Вор профессия нужная. Некоторые размышления о сказ

Виктор Лехин
Читал я на днях внуку русскую народную сказку «Семь Семеонов». Помните такую? Название знакомое. А о чем она? Забыли? Напомню.

Кстати, у каждой сказки множество вариантов. В данной заметке я буду пересказывать и цитировать один из записанных А.Н. Афанасьевым.

Постараюсь быть кратким.

Было у старика со старухой 7 сыновей - близнецов и всех звали Семеонами. Умерли старик со старухой, остались дети одни. Вышли они на поле пахать. А тут мимо царь проезжал. Увидел он братьев и пригласил их к себе во дворец. Пришли Симеоны к царю во двор, и стал их владыка спрашивать, какому ремеслу каждый обучен.

Старший, кузнец, сообщил, что способен столб до самого неба выковать. Второй брат поведал, что может на этот столб влезть и увидеть с высоты, что в государстве и дальних странах творится. Третий разумеет «тяп да ляп – тотчас же корабль построить» / тяп да ляп – это по - нашему/. Четвертый  разбирается, как «взять корабль за нос и увести в подводное царство», т.е. этакий подводник «времен царя Гороха». Пятый – стрелок, научен любую цель поражать из ружья. Шестой натаскан, подобно легавой, эту цель подхватить и не дать упасть на землю или в воду.

Что касается седьмого брата, то мне хочется текст сказки процитировать полностью без искажений:

«После спросил царь последнего Семеона: «А ты, Семеон, какой науке или художеству учиться желаешь?» - «Ваше величество!» - отвечал он ему. – Я никаким наукам, или художествам учиться не желаю, потому что я и так ремесло имею предорогое!» - «Да какое же ты имеешь ремесло? – спросил его царь. – Скажи мне, пожалуй!» - «Я хорошо умею воровать, - сказал ему Семеон, - и так, что никто против меня не сворует». Царь, весьма осердился, услышав о таком дурном его ремесле, и говорил потом к своим боярам и думным дьякам: «Господа мои! Чем присоветуете мне наказать сего вора Семеона, и скажите какою казнию казнить его должно?» - «Ваше величество! – сказали ему все они. – На что его казнить? Может быть, он вор с именем, и такой, который в случае будет надобен».

/«Народные русские сказки», А.Н. Афанасьев, Гослитиздат, 1957 г., тираж 1500000 экз./

Каково Вам, уважаемый читатель? Кому в первую очередь нужны воры в государстве? Боярам и думным дьякам!

Как нам это все знакомо! «Вор с именем». Такие всегда нужны!

Такое чувство, что про сегодняшний день повествование! Ничего не изменилось.

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

А выводы  сами сделаете.