Художники не бывают старыми, они бывают зелеными

Галина Кириллова
           Все знают, кто такие юные художники. Это – дети. Дальше – пойдут начинающие. Им можно уже давать лет так пятнадцать-двадцать. Потом – молодые. Молодым можно быть и в сорок! Если ты взял кисть в тридцать восемь и за два года так наловчился ею махать у холста  или водить по бумаге, что многие с восхищением говорят: ну ты талант! далеко пойдешь!
           А как назвать человека, который в пятьдесят с хвостиком впервые прикасается к акварельным краскам  и с робостью начинает тыкать маленькой кисточкой в середину листа, чтобы получился цветок.
            И когда вдруг он видит, что из смешной тонкой палочки получился стебелёк, а на нём какой-то хвостик, отдаленно напоминающий листик, и потом вокруг круглой толстой кляксы вырисовываются лепестки…. душа раскрывается настежь и из неё выливаются самые нежные, самые трепетные эмоции. Как в детстве, когда вы впервые увидели ночью волшебного светлячка или вас лизнул в руку толстый соседский щенок или вы думали, что заблудились в лесу, но вдруг вышли на светлую полянку, а там вас ждут ребята и смеются и радуются вам.
        Вот такие живые детские эмоции переполняют вас, когда вы садитесь за стол, кладете перед собой чистый лист бумаги, открываете коробочку с акварелью и, уже зная что такое колонок, белка, пони или щетина, выбираете подходящую кисточку и начинаете рисовать что-то по настроению.
Можно ли назвать вас в эту минуту  старой дамой? Уверена, что всякий, кто взглянет вам в лицо, освещенное внутренним светом вдохновения, согласится, что «девушка» просто прибавила себе лет, а на самом деле ей не больше тридцати. В крайнем случае, тридцать восемь, как говорила про себя всю жизнь  потрясающая актриса Стэлла Патрик Кэмпбэлл, в которую был влюблен Бернард Шоу.
        Стала я искать в Интернете синоним слова «молодой», чтобы обозначить не возраст, а стаж рисования,  и вот что нашла: желторотый, неопытный, юный, безусый, зеленый, младой, несовершеннолетний, ранний, сопливый ….
Последнее, как вы понимаете, совершенно не подошло. Но «зеленый»… почему бы и нет?  Пусть будет этот приятный для глаз цвет весны и радости.

          Итак, я «зеленый» живописец и таких, как я  в нашем клубе  «Свободный художник» пятнадцать человек. Все дамы. К сожалению, джентльмены заняты другими делами и им не до красок. Рисуем мы в основном дОма, а собираемся на посиделки и мастер-классы в библиотеке, которая нас не только пригрела и приняла в свои объятия, но и разрешает чаю попить и даже устраивает у себя в читальном зале выставки наших гениальных работ.
И даже даёт нам задания!
          Вначале мы  настороженно приняли такой «диктат». Как это мы – свободные белые женщины будем рисовать то, что нам скажут-прикажут. Но потом, посидели, подумали, поговорили и… согласились.
          Первое задание было такое: надо  нарисовать осенние пейзажи старого района, который называется «Славянка».  На берегу Невы в Рыбацком было такое село. Жили там, как вы сами понимаете, рыбаки. Еще 50 лет назад ловили они неводом рыбу и думать не думали, что город начнет расти, ветхие деревянные домики снесут и на их месте взгромоздятся блочные и кирпичные монстры,  и русский север превратится в  урбанистический запад, где нет места вишням, яблоням, белкам и ежам. Да и деревья спилят под корень, а на их месте положат асфальт и посадят чахлые городские цветы.
         Идея рисовать пейзажи, до которых у нас пока не дошли руки, была очень заманчивой. К тому же любой  опыт никогда не бывает пустым. Всегда он зачем-то обязательно пригодится!
        Наши энтузиастки поехали  в эту Славянку, нафотографировали в разных ракурсах старые дома, сады, дороги и заросшие травой берега Невы.
        А потом каждая из нас выбрала фотографию по вкусу и написала свою картину для выставки «Уходящая Славянка».
        Экспозиция имела большой успех,  и нам обещали, что снова пригласят, но уже  с новой темой.
        И вот месяц назад объявили эту тему: Япония!!!!
Мои постоянные друзья-читатели уже знают, что я большой любитель японской живописи и стихов в стиле хокку.
       Поэтому радости моей не было предела. Тут же я призналась руководительнице проекта, что у меня дома целая коллекция японских картин-вышивок, которые я ваяла десять лет назад, что у меня есть подруга-японка и она (ну надо же, как совпало!) приезжает 12 февраля в Петербург со всей своей семьей, к нам в гости!
        Не знаю почему, но на всех на нас напало какое-то необыкновенное воодушевление. Может быть, я со своими восторженными восклицаниями на них подействовала, а, может, они тоже в душе любили призрачную красоту японских картин, их, казалось бы,  простоту и графичность  с неизменно глубоким философским и жизненным смыслом.
      Рисовали девчонки всяко-разно. И Фудзияму, и сакуру, и бамбук, и просто цветы, и горы, и водопады, а одна так нарисовала японку в кимоно на фоне раздвижного окна и в окне видна знаменитая гора с круглым красным солнцем на вершине. Красота необыкновенная!
       Ко мне домой приехала организатор всей этой кутерьмы и заставила вытащить из-за дивана все картины, которые уже и не чаяли когда-нибудь показаться на свет. И которые я завещала Маринке, сказав с грустной улыбкой: «через пятьдесят лет они станут антиквариатом и ты сказочно разбогатеешь, дитя моё!»
        Так что шедевры мои, счастливые от того, что, наконец-то, их увидят люди,  развесили в холле, подписали  красиво «Весенняя сакура», «Нежная осень», «Зимняя сосна», «Фея, слетающая с небес на землю», «Курочка и петушок под сливовым деревом»……. Всего пятнадцать вышивок, на которые я в своё время потратила столько сил и чувств.
         Приятно, конечно. Что скрывать.
        К тому же пригодился и мой рассказ, как я выиграла главный приз на лучший стишок хокку семь лет назад, и как меня наградили  японскими часами и красиво написанным известным японским художником на шелковом свитке .моим собственным стишком.
       Кроме этого еще должен был быть концерт трех девушек-японисток, которые играют на  кито (такой длинный  струнный инструмент, похожий немного на  украинскую бандуру, только очень длинный и довольно узкий).
      К сожалению, из-за необыкновенно сильного снегопада самолеты из Токио не летали, моя Фумико, Май и Юй просидели в аэропорту 10 часов и… заболели от переживаний. Пришлось им вернуться домой.
        Я сама чуть не зарыдала, когда узнала, что они не приедут. Ведь мы с Маринкой приготовили им целую программу. И обед из русских блинов со сметаной и сгущенкой (такого в  Японии вообще не едят!), дочка купила торт, а я еще  и сухариков к пиву.
         Ведь именно они семь лет назад, когда она приезжала в гости, произвели на Фумико большое впечатление и понравились даже больше, чем картины в Эрмитаже. И она увезла в Японию целый мешок этих сухарей.
       И кошек мы подготовили: Чернушка умеет стоять на задних лапках и бодаться, а Беляшка прыгает через длинную картонку, как лошадь на скачках. Когда, конечно, ты шуршишь кормом, а Маринка подталкивает её под хвост.
      Потом мы должны были поехать на выставку и там представить сводный русско-японский хор и что-нибудь спеть. Например, «Подмосковные вечера», которые японцы считают своей народной песней и распевают её везде, где только можно.
     Или, в крайнем случае,  станцевать, чтобы всем было весело и чтобы все поняли  - японцы – тоже живые люди и умеют  радоваться жизни, когда видят, что их любят.
       Особенно мне хотелось потискать маленькую Юй, которой сейчас всего лишь полтора года. И мы её видели только на фотографиях. Такая трогательная, с узенькими черненькими глазками и улыбкой до ушей!
      Но вот так… погода смешала все планы. И мы с Маринкой были очень расстроены.
          Однако выставка должна состояться при любом раскладе. И я вспомнила еще про одну свою знакомую японку. Которая родилась в Доминикане! Приехала учиться в Вагановское балетное  училище, вышла здесь замуж за русского танцовщика, родила дочку и теперь танцует в Михайловском театре.
       Вначале она не очень хотела ехать, но я  в таких красках описала ей великолепие  наших картин и фурор, который она произведет, если я её приведу, что она согласилась и…. не пожалела. Ей хлопали, кричали «браво» и полюбили всей душой и участники выставки, и их друзья, и знакомые, и случайные зрители, и руководство ДК  ну и я, конечно!
       Потом был фильм о Японии, проникновенные слова о необыкновенной культуре и искусстве, о нашей любви к этой загадочной стране.
       В конце этого торжественного дня нас позвали на чай и угощали русскими пирогами  и сладкими суши – с клубникой, киви, бананом и творогом.   
        Маринка уплела сразу пять штук. И была очень довольна.
        И я тоже.
      Так что теперь «зеленые» художники запросто могут ездить по Японским островам со своей выставкой и собирать аплодисменты и подарки….


На картинке - моя вышивка. Это - японская сказка про фею, у которой пастух украл вуаль, и она поэтому стала его женой, но потом всё равно улетела, и он очень горевал....