Моя Австралия Юго-Восток континента 1

Марина Хованская
Грустное предисловие.

Февраль 2011. Время перемен.

   Уехать навсегда в другую страну - не значить сжечь за собой мосты. И даже если в силу субъективных причин их очень  захочется сжечь, вскормившая страна не позволит этого сделать. Как она сделает это, спросите вы? Очень просто. Периодически будет высылать вам неоплаченные счета.
   Так случилось и на этот раз. Родина позвала домой. Призыв длился несколько месяцев и включал такие глобальные задачи, как перелет из Южного полушария в Северное , а значит из лета в зиму, продажу нажитого за многие годы скромного имущества родителей и сопровождение мамы ( отец-инвалид войны не дожил до исторических перемен девяностых) с остатками советских ценностей в лучшую зарубежную жизнь.  Ценности были представлены в основном солидными запасами хрусталя и качественным постельным бельем, а также прекрасными книгами. Книг оставалось два высоких до потолка шкафа, включая двухсоттомник мировой литературы, раритетную БСЭ ( Большая Советская Энциклопедия) и бесценный Толковый Словарь Даля. Каким паровозом их забрать, этот бесценный кладезь мудрости?  Колосcальный объем литературы и решил ее участь. Книги так и остались стоять в тех же шкафах в квартире детства. Еще один будущий счет. А все остальные запасы затолкались в безразмерные чемоданы и отправились вместе с нами в аэропорт.
   Очередной призыв родины и последующий отъезд закончились полным успехом во всех делах,  кроме здоровья лица-перевозчика. До этих пор оно не подводило. Спасибо хорошей семейной генетике, жирности маминого молока и беззаботному взрослению. Но в этот раз болячки выползли кажется из ниоткуда и противно ухмылялись воспалением внутренних органов и конечностей. Давили тяжестью печенки-селезенки. Распухли и болели все суставы. Нормальные доселе коленки выглядели парой корявых красных набалдашников. Цвет лица напоминал  маску японской гейши, а не  «кровь с молоком» щирой украинки.
   Понятно,  что допекающие людей болячки не возникают на пустом месте.  Как вид негативной энергии они плодятся в «благоприятной» почве, будь то подпорченная внешняя среда обитания или негативная среда нашего сознания.  Что касается окружающей среды, то Донетчина моя родная бьет все рекорды по ее загрязнению. Возьмем воду как основу всего живого.  Ни для кого не секрет ни высокая жесткость воды Донецкого кряжа, ни ее халтурная очистка. За несколько месяцев очередного «призыва» ее пришлось выпить немало.  Посмотрим на землю-матушку.  Отравлена она до предела  пестицидами, тяжелыми металами и радионуклидами. Уж как довелось «нагрузиться» ими, смакуя выращенные там плоды, известно только начальнику  санстанции и моей печени. Но эти органы безмолвны в силу разных причин. Еще об одном составляющем здорового тела - чистом воздухе оставалось только мечтать, наблюдая с балкона высотки родного индустриального города колоритные сполохи  «лисьих хвостов», то и дело озаряющих ночное небо. Их начинка хорошо известна  металлургам, и надо сказать, они не в восторге ни от этих знаний, ни от удушливого запаха, которым дышат вместе с обреченными жителями.
    Конечно, нельзя не учитывать и  резкую перемену климата при перелете из вечного австралийского лета в долгую  украинскую зиму. Однако существует мнение, что такая перемена нисколько не вредит здоровью, а наоборот,  обновляет организм, задействуя его скрытые резервы.
   Так или иначе, но все негаразды , включая нервные перегрузки очередного культурного шока,  натянули струны души и тела так, что  те могли лопнуть в одночасье как на заигранной гитаре. А как им не натянуться, если  за бесценок продавать все собранное по крупицам родителями-трудяжками за всю жизнь. Если  даже эти скромные крохи, полученные после заключения сделки, и те пытаются отобрать вовремя оповещенные кем-то «братки». Они нагло «пасут» прямо у крыльца нотариальной конторы, и надо  заткнуть за пояс самого Штирлица, проявив чудеса бдительности и изобретательности , чтоб «кинуть» их как пацанов.    Если детально продуманная операция «Борисполь» на деле претерпевает множество проколов. Во-первых, парковки в аэропорту не найти, поэтому  на время приходится превратиться в несчастного навьюченного ослика, преодолевая тысячи заснеженных метров до спасительных дверей главного входа в условиях разгула непогоды ( дело было в середине февраля). А там  таблица терминалов бесстрастно сообщает, что терминал «F» вынесен  за пределы аэропорта как космодром Бойконур за пределы России. После чего приходит понимание, почему его обозначили именно такой буквой ( для неанглоязычных поясню, что с этой буквы начинается самое «крутое» их ругательство). И вот с этим бодрящим словом и с той же неподъемной  поклажей начинаются поиски загадочного терминала, затерянного в окрестностях аэропорта, снова преодолевая налипание снега на лицо и мелкие колесики груженых хрустальным наследством чемоданов, которые через каждые пять шагов превращаются в эффективные дорожные снегоочистители.
(Справедливости ради надо сказать, что два года спустя я улетала снова из Борисполя, но теперь уж с букетом совсем других впечатлений. Власти будто услышали стенания народа и выстроили новый, прекрасный и удобный аэропорт. Хотя и здесь не обошлось без ложки дегтя. Все весы для сдачи багажа безбожно врали. Вернее, все они показывали разные цифры веса одного и того же чемодана. Что ж, здание перестроить легче, чем сознание).
   В суперсовременном холле долгожданного и желанного «F» терминала вас,   взмыленного и промокшего от растаявшего снега, с нетерпением ждут симпатичные улыбчивые хохлушки-регистраторши. Кажется, можно расслабиться.  Они обслуживают британские авиалинии, которыми предстоит лететь с мамой в новую для нее жизнь. Где мама нужна не только детям, но и, как ни странно, чужому для нее государству, которое помогает во всем.
   Однако здесь ожидает новый подвох. Именно свои, родные хохлушки стараются «ободрать» своих же, хоть и бывших теперь соотечественников, по полной программе. И делают это с видимым удовольствием.  Их профессиональное рвение обусловлено тем, что даже незначительный перевес вашего багажа чудесным образом превращается в надежную валюту. В принципе, и козе понятно, насколько важен приток иностранного капитала для страны, и  даже по-человечески  жаль наблюдать  резкую смену настроения  на  их лицах , когда приток обрывается по причине «летной грамотности» пассажира! Улыбка и вежливость сползает с хорошеньких намакияженных фэйсов как змеиная чешуя во время линьки.
   В противовес летным клеркам неожиданно радует родная таможня. Она не изгаляется над измордованными дорогой дамами и снисходительно осматривает сумки с ручной кладью. Сумок явно больше, чем рук, да и по размеру они далеки от определения женских ридикюлей.  Но таможня дает «добро». Настоящие мужики! Они выше меркантильной мелочности околорейсовых работников, поэтому отпускают нас с миром. Правда, извлекают из сумки сбереженных мамой про запас набор одноразовых шприцей. Чтоб мы не обкололись чем-нибудь на радостях  от удачного пересечения границы.
   Остается сесть в самолет и лететь. Но тут, как назло, так разгулялась непогода, что вырваться из ее плена  не удается даже опытным британским летчикам. Командир несколько раз включает двигатель и столько же раз глушит его. Самолет постепенно превращается в огромную обледеневшую сосульку.
   Родина не выпускает из своих крепких объятий. При одной мысли, что нас всех сейчас попросят с вещами на выход, одолевает смертельная тоска. Снова проходить все круги ада со взвешиванием, досмотром и сопровождающими это аргументами сторон кажется выше человеческих сил. Сознание сопротивляется этому всеми фибрами души.  Именно в такие отчаянные моменты вспоминаешь о Боге или Высших космических силах ( неважно, кто там занимается земными вопросами) и начинаешь тихонько бубнить наскоро сочиненную молитву.
    Как ни странно, но этот бессвязный лепет доходит до адресата. К самолету подъезжает огромный железный осьминог и обливает его какой-то вязкой зеленой жидкостью, после чего лед превращается в стекающие по иллюминаторам потоки зеленых змиев. Летчик, времени не тратя даром, выруливает мокрую железную птицу на взлетную полосу.  Самолет резво взмывает вверх и только успевает пересечь границу, как беспросветные плотные тучи уступают место яркому солнцу.  Непогода заканчивается словно по команде свыше. Как и наши мытарства.
Апрель 2011. Время действий.
    Печать стрессов так и осталась белой маской на лице. Надо было срочно  что-то предпринимать, чтоб друзья узнали по возвращении. Родные в аэропорту уже успели ужаснуться.   При этом  пришлось отказаться от мысли   соответствовать образу гейши, то бишь завернуться с ног до головы в кимоно, туго перепоясать место, где должна быть талия, и семенить мелкими шажками, шаркая деревянными подошвами  гет (geta) об асфальт и подмигивая встречным мужчинам. Идея, конечно, интересная, но  сомнительная по двум причинам. Во-первых, мои невинные подмигивания могут нарушить  мир в родной семье. И во-вторых, в марте-апреле в Австралии, где я собиралась разгуливать закутанной гейшей,  настоящий бархатный сезон или сезон обнаженных плеч, голых ног и плоских гуттаперчивых тонгов (вьетнамок).
  Это время по праву считается одним из самых лучших в бесконечно жарком сезоне Зеленого континента. Температура воздуха и воды почти совпадает и держится на комфортном уровне 23-28 градусов по Цельсию. На два-три месяца здесь наступает настоящий рай. Нет одуряющей липкой жары зимних месяцев (декабрь-февраль) и всепроникающей холодной сырости дождливых  летних дней (июнь-август). Исходя из сказанного, налицо достаточно веский аргумент бросать все дела и уезжать поправлять здоровье в курортный Квинсленд. Несмотря на то, что это самый продуктивный период в деле поисков работы после вынужденных каникул.
    В Австралии финансовый год начинается с первого июля и заканчивается в июне. Апрель-самый лучший месяц для поправки личных финансов, истаявших за время длительного вояжа. Компании, которые экономили на рабочей силе в течение года, спохватываются и начинают лихорадочно искать подмогу в подчистке всех дел перед генеральным отчетом в главный финансово-полицейский институт страны- Налоговую Службу. Он гордо звучит АТО (Australian Taxation Office) по-английски, что в переводе означает « А ТО будет вам, ребята, если вовремя не отчитаетесь!»
   Но здоровье- это такая штука, которую не купишь.  Тут стоит согласиться с Жанет Маркс,              которая дала краткое и емкое определение счастья. «Счастье- это здоровье»- заявила она без раздумий.   Женам выдающихся людей, включая жену классика теории прибавочной стоимости К. Маркса, стоит доверять. Без таких как они  классики не создали бы своих теорий. Поэтому мы соглашаемся с Жанет без колебаний, и сформулировав главную цель поездки «За здоровьем, а значит, за счастьем!»,  кладем на стол копию  карты восточной Австралии и прочерчиваем скетч маршрута от  Госфорда в северном  направлении через кантри к побережью Голд Коста (Gold Coast), что в Квинсленде, и обратно.
   Госфорд –это столица Центрального Побережья(Central Coast) штата Новый Южный Уэльс и город, в котором мы живем. Он стоит на побережье, омываемом Тихим океаном (Pacific Ocean) как раз посередине между двумя крупными городами -Сиднеем и Нью-Кастлом. Рисунок получается на удивление похож на коньячную рюмку (воображения нам не занимать, в чем читатель убедится, рассматривая приведенную ниже Карту N 2) . Это не только удивительно, но и символично, поскольку означает приятное времяпровождение во время  праздника Пасхи в конце апреля, который и католики-ози (ozi -производное от  страны Oz-Australia), и наши православные отмечают в этом году в один день, что редко совпадает. Начало же нашего путешествия приходится на начало апреля. Впереди три недели беззаботного отдыха , который красиво завершится Святыми днями. Это хороший знак , и мы готовимся к путешествию с легким сердцем.
   Первооткрыватели, туристы и йоги  долго не спят и поднимаются с восходом солнца.  Такой режим жизни передавался из поколения в поколение пращурами и давно доказал свою состоятельность. Он состоит в пробуждении человека вместе с природой. Наш внутренний будильник, настроенный с природой в унисон, задает правильный ритм телу и обеспечивает его  хорошей энергией на целый день.  Недаром говорят, кто рано встает, тому Бог дает. Люди по наивности думают, что дает он благополучие и деньги. На самом деле «жаворонкам» на энергетическом уровне  дарится здоровье, а значит, счастье.
    С утренней зарей девятого  апреля 2011 года отчаливаем, оставив присматривать за домом ушлую кошку Крысю. А присматривать за Крысей - добрых соседей. У них живет маленькая вислоухая собачка по кличке Чудик (Gismo), которая несусветно рада нашему отъезду. Она знает наверняка, что Крысин паек, оставленный нами щедрой рукой, будет справедливо поделен с ним. Надо сказать, что ози очень бережно следят за здоровьем своих питомцев и не перекармливают их. По этой причине Крысин сосед бегает полуголодный и всегда норовит полакомиться остатками с братского стола.
   Между Гизмой и Крысей существуют дружески-натянутые отношения. В английском языке они обозначаются  слэнгом «фрэнеми»( производное от friends –друзья и enemy – враги- FRENEMY). В поисках случайно оставленной еды или приключений каждый из них довольно часто пересекает границу принадлежащих им территорий. Когда Чудик  нечаянно появляется на исконной кошачьей земле, он  с позором и визгом изгоняется. Но не дай Бог Крысе пересечь невидимую границу!  Чудик на глазах становится больше и внушительнее в размерах, хвост, такой же висячий как и уши, распушается, редкая шерстенка становится дыбом. Маленькая неприметная собачонка превращается в свирепого защитника частной собственности  и давай  остервенело гнать закадычного недруга  до ступенек нашего крыльца. По его, чудиковому мнению, презренных кошек надо ставить на место!  Зарвавшись и опрометчиво запрыгнув вслед за ней на крыльцо, он немедленно получает  оплеуху острыми когтями. Окрестности оглашаются визгливым криком Чудика,  а Крыся победоносно усевшись на верхней ступеньке как ни в чем не бывало начинает вылизывать свою блестящую черную  шерстку. Вот так  «дружат» домашние питомцы-соседи. Тем не менее  зная беззлобность их отношений, с легким сердцем оставляем нашу кошку на поруки Чудика и его семьи.
   Семейная Хонда, основательно загруженная вещами, продуктами и людьми, медленно движется среди пустынных улиц спящего Госфорда к старту, коим является Пасифик хайвэй (Pacific Hwy), перерезающий город. Это главная трасса Австралии, которая идет вдоль кромки берега и соединяет Сидней и Брисбен, поэтому она обозначена цифрой «1». Однако дотошный географ может справедливо заметить, что цифрой «1» обозначена трасса, соединяющая не два, а пять самых крупных прибрежных городов Австралии, начиная с Перта, через Аделаиду, Мельбурн, Сидней , Брисбен до Солнечного берега. Дело в том, что быть Первым хайвэю присвоено на уровне федерации, а каждое конкретное название придумал каждый штат. Штаты, как когда-то в бывшем Союзе республик свободных, соревнуются друг с другом во всем: в надоях молока на душу населения, в дорожных штрафах, в плотности геев на кв. километр, ну и конечно, в названиях. Так, от Перта до Аделаиды  через сушу это Great Eastern Hwy, переходящий в  Eyre Hwy, а потом просто в Port Wakefield Road (протяженность около 2500 км), а вдоль нескончаемого безлюдного побережья – это National Route N 1. От Аделаиды до Мельбурна  по прямой  это Western Hwy and Duke Hwy (730 км), а вдоль побережья Princess Hwy (Принцесс Хайвэй - 915 км). От Мельбурна до Сиднея  по суше это Hume Hwy (870 км), а вдоль побережья снова Princess Hwy (1040 км).  От Сиднея до Брисбена,понятно, Пасифик (960км). От Брисбена до Кернса вдоль побережья  Bruce Hwy ( 1652 км). От Брисбена до Дарвина идет экзотическая дорога, названная National Route 66. Название говорит само за себя, хотя в народе она звучит ласково как « Матильда» в честь барышни из национального гимна Австралии (Waltzing Matilda). Из Дарвина прямая стрела трассы Stuart Hwy (2834 км) доведет до Port Augusta, что рядом с Аделаидой, через пустыню Симпсон и город посреди нее Alice Springs. От Дарвина до Перта это уже знакомый  путь National Route N 1.
  Наглядно развязку основных трасс континента можно изучить на представленной ниже карте N 1, а «коньячную» схему нашего маршрута на карте N 2.
Карта N 1.
   
Карта N 2.
   


После географического отступления возвращаемся к  нашей груженой Хонде. Наличие личных вещей и людей в машине понятно. Но при чем тут продукты? Надо сказать, что за почти четверть тысячелетнего существования Австралия не знала глобальных перестроечных экпериментов, знакомых россиянам и их советским братьям, поэтому в каждом самом глухом «сельпо» полно  каких угодно продуктов на любой вкус. Тем не менее существует одно весомое «но». Стоимость этих продуктов порой на порядок выше. Каждая невинная покупка в таком магазинчике, стоящем посреди чистого поля, оборачивается значительным истончением кошелька.   Уж лучше сохранить его объем до тех мест, где на сэкономленные деньги можно красиво «оторваться». В этом как нельзя наглядно проявляется суть украинской породы : сегодня удавимся за копейку , зато завтра легко выбросим на ветер сотни.
   Тяжело просевшая от сумки с консервами и бутылок с водой Хонда стартует на удивление легко. Вот за что мы ее любим! Загрузи хоть тонну, все равно летит птицей несмотря на малый (2.4л) объем двигателя. Работают люди, шевелят мозгами в стране Восходящего Солнца, за что им честь и хвала и посланные нами положительные вибрации.
  Ровно через два часа первой остановкой  мог бы стать городок Нэльсон Бэй (Nelson Bay), когда автотуристам-дальнобойщикам положено передохнуть за чашечкой крепкого кофе. Однако пролетаем его на полной скорости. Первый забученый заранее ночлег нас ждет в городке Мори (Moree) в глубокой кантри, что около 600 км, включая горные дороги, или 8 часов пути. Расстояние туда длиннее всякого длинного дня, а на пути столько интересных мест!  Наша команда сознательно выбирает хайвэй вдоль побережья, чтобы посмотреть как можно больше городов и поселков. Хотя можно было сразу срезать лишние три сотни километров, если выбрать путь через Ингланд хайвэй (England Hwy), берущий начало из Нью-Кастла, что в полуторачасовом отрезке на север от Госфорда.