – через Чукотку – до Аляски (!!!).

        Так получилось, что основным её собеседником пришлось стать мне, и я судорожно пытался вспомнить свой (увы) немногий словарный запас, в пределах школьной и институтской программы, изучения английского языка. Мне показалось, что она за эти месяцы общения с такими же, как я «знатоками» английского языка, выучила русский лучше, чем я знал английский. И я пожалел, что рядом со мной не оказалось моих дочери и сына, свободно изъясняющихся на английском языке.
 
        Вот именно в таких условиях начинаешь ясно понимать всю недалёкость собственного неразумного отношения к изучению другого языка. Воистину права народная мудрость: «Человек столько раз человек, сколько языков он знает».
Как бы мне пригодились их знания для того, чтобы подробнее расспросить эту удивительную, милую и хрупкую путешественницу о причинах, побудивших её решиться на такой отважный поступок. А также о том, как проходило само это путешествие, как она решала свои бытовые и житейские проблемы в условиях дикой природы, зимних холодов, встреч с животными или людьми (а, как известно, «в лесу страшен не зверь, но человек»), чем были заняты её мысли, как она сумела обходиться без посторонней помощи, своими силами на пройденных бескрайних просторах Европы и Азии и, наконец, что её ждало впереди.
 
        Мне было бесконечно стыдно за себя и своих земляков, но всё же мы, хоть и с грехом пополам, но понимали друг друга и, мне показалось, в итоге остались довольны этой встречей. Мы угостили её  коньяком, а початую бутылку презентовали ей, которую она с благодарностью приняла, пояснив, что использует его в качестве некоего лекарственно-профилактического средства для нейтрализации микробов, вдыхаемых вместе с пыльным Колымским воздухом. Поделились мы с Рози также едой и чистой питьевой водой.

        В итоге она, порывшись в своей тележке, достала оттуда общую тетрадь и протянула её мне. Часть тетради была уже заполнена многочисленными записями, сделанными рукой разных людей. Я был одновременно и смущён, и горд - она доверила мне написать в походной тетради свои пожелания для нее в письменном виде, в числе записей тех, встреченных ею ранее, которым она, видимо, особенно доверяла. Значит, и я был причислен к их числу, и это было приятно. И еще было вдвойне приятно услышать от нее добрые слова, адресованные отзывчивости и бескорыстности русских людей, чему она была приятно удивлена, а ведь она прошла до этого пешком Данию, Германию, Польшу и Белоруссию прежде, чем вступить на территорию России.

        Увы! Тайна удивительного путешествия этой отважной женщины постепенно отошла в тень, отодвинутая другими командировками, а позднее – повседневными рутинными заботами. Лишь порой, просматривая фотоальбомы прошлых лет и натыкаясь на фотосессию о моём пребывании в Якутии, где на одной из фотографий мы запечатлены на пыльной Колымской трассе вчетвером, радостные, обнявшись, словно давние и близкие знакомые, ко мне возвращалось желание и надежда – отыскать сведения об этой удивительной женщине.

        Да, вы правы – когда что-то очень хочешь и стремишься к этому, оно в итоге обязательно сбывается. Я, в конце концов, нашел информацию о ней и был поражён. Поражен и… очарован. Судите сами.

        Рози Суэйл-Поуп (Rozi Sueyl Poup) – британка, из городка Тенби, что в Уэлльсе. Первая женщина, совершившая пешее кругосветное путешествие, пройдя в течение пяти лет (2003-2008) по дорогам Европы, России, США, Канады, Гренландии и Исландии тридцать две тысячи километров, из которых три тысячи пришлось на Колымскую трассу.
 
        В её жизни это было не первое путешествие. До этого Рози побывала в песках Сахары, во льдах Исландии, Непале, Косово и на Кубе. В 1983 году с мужем и старшей дочерью совершила  путешествие под парусом из Англии в Австралию и обратно через мыс Горн. Во время этого путешествия на яхте у неё родился сын. В 2002 году её муж Клайв, с которым она прожила счастливо двадцать лет, умер от рака.

        «У нас были прекрасные двадцать лет… У нас было так много планов на будущее… Его замечательные мерцающие голубые глаза всегда выглядели счастливыми. Я любила его так сильно, что желала испытать боль, в десятки раз превосходящую его страдания… И мне нужно было сделать что-то для излечения моей скорби и печали», - напишет позже она в своих воспоминаниях.

        Потратив полтора года на подготовку и проложив по карте маршрут через весь земной шар, 2 октября 2003 года, в свой день рождения, эта удивительная женщина отправилась в своё пешее кругосветное путешествие. И это в 57 лет!

        Впереди её поджидало всякое. Впечатлений хватало с лихвой: встречи с разного рода маргиналами на просторах России – перед Москвой её пытался ограбить старик, приставив нож к груди; за столицей, под проливным дождём ей однажды помогли разжечь костёр двое услужливых пожилых господина, оказавшихся убийцами в бегах; в Сибири она подверглась нападению обнажённого ненормального с топором. Но опасность поджидала не только от людей – дикие собаки, волки и медведи тоже были нежелательными товарищами в пути, а ведь спать приходилось в палатке: и летом, и в лютые морозы, а весь свой скарб умещался в небольшой коляске, в которую она была впряжена в течение всего пути.
 
        Её несколько раз сбивали машины, она болела воспалением лёгких, лежала в больнице, на Аляске получила обморожение ног при 60 градусах мороза, а в Исландии поскользнулась на льду, сломав несколько ребер и повредив бедро.
О конце своего путешествия она рассказала так: «Я достигла Англии в августе 2008 года, до дома оставалось 32 мили, когда боль в бедре стала невыносимой… Обратилась в местную больницу и они обнаружили перелом бедра. Но долго в больнице я не задержалась, мне выдали костыли, и я снова отправилась в путешествие на своих четырёх ногах».

        28 августа 2008 года Рози появилась в своем городе, жители которого встретили её с цветами. Приветствовавшим её многочисленным землякам она сказала: «Не могу поверить, что вы пришли сюда ради меня! Я отправилась в путешествие, испытывая боль и горе, а вернулась с верой в жизнь и надеждой!».

        Как же назвать этот поступок? Наверно только подвигом. Подвигом во имя Любви, во имя Памяти. До каких же высот самоотверженности способно подняться трепетное женское сердце, какие муки и лишения претерпеть, чтобы пронести высокое чувство через страны и континенты, через километры бездорожья, поборов страх, неудобства, жару и стужу, голод и лишения? Преклоняю колени пред этой Женщиной!..

        Вот такие удивительные встречи порой поджидают нас в путешествиях!