Клюквенное болото

Наталия Скачкова
  Клюква - ягода северная. Растёт она на болоте, на кочках. Собирать её начинают в сентябре и собирают  до самых больших заморозков. А второй раз собирают весной, как снег сойдёт и эту клюкву называют подснежная. Ягода эта никаких морозов не боится. И хранить её легко, насыпал полный ящик, поставил в холод и бери, когда надо. Все северяне знают какая она полезная, с этой ягодой и простуда не страшна, она большое количество витамина “ C “ содержит. Ешь себе ягоды или клюквенный морс пей и не надо таблетки глотать. Я тоже решила запас сделать на зиму и пошла её собирать на своё болото, знакомое мне. 

  Болото большое, окружено сосновым лесом, а на самом болоте только одинокие чахлые сосенки стоят. Выход из болота обозначен платком белым. Кто - то его повесил, позаботился о себе и других, так и висит он уже несколько лет. Если бы не платок, ни за что эту тропу не отищещь. Отошёл в сторону, сомкнулся лес, куда ни посмотри всё одинаковым кажется, а белый платок издалека виден.

 Я тоже люблю собирать эти ягоды в сентябре. В это время их ещё много, не все обобрали. Да и в болото можно одному пойти. Если не нашёл себе компанию, всё равно кого - нибудь ты там встретишь. Вот и сейчас, вошла я, огляделась, есть несколько человек. Все делом заняты. Нашла ягодную кочку, обираю и разные думы думаю. На болоте хорошо думается, ничто не отвлекает. Такая тишина стоит! Как будто ты одинв целом мире. Вот, опять хорошая кочка, вся красная от ягод. Присела. Собираю. Задумалась и не сразу посторонний звук услышала. А кто - то совсем рядом: Ссы - ссы, да шши - шши...  Подняла голову – змея, гадюка. Тело калачиком свернула, а голову подняла, покачивает ею в  мою сторону и шипит, прямо напротив лица. Окраской совсем с кочкой слилась, вот я её и не заметила. Вижу, она  уползать не собирается. Значит мне надо кочку менять, а жаль - хороша была кочка, но не я здесь хозяйка, она её первая заняла. Спасибо, что не укусила, а по - добру, по - здорову  прогнала. Впредь буду внимательней. Перехожу от кочки к кочке, стараюсь ступать осторожно, что бы  не провалиться. Болото не топкое, но местами можно хорошо в какую - нибудь ямку попасть, по колено, а то и глубже. Ходи потом с сапогами полными воды. Присесть некуда, что бы воду вылить, везде под ногами вода чавкает. Болото, оно и есть болото. 

  Но, вот, корзинка моя полна. Где там платок белый? А его и не видно. Другая сторона хорошо просматривается, значит он где – то на моей стороне, лес сомкнулся и платок спрятал, надо к центру болота идти, оттуда всё хорошо видно. Так и есть. Нашла.

  Вышла на тропу, лес здесь посуше, кругом заросли багульника  и  такой от него запах чудесный, просто не надышаться, и дышится так глубоко, как будто раньше и не дышал совсем. Так бы и остался стоять здесь. Вот как багульник действует. Срываю несколько веточек и просто заставляю себя идти дальше.

 2010 год, Декабрь.