Монстр Плазма и другие

Мила Садко
   «Я опять с болью откладываю в сторону «Мою первую газету». Конечно, все эти монстры, орки и прочие колдовские личности выглядят очень экстравагантно. Я сама любительница всего острого, необычного, но с некоторых пор я стала более разборчива». Это строки из письма, которое я прочитала в газете «СМ №1». Автор письма высказывает своё мнение на негатив, исходящей от детской странички.
 Я помню эту газету. Она была интересная. Много было в ней чего хорошего, но гармонию нарушал её хозяин - монстр Плазма со страшным звериным оскалом. С чем не соглашался автор, можно подробнее узнать из других номеров. «Здравствуйте, уважаемые работники газеты «СМ номер один»!  Я много лет выписываю (с мужем) вашу газету, очень люблю и благодарю за интересные материалы. Я её почти всю после прочтения разрезаю на части, раскладываю по разным темам. Это моё богатство, моя бесценная копилка, она очень помогает мне в работе с детьми. Я педагог дополнительного образования.
  Только вот с чем я не согласна в последнее время – это выдуманные жуткие существа непонятного назначения в «Моей первой газете». Они присутствуют почти на каждой странице. По-моему, здесь налицо дисгармония. Страшный облик Монстра Плазмы никак не соответствует его образу мышления, особенно доброжелательности в общении с молодыми читателями – авторами писем.  Не развиваем ли мы таким образом раздвоение личности у детей? Всё хорошее должно быть красивым. Дети воспитываются на образности. И еще, учитывая советы Библии: общение с нечистью до добра не доведёт. У детей и так расстроена психика от средств массовой информации, от жестокости окружающих, от компьютерных игр. Не хватает просто любви. Надо больше рассказывать о красоте, о добре, о мире. На вас лежит большая ответственность».
  Ответ автора не удовлетворил, о чём можно понять из следующего номера: «Наши дети уже выросли и, спасибо Богу, всё хорошо. Они стали достойными любви, полезными обществу.  Я же часто вспоминаю случаи из их детства, юности. Сын Женька увлекался рисованием. Особенно любил срисовывать романтические сюжеты, фантазии-страшилки. А потом я увидела талантливо нарисованного им повешенного человека. Значит, это уже в душе у него, эти яркие образы о смерти… Незамеченным такое не должно проходить!
Каждый взрослый должен понимать, что существует чёткая линия, граница между «можно» и «нельзя». На одной стороне это «полезно» (добро, любовь, красота, свет, жизнь, Бог), а на другой «вредно» (зло, ненависть, уродство, тьма, смерть, дьявол). Есть люди некрасивые внешне, но если душа добрая, таких людей всё равно любят. Да и внешность их всё-таки человеческая. Их не за что не любить или бояться. А если перед вами страшная рожа с острыми клыками – должен срабатывать инстинкт самосохранения. Собака ведь не умеет улыбаться. Зубы она обычно оскаливает, чтобы укусить, разорвать на куски. Я очень люблю сказки Светланы Волковой, они наполнены светом любви. Давайте объявим конкурс на лучшую сказку, как Монстр Плазма превращается в прекрасного принца».
  Превращать Плазму в Принца работники отказались, но порадовали читателей знакомством с художником. Он ещё работал в одной из компьютерных фирм города Иркутска.  Эти газеты были выпущены в 2006 году. «Моей первой газеты» в «Советской Молодёжи номер один» уже нет. Теперь газету украшают познавательные красочные материалы, которые, думаю, интересны всем без исключения, без ограничения возрастов. Теперь мы воспитываем приёмных детей и я по-прежнему интересуюсь детскими изданиями. Мы пробовали выписывать детские журналы «Непоседа», «Один дома», «Детская газета», «Мадагаскар», «Детские сказки», «Миша» и другие. Только в последнее время стало больше «нечистого», даже проскальзывает пропаганда «взрослой жизни», а также войны и насилия. Нам нравится христианский журнал «Тропинка».
  В сельской библиотеке мы брали журналы «Сибирячок». Он очень познавательный, интересный, хорошо расширяет кругозор. Особенно нравилось читать в нём сказки иркутской писательницы Светланы Волковой. Позже взяли и большой красочный сборник её чудесных сказок. Читала я детям сама и с превеликим удовольствием, художественным чтением. Хотелось бы, чтобы такие сказки почаще появлялись в журналах и газетах.
  В России много хороших современных поэтов. Удивительно, почему в детских печатных изданиях обычно, используют лишь стихи и прозу авторов прежних времён. Конечно, они испытаны временем и заслуживают уважения. Кстати, можно узнать историю периодичных печатных изданий. Сведения эти можно взять из компьютера.

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала.
Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю. До революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.
«Друг детей», «Детский музей», «Собеседник», «Отдых», «Крошка», «Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха», «Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко». Каждый из этих и многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру. К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано очень мало, содержание журналов не раскрыто ни в одной библиографической работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на страницах периодики. Правда, с недавнего времени стали появляться публикации из детских журналов прошлого века, но пока это эпизодические явления.
Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с самого зарождения и выделить тенденции ее влияния на развитие ребенка в зависимости от эпохи, политического строя, мировоззрения общества. Поэтому в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология публикаций, их содержание, назначение, будет прослежена судьба людей, связанных с журналистикой для детей.
При написании работы использовался обширный материал о детской периодики, начиная с 18 века   до наших дней, документов Главлита, воспоминаний современников.







Глава I. История развития периодической печати в России.

Возникновение и развитие периодической печати в России имеет давнюю и богатую историю. Первые газеты появились в России во времена правления Петра Великого. После поездок по Европе царь повелел создать первую русскую газету «Куранты». В основном она печатала выдержки из известных европейских газет, поэтому по духу своему была чуждой россиянам. Настоящая русская газета появилась позднее. В журнале «Абитуриент» написано: «2 января 1703 года вышел первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Российском государстве».
Первый тираж «Ведомостей» составил тысячу экземпляров, газета стоила 2 копейки. В то время как подписка на европейские еженедельники обходилась в 18 рублей – по тем временам огромные деньги. Иметь в доме газету считалось большим шиком. Газета вставлялась в дорогую рамку и демонстрировалась всем гостям, подчеркивая богатство и образованность ее владетеля. Петр 1 собственноручно писал в «Ведомости» статьи-поучения для своих подданных. Были среди них и советы по воспитанию граждан молодой России.
Однако первые русские газеты не были ориентированы на детей. Только к концу восемнадцатого века появилась идея печатать издания специально для детей. Ее основоположником явился известный русский просветитель и общественный деятель Н.И. Новиков. Именно он начал издавать первый детский журнал – «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789).
Начиная издание журнала, Новиков надеялся, что вслед за ним и другие начнут писать и издавать «маленькие книжки, соразмерные детским силам и понятиям». Журнал выходил по субботам как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» и предназначался детям от 6 до 16 лет. В каждом номере, состоящем из 48 страниц, помещались произведения разных жанров: повести, рассказы, сказки, забавные истории, остроумные шутки, пьесы, научно-популярные и художественные произведения. Читавшие этот журнал в детстве, В.Г.Белинский, Н.И.Пирогов, С.Т.Аксаков и другие деятели русской науки и культуры на всю жизнь сохранили к нему светлое, уважительное отношение и с удовольствием вспоминали о нём в зрелые годы.


Глава I I. Развитие детской периодики в начале XIX начале XX века.
В первой половине 19 века появляется большое количество журналов для детей. Распространенными были издаваемые в течение многих лет журналы «Для юношества» (1807-1815) М.И.Невзорова и «Новое детское чтение» (1821-1824) С.Н.Глинки. Первые годы М.И.Невзоров следовал принципам и идеям Новикова: заботился о доступности и разнообразии содержания, помещал рассказы о жизни великих людей, природоведческие очерки. Позднее в журнале стали преобладать религиозные идеи.
Журнал С.Н.Глинки «Новое детское чтение» в основном помещал пересказы «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, а также приключенческие жизнеописания.
Журналы «Звёздочка» (1842-1863), «Лучи» (1850-1860) издавались Александрой Осиповной Ишимовой. «Лучи» (журнал для девиц) предназначался девушкам старшего возраста, «Звёздочка» - журнал для «благородных воспитанниц институтов её императорского величества» - был адресован девочкам младшего возраста. «Оба журнала пропагандировали религиозные и монархические идеи, стремились воспитывать девочек в духе послушания, набожности, сентиментальности»
Наиболее прогрессивным был журнал «Новая библиотека воспитания» (1847- 1849), в котором помещались в основном научно-популярные произведения. Он издавался для детей среднего и старшего возраста. Издателем журнала был Пётр Григорьевич Редькин, профессор Московского университета. Редькин стремился привлекать к сотрудничеству в журнале талантливых ученых, писателей и переводчиков. В журнале помещались научно-познавательные статьи («О машинах», «О Луне», «Атлантический океан») На его страницах было опубликовано переложение летописи Нестора, сделанное известным историком С.М.Соловьёвым. В «Новой библиотеке для воспитания» были напечатаны первые переводы сказок Ганса Христиана Андерсена «Соловей» и «Гадкий утёнок»
В.Г.Белинский внимательно рецензировал многие номера «Новой библиотеки». Он отмечал недостатки некоторых статей: сухость и малодоступность для восприятия. Однако основное идейно-художественное направление журнала было положительно оценено критиком.
В 1882 году возник детский журнал «Родник», просуществовавший до 1917 года. В нём печатались почти все талантливые поэты и писатели того времени: Чехов, Горький, Серафимович, Куприн, Блок, Есенин. В этом журнале впервые была напечатана сказка Всеволода Гаршина «Лягушка-путешественница», которая до сих пор остаётся одной из самых любимых сказок для детей младшего школьного возраста.
В 1869 году появляется журнал «Детское чтение» (1869-1918). Он основывался на идее Константина Дмитриевича Ушинского о том, что «логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей».
Основное место в журнале занимали рассказы о природе. Именно в «Детском чтении» начал свой путь детского писателя Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Его рассказы «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Алёнушкины сказки» вызвали огромный интерес у маленьких читателей» .

В начале 20 века существенно возрос интерес к проблемам воспитания, который обусловил небывалый рост книгоиздания и периодической печати. В период с 1900 до 1917 года в разное время существовало около 70 журналов для детей всех возрастов.
Среди них особенно выделялись журналы «Всходы» (1896-1917) и «Юный читатель» (1898-1906), где основной была тема тяжелого детства крестьянских и рабочих детей. Эту тему развивали в своих рассказах В.И.Дмитриева («Димка»), А.С.Серафимович («В лесу»), А.И.Куприн («Белый пудель») и другие. Повесть А.Свирского  «Рыжик» - первое крупное произведение отечественной литературы для детей, которое вышло в виде отдельной книги.








Глава I I I.   Советский период детской журналистики.
Советский период детской журналистики начался в 1919 году, когда М.Горький основал первый советский журнал для детей «Северное сияние». Излагая цели и задачи издания, писатель обратился со «Словом ко взрослым»: «В предполагаемом журнале мы, по мере сил наших будем стремиться воспитать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поиску науки, к великой задаче искусства – сделать человека сильным и красивым» .
Первый советский журнал публиковал антирелигиозные статьи, исторические рассказы, стихи. Раздел «Клуб любознательных» помещал сведения об изобретателях, открытиях, научных достижениях. В журнале сотрудничали многие известные люди. Журнал сопровождался особыми приложениями, среди которых были учебные пособия, карты, игры.
В виде приложения выходила и «Библиотека» журнала «Северное сияние», в которую были включены лучшие произведения классической литературы для детей и юношества. Журнал «Северное сияние» просуществовал всего два года, но был одним из тех изданий, которые заложили основы советской детской периодики.
С октября 1923 года в издании «Петроградская правда» начал выходить альманах «Воробей». В нём публиковались такие писатели как С.Маршак, К.Чуковский, Е.Шварц. Журнал умело сочетал серьёзное и смешное, искал новые формы работы с читателями. Большой удачей стали разделы: «Лесная газета», его вёл Виталий Бианки и «Бродячий фотограф» под редакцией Бориса Житкова.
В 1924 году вышел в свет первый номер нового журнала «Пионер». Его появление было вызвано необходимостью освещать жизнь и быт быстро растущей пионерской организации. С историей пионерской организации тесно связана история газеты «Пионерская правда», основанная в 1925 году как еженедельное издание пионеров города Москвы. Первые номера газеты – настоящие боевые листки. Газета учила стойкости, мужеству, призывала быть похожими на героев революции; была тесно связана с комсомольской печатью. Газета воспитывала юных корреспондентов, получая по сто с лишним писем в день. 6 марта 1927 года «Пионерская правда» была объявлена всесоюзной пионерской газетой. Материалы, помещённые на её страницах, насыщены героической романтикой трудовых будней («Поможем комсомолу обучить неграмотных», «Украсим Родину садами», «Вместе с комсомольцами – за урожай!»)
В1924 году в Москве начинает выходить журнал «Мурзилка» для детей младшего возраста. В первом номере был напечатан рассказ «Мурзилкин первый день», где обыгрывалось название журнала: «Мурзилка – четвертый щенок Жучки, лохматый, шершавый, одно ухо у него – вверх, другое – вниз». Так в журнале появился первый постоянный персонаж, с которым происходят разные истории. В «Мурзилке» помещались стихи, басни, пьески, рассказы о природе, шутки, задачи, головоломки. Был интересный раздел, посвященный самоделкам. В этом журнале дебютировали такие прославленные писательницы как Агния Барто и Любовь Воронкова.
В годы Великой Отечественной войны детская периодическая печать стала идейным руководителем для юных подпольщиков и партизан, для тех, кто трудился на военных заводах и одевал Красную Армию. Газеты этих лет – малоформатны, напечатаны на тусклой серой бумаге, неярки. Но в каждом номере был силен боевой дух. Газеты воспевали подвиги юных героев, печатали тексты военных песен, пламенные стихи, карикатуры. Журналисты войны доказали, что не только штык, но и перо может быть оружием против врага. В 1941-1945 году продолжали выходить газеты «Пионерская правда» и «Юный ленинец»
В послевоенные годы особый интерес возник к самым маленьким читателям. В 1956 году стал издаваться детский юмористический журнал «Весёлые картинки», адресованный детям от 4 до 8 лет. Журнал выходил ежемесячно. В компании с постоянными персонажами – веселыми человечками – маленькие читатели путешествовали, учили азбуку и цифры, осваивали правила дорожного движения, раскрашивали рисунки, играли.








Глава I V. Детская журналистика на современном этапе.
Во все времена писатели и поэты большое внимание уделяли подрастающему поколению: стремились воспитывать в детях самые добрые и возвышенные чувства, пропагандировали самые прогрессивные идеи, информировали юного читателя обо всём на свете. Но ведь, известно, что период детства – это непрерывное развитие личности, постоянные изменения. Филолог Виктория Васильевна Ученова так пишет о необходимости детских изданий: «Каждый день в жизни растущего человека появляется что-то новое: мысли, чувства, образы, примеры для подражания и вопросы… Огромное количество вопросов не только к окружающему миру, но и к самому себе. Как помочь ребёнку социализироваться, сделать первые шаги во взрослую жизнь? Как в этом стремительном темпе подростковых изменений быть в гуще событий и добиваться успеха? Как быть своим в кругу друзей и не конфликтовать с родителями? Но эти и многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах газет и журналов, адресованных детям и подросткам».
Что же представляют из себя современные детские газеты и журналы? М.В. Попова пишет, что «самое ценное в периодике – это её повседневное вмешательство в движение и возможность быть рупором этого движения, отражением текущей истории во всей её полноте, непрерывное живое взаимодействие между людьми и ежедневной печатью».
В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого – начала двадцатого века.
Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Её специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этим в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приёмы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).
Качественно новая информационная ситуация сложилась в последние годы, заставила детскую журналистику заново опознать свои возможности, сильные и слабые стороны, точнее определить специфику. Становление и развитие современной детской газетно-журнальной прессы происходило в последние годы последнего 10-летия двадцатого века. В 1986 году по данным Всероссийской книжной палаты существовало 15 пионерских газет и 36 детских журналов, в 1996 – 40 газет и более 80 журналов.
Основным типоформирующим фактором всех детских изданий являлся характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определяли возникновение 4 типов детских изданий. Это издания для дошкольников («Новая игрушечка», «Веселые картинки»), младших школьников («Поиграем в сказку»), подростков («Пионерская правда», «Глагол», «Пионер», «Юный натуралист»). В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяла его содержание, структуру, форму, объём.
Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме, рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.
Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией, включают в себя несколько рубрик, посвященных разным темам.
В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности – науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д.
В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.
Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание, аудиторию, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольники и младшие школьники, младшие школьники и подростки, подростки и старшеклассники. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.
Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.
По целевому назначению детские издания разделяются на три основные группы:
-информационно-публицистические, цель которых – сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и других проблем («Пионерская правда», «Глагол»);
-издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствующие духовному просвещению;
-развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке.
Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Большинство детских изданий создаются по принципу «развлекая – поучать». В них широко используются игровые формы.
По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические, традиционные и юнкоровские.
Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, искусству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др.)Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры – на самодеятельном детском творчестве. Специфической чертой современной детской журналистики России является возникновение и успешное развитие юнкоровской прессы, в которой на всех уровнях производства информационного продукта – от репортера до главного редактора работают сами дети и подростки. Издательства юнкоровской прессы имеют официальных учредителей, издателей и печатаются типографиями или компьютерными специалистами. Руководят ими опытные журналисты, стремящиеся придать содержанию и форме юнкоровских изданий профессиональный уровень. Юнкоровские издания – самые актуальные, непосредственные, интересные для юных читателей и непохожие на издания традиционной детской прессы.
Детские газеты получили настоящую жизнь в условиях современного времени. Они, стали руководителями пионерского движения, выразителями настроений детей рабочих и крестьян – основных слоёв населения. Но пионерские газеты взяли многое у своих предшественниц – периодичность выхода, размер полосы, принцип оформления и т.д. Эти завоевания старой русской журналистики для детей использованы и развиты пионерскими газетами и журналами.
«Пионерская правда» - одна из крупнейших по тиражу газет в мире: десять миллионов советских школьников два раза в неделю получают её в различных уголках страны. Подобные издания – всего 27 – выходят также в республиканских и областных центрах.  «Пионерская правда» заняла прочное место в общей системе советской печати, и факт её существования сегодня представляется обычным, сам собой разумеющимся. Между тем детская газета, как тип периодического издания, рождалась в мучительных поисках на протяжении многих десятилетий. Необходимо было не только определить её «лицо», но и четко очертить функциональные особенности, отстоять само право на существование нового вида периодики. В этом важном деле приняло участие не одно поколение журналистов.
Очень популярным был журнал «Юный строитель», который выпускался с1923 года.  «Рабочей газетой» невиданным для того времени тиражом 100 000 экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались лучшие советские писатели, превосходные научно-популярные статьи. Специально для малышей существовал раздел «Красные маки», из которого в 1924 году родился знаменитый журнал «Мурзилка»
Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены «сюсюканьем» об игрушках, всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких метров детского слова, как С.Маршак, А.Барто, К.Чуковский, А.Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А.Дейнеки, Е.Чарушина, М.Черемных.
Заботясь о высоконравственном воспитании подрастающего поколения, Российский детский фонд предпринял выпуск нового издания для детей. Это «Школьная роман-газета» - гуманитарный, прекрасно иллюстрированный ежемесячный образовательный журнал для подростков. Он рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ для внеклассного чтения учащихся 6-11 классов. Издается с января 1996 года, выходит один раз в месяц и публикует лучшие произведения мировой художественной литературы, в том числе и отечественной. Внутри издания – журнал в журнале «Большая перемена» - веселые и познавательные материалы о жизни современного юношества. Журнал стал популярным у юных читателей.
Еще один журнал, пользующийся огромной популярностью – «Недоросль», издается просветительско-издательским объединением АДИА-М+ДЕАН как всероссийский детский журнал, публикующий юмористические произведения для тинейджеров (подростков). Среди авторов и художников журнала ведущие детские писатели Санкт-Петербурга и Москвы. Высокий художественный уровень журнала и прекрасное полиграфическое исполнение делают журнал одним из лучших в России.
В последнее время в связи с возрождением духовности появились детские издания, содержащие вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы. Хотелось бы обратить внимание на одно издание, представляющее собой уникальный сплав познавательной, развивающей и воспитывающей функций.
По благословению Его Святейшества, Святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия Второго, Российский детский фонд и Московский Патриархат начали издание ежемесячного журнала для детей младшего и среднего школьного возраста «Божий мир».
Журнал в доступной форме рассказывает о Православии, о тысячелетней истории Русской Православной Церкви, о нашем Отечестве – его духовных созидателях и учителях, собирателях, защитниках, строителях, тружениках, о культуре, искусстве.
Особое место журнал «Божий мир» отводит нынешней жизни наших детей, рассказывает о следовании Заповедям Христовым, открывает читателям истинные духовные ценности. Авторы журнала – священнослужители, известные писатели, журналисты, а также его юные читатели. Издание богато иллюстрировано цветными репродукциями иконописных шедевров, картин известных русских и мировых живописцев, работами современных православных художников.
В выборе произведений для публикаций особое внимание уделяется духовности русского искусства. Журнал вводит читателей в мир православной иконы, чтобы они не только созерцали её красоту, но чтобы им стало понятно «умозрение в красках», т.е. смысл и значение образа, а также знакомит с православным храмом – символикой его богослужений, архитектурой, внутренним убранством, рассказывает о житиях святых и их подвижническом подвиге.
Журнал «Божий мир» адресован детям и родителям – как принявшим веру Православную, так и тем, кто только подступает к ней. Вероучительные материалы, беседы на религиозно-нравственные темы, исторические очерки, рассказы о современном детстве и окружающем мире, художественная проза и поэзия, детское творчество – все эти публикации на 32 страницах «Божьего мира» могут быть использованы на занятиях в православных гимназиях, воскресных школах и в школах общеобразовательных.
Журнал расширяет представление юных читателей о мире, об истоках религии, об искусстве. Поэтому в журнале публикуются не только известные детям по школьной программе поэты и писатели, но и малознакомые имена. Для юной души необходима духовная поддержка в противостоянии трудностям и соблазнам сегодняшней жизни.
«Классный журнал» - это современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста. Журнал является одним из популярнейших детских еженедельников России. Материалы журнала направлены на обучение (информационные и практические публикации), воспитание (литературные произведения) и развитие воображения и творческих способностей, мышления, памяти ребенка.
«Классный журнал» - это единственный в России детский журнал с телепрограммой, в которой анонсируются только детские мультфильмы, художественные фильмы и телепередачи, самые интересные и любимые. Родители высоко оценивают информационно-образовательные разделы журнала. Объемная развлекательная часть материалов, безусловно, представляет интерес для детей. Комиксы, события и новости, статьи, кроссворды, ребусы, головоломки. Классный журнал – рассчитан на младших подростков от 7 до 14 лет.
«Филя» - журнал для детей о природе и экологии. Издается с 1997 года. Самые интересные сведения о живой природе, репортажи из зоопарка, веселые викторины о животных, экологические игры, красочные фотографии и иллюстрации, путешествия знаменитых натуралистов. В каждом номере дополнительная вкладка с раскрасками. Журнал рассчитан на детей от 6 до 12 лет. Фактически аудитория журнала – семья, так как маленьким детям читают родители, а дети постарше нуждаются в одобрении взрослых, хорошо ли выполнено задание из журнала.               
«Трамплин» - первый в России детский журнал о спорте и здоровом образе жизни. Издается с 2002 года. Любимые спортсмены, массовые и редкие виды спорта, советы знаменитых тренеров и чемпионов как стать здоровым и сильным, информация о детских спортивных школах и секциях. Приложение «Синдбад» расскажет о путешествиях и путешественниках. Аудитория журнала: дети 8 – 12 лет.
Журнал «Ну, погоди!» родился как совместный проект с коллективом создателей мультфильма «Ну, погоди!». Сюжеты для них сочиняет писатель и сценарист Александр Курляндский, рисует художник-мультипликатор Алексей Котёночкин. Жанр комикса позволил вдохнуть новую жизнь во всенародно любимых героев и бережно перенести и сохранить в статичном мире рисованных историй всё то обаяние мультяшных Волка и Зайца, что приковывало к экранам ни одно поколение на протяжении десятков лет. Кроме того, в журнале ребят ждут стихи, головоломки, загадки, кроссворды.
Журнал «Весёлые картинки» - организует досуг всей семьи: настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки. Этот журнал рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Детский юмористический журнал  «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года на волне «хрущевской оттепели», одновременно с журналами «Новый мир» и «Наука и жизнь». Идея появления «Веселых картинок» принадлежала Ивану Семенову – популярному карикатуристу газеты «Крокодил». Он стал первым редактором журнала и привлек к работе своих коллег – известных художников, академиков – Аминадава Каневского и Алексея Лаптева. Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но, что не менее важно, «семейным» журналом.
Авторскому составу «Веселых картинок» могло позавидовать любое отечественное издание. В нем работали лучшие советские писатели и художники: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков, Евгений Ведерников, Владимир Сутеев и только что вернувшийся из сталинских лагерей легендарный карикатурист Константин Ротов.
Главного героя «Веселых картинок», ставшего символом журнала – Карандаша придумал и нарисовал Иван Максимович Семенов, народный художник СССР. Он создал замечательный художественный образ – забавного, доброго и веселого человечка с красным грифелем вместо носа, одетого в нарядную синюю блузу. На голове красовался элегантный берет, а на шее – красный бант. Глядя на него, и маленьким и взрослым становилось понятно, что перед ними художник и интеллигент.
Первый номер журнала вышел в сентябре 1956 года. Журнал сразу стал невероятно популярен, войдя в разряд дефицитных изданий. Подписаться на него было очень непросто, помочь в этом могло либо знакомство, либо какие-то особые привилегии. Когда в середине 70-х годов были сняты ограничения печати, тираж «Веселых картинок» достиг 9150000 экземпляров.
Известно и то, что «Веселые картинки» являлся единственным изданием в СССР, которое никогда не подвергалось цензуре.
В 1972 году «Веселые картинки» возглавила Нина Иванова, которая работает в журнале, как литературный редактор, и сегодня. В 1976 году главным редактором «Веселых картинок» стал замечательный художник Рубен Варшамов. Вместе с ним пришли новые авторы, художники-нонконформисты, карикатуристы нового поколения. Они внесли в жизнь редакции веяния бунтарства и стремления к свободе. То, что было невозможно в серьезных, «взрослых» изданиях оказалось воплощено на страницах «Веселых картинок».
В 1979 году Виктор Пивоваров создал современный логотип журнала. «Веселые картинки» охотно печатали не только известных, но и начинающих авторов. В те годы это было проявление храбрости. Так были открыты имена Эдуарда Успенского, Андрея Усачева, Евгения Милутки. В начале 90-х годов редакция журнала «Веселые картинки» была преобразована в Издательский дом. В 2000 году главным редактором стала Инна Антипенко.
Журнал «Юный эрудит» адресован детям и младшим подросткам в возрасте 10-13 лет. В занимательной форме журнал расскажет любознательным читателям об истории и сегодняшнем дне науки и техники, выдающихся ученых и первооткрывателях. Ребята узнают, как устроены машины и механизмы, от чего возникают смерчи и циклоны, что вызывает землетрясения и извержения вулканов. Специальные рубрики посвящены современным компьютерным и авиакосмическим технологиям, загадкам живой природы, прогнозированию будущего, истории оружия.
«Юный эрудит» предлагает своим читателям провести несложные, но забавные и поучительные физические эксперименты, разгадать головоломки, поучаствовать в разнообразных конкурсах. Журнал насыщен качественными цветными иллюстрациями.
















Заключение.
И, в заключении ко всему сказанному, хотелось бы добавить, что в связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компьютера и сети Интернет, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: «Карапуз», «Ладушки», «Барби», «Винни-пух», «В гостях у Золушки», «Загадочный мир» и. т.д.
К сожалению, детей, имеющих доступ к сети Интернет, еще очень мало. А жаль, сочетание печатного слова и компьютерных достижений представляют собой уникальное явление в образовательной и познавательной сфере ребенка. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень, как своего родного языка, так и дополнительного – английского, основного в Интернете, поиграть в игру, развивающую логическое мышление – и все это сразу!
Сегодня все чаще и чаще раздаются тревожные голоса о том, что печатное слово отступает перед натиском разного рода видеопродукции, перед телевидением, компьютером. Но мы склонны смотреть в будущее с оптимизмом. По-настоящему талантливое слово художника, публициста, зовущее читателя к размышлению и сотворчеству, обязательно найдет отклик в сердцах читателей – современников. Не останутся безразличными к нему и читатели грядущих поколений.








Библиографический список:
1. Маршак С.  Собрание сочинений в 4 – х тт., Т4.,  М.  Правда 1990.
2. Попова М.В. Современные детские журналы как тип издания.
          М., Логос 1993, с.35-37.
3. Путилова Е.  О.  Очерки по истории критики советской детской      литературы.  1917-1941. – М.,   1982, - с. 44-65.
4. Ученова В.В. Беседы о журналистике. М., Молодая гвардия, 1995, с.48-55.
5. Досуг в школе. № 2, 2008, с.9-11.
6. Классный журнал, № 10-12, 2007.
7. Мурзилка, Современный журнал для детей 6 – 12 лет, №8-9, 2008
8. Пионерская правда, № 1-5, 2008.
9. Филя, № 2-5, 2008.

На фото: я с новыми детьми, 2017 год.